Выбор огнегасительных средств
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать рекомендации международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG-CODE) и национальных правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно взаимодействовать с водой, когда подача ее (а также пены, пара) не только не даст эффекта тушения, но чаще наоборот приводит к образованию в трюме взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы. Объемный метод тушения не даст эффекта при пожаре в трюме, загруженном окисляющими и другими веществами, способными выделить в атмосферу трюма кислород или другой окислитель при своем разложении. При пожаре в трюме, загруженном аммиачной селитрой, на т/х "А. Грин" в порту Хайфон делалась попытка с помощью CO2 ликвидировать пожар объемным способом. Лишь своевременный переход на затопление трюма и интенсивная подача воды с помощью как самого т/х "А. Грин", так и других отечественных судов находящихся в порту, позволили избежать более серьезных последствий, учитывая способность селитры к взрыву при прогреве ее массы. Выбор огнегасительных средств при перевозке опасных грузов, расчет требуемой интенсивности их подачи следует произвести в процессе подготовки судна к рейсу, отразив соответственно в карте корректуры оперативного плана. При необходимости запас средств тушения и предметов, обеспечивающих работу экипажа, должен быть пополнен.
Раздел 11. Особенности пожаров грузовых танков наливных судов Пожары в жилых, служебных, складских и других помещениях наливных судов не имеют принципиальных отличий от пожаров в аналогичных помещениях судов другого назначения. Пожары в грузовых танках имеют свою особенность и требуют, для успешной их локализации и тушения, специфических приемов и методов, которыми должен владеть экипаж танкера.
Факельное горение В начальный период возникновения факельного горения паров (газов), выходящих из горловин люков, неплотностей, деформированных трубопроводов и других отверстий при разгерметизации емкостей с горючими жидкостями (ПК), пожар можно ликвидировать перекрыв пути выхода паров с помощью люковой крышки, покрывал, брезента, либо произвести отрыв пламени с помощью водяных струй или подачи инертного газа. Следует иметь в виду, что факельное горение, если не будут приняты меры по его тушению, может закончиться взрывом паро-воздушной смеси в танке, так как в процессе факельного горения в танке образуется вакуум и туда подсасывается воздух.
Горение в пределах корпуса судна Возникает оно после взрыва паро-воздушной смеси, частичного вскрытия верхней палубы и разрушения внутренних переборок грузовых танков. При этом вероятность взрыва пустого, hq не дегазированного, танка значительно выше чем загруженного, где надгрузовое пространство практически полностью заполнено парами ГЖ - их концентрация значительно выше верхнего предела взрываемости (ВКПВ). Эффект и вероятность взрыва порожнего танка будет примерно в 20 раз больше, чем заполненного. Пожары этого вида тушат с помощью воздушно-механической пены низкой и средней кратности. При этом количество стволов (интенсивность пеноподачи) должно быть определено в зависимости от площади пожара и вида ГЖ (расчеты даны в Приложении 1). Одновременно с тушением должны быть приняты меры по защите соседних танков, надстройки и других палубных устройств с помощью водяных устройств или другим способом. Если мощности судовых средств пожаротушения не обеспечивают требуемой интенсивности подачи, капитан должен организовать защиту соседних помещений (устройств, сооружений) судна, а для тушения прибегнуть к помощи других судов, береговых подразделений пожарной охраны.
В особо сложных случаях, при явной угрозе взрыва в других грузовых танках и недостаточности (или отсутствии) у судна средств активной борьбы»а живучесть, капитан должен принять меры по эвакуации экипажа. Капитан, лицо его заменяющее в роли РТП, должны помнить, что горению жидкости в танках в течение продолжительного времени свойственны явления вскипания и выброса ГЖ с разбросом их на значительное расстояние на судне, прилегающие береговые сооружения и водную акваторию. Средняя температура в грузовых танках в этих случаях может достигать 1100 °С. При этом больше подвержены вскипанию темные нефтепродукты (типа мазут) и сырая нефть.
Горение в танках и на поверхности воды Это наиболее сложный вид танкерных пожаров: резко увеличивается площадь горения, воздействию высокой температуры подвергается значительная часть корпуса судна. Экипаж танкера, за редким исключением, не в состоянии своими силами вести борьбу с такими пожарами. Основной задачей экипажа в этих случаях, в зависимости от обстановки, является: – прекратить или хотя бы уменьшить интенсивность поступления ГЖ за борт (в очаг горения); – развернуть судно так, чтобы вытекающую ГЖ и очаг пожара ветром относило в сторону, то есть, чтобы "чистым" был хотя бы один борт (корма); – организовать защиту неповрежденных танков и надстройки от проникновения горения (взрывов); – подготовить спасательные средства на случай оставления судна при ухудшении ситуации. Тушение разлившейся на воде ГЖ проводится, в основном, с помощью водяных струй, обеспечивающих интенсивное перемешивание поверхностного слоя водной акватории. В мировой практике известны случаи самотушения горящей нефти на поверхности штормящего моря (например, танкер "Уорлд Глори" дедвейтом 45000 тонн под либерийским флагом).
Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения судна отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочередных активных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключительное значение. Главной задачей первоочередных действий является: локализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования основных сил и средств борьбы с пожаром.
Первоочередные действия Сообщив на мостик/вахтенному помощнику о случившемся, члены вахты машинной команды обязаны немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависимости от характера очага пожара, как например: – при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением; – углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением; – покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п. По мере накапливания сил, с увеличением количества задействованных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы (пеногенераторы) системы пенотушения. При нахождении в зоне горения работающих механизмов (ДВС, котел и т.п.) их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива. Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. (Полное обесточивание МП производится по решению капитана/лица, его заменяющего в роли РТП).
Активный способ тушения Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения (распыленная вода, пена и др.) при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций: – ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхностях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, чтобы стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;
– после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании МП с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных потоков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым"; – если пожар возник в том отсеке МП, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходимо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше технических возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напора у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаротушения. Рекомендации по расчету потребного количества средств водо- и пенотушения даны в Приложении 1.
Объемное пожаротушение В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если РТП видит, что прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено на столько, что они не дают ожидаемого эффекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения. Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать следующие рекомендации: – остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания электропитания работу всех механизмов в отсеке МП, готовящемся к заполнению средством объемного тушения; – вывести людей из аварийного отсека; – произвести герметизацию помещения; – выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы (углекислотная, хладоновая и др.); – произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции/у места пуска. В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по периметру аварийного отсека и по выходящему дыму/другим признакам установить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устранению. На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест. Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при наличии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение МП. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыхательных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварийное помещение еще два человека.
Направляемым в загерметизированный отсек должна быть поставлена четкая задача их разведки, объяснены и показаны на схеме рекомендованные пути их движения, установлено время их пребывания внутри отсека. Они должны быть проинструктированы о мерах безопасности, в частности: – указано, что газовая атмосфера в отсеке непригодна для дыхания, и поэтому снимать маски противодымных приборов не допускается; – металлические поручни трапов и переходных площадок могут быть значительно нагреты, ввиду чего работать следует в теплозащитных перчатках. Входить в МП рекомендуется через промежуточное помещение (по принципу шлюзования), в качестве которого может быть аварийный выход ЦПУ через туннель гребного вала и через любое другое, где есть две двери и помещение между ними. Менее предпочтительны прямой вход в МП из коридора жилой надстройки (если нет промежуточного помещения), и особенно верхний вход через шахту МП. По окончании необходимой выдержки или с получением разведывательных данных об отсутствии горения, МП должно быть провентилировано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только после проведения газового анализа в отсеке.
Общие рекомендации В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогревов палубного настила над МП, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади. В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче значительного количества воды внутрь МП, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению. При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|