Раздел 7. Эвакуация и спасение людей
Каждый член экипажа и работник пожарной службы, работающие на пожаре, обязаны немедленно оказывать помощь людям, находящимся в опасности, считая это своей первоочередной задачей. Спасение людей РТП обязан организовать немедленно, используя для этого имеющиеся силы и средства, сочетая это с руководством тушения пожара. Если непосредственной угрозы безопасности для людей нет, РТП должен рассмотреть вопрос о целесообразности их перемещения в наиболее безопасные места судна или на берег. Эвакуацию людей в этих случаях РТП поручает организовать одному из своих помощников, выделив в его распоряжение необходимые для этого силы и средства. Эвакуация и спасение людей производится по основным путям выхода из судовых помещений, а если их использование невозможно или затруднено, - по запасным и аварийным. В необходимых случаях пути выхода людей должны быть защищены, а в темное время - освещены. Спасение людей на пожаре, как правило, проводится с одновременным развертыванием сил и средств для тушения пожара. Если наличных сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спасению людей и тушению пожара, для спасения людей используется весь личный состав участников пожаротушения. Порядок и способы спасения людей определяет РТП и лица, проводящие спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Все работы по спасению должны проводиться быстро и осторожно, чтобы не причинить ущерб спасаемым. Основными способами спасения людей являются: – самостоятельный выход по указанным безопасным направлениям (основные и запасные выходы и т.); – вывод спасаемых под надзором членов экипажа, выделенных для обеспечения спасения, когда пути спасения задымлены либо состояние спасаемых вызывает сомнение в возможности самостоятельного их выхода;
– вынос людей, потерявших способность перемещаться самостоятельно, или подъем их из нижних помещений с помощью судовых средств и приспособлений. Приемы и методы проведения спасательных операций изложены в Приложении 2.
Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре При подаче внутрь корпуса судна значительного количества воды возникают его накренения, которые иногда принимают значительные размеры, вплоть до потери остойчивости судна. Мировая практика тушения судовых пожаров знает немало случаев опрокидывания морских судов при пожарах ввиду потери ими остойчивости. Контроль за состоянием остойчивости судна РТП обязан организовать в самом начале тушения пожара, если внутрь корпуса подается вода из нескольких стволов. При затяжных пожарах должны постоянно производиться расчеты остаточной остойчивости, о чем РТП должен быть постоянно информирован. В зависимости от конкретно складывающейся обстановки на судне и технических возможностей пожаротушения, своевременно должны приниматься следующие меры по сохранению остойчивости: а) во избежание излишней подачи воды внутрь корпуса судна необходимо: – во внутренних помещениях работать со стволами, снабженными перекрывающими устройствами; – подавать воду только целенаправленно в очаг пожара, а не "на дым"; – заменить подачу воды использованием воздушно-механической пены, особенно повышенной кратности. б) для откачки воды должна быть задействована судовая система осушения, использованы погружные электронасосы и водоуборочные приспособления пожарной техники. в) в нижних местах коридорных комингсов и внутренних переборок проделать отверстия таким образом, чтобы поступающая во внутренние помещения вода вытекала на палубу и за борт. Проделка таких отверстий в наружных переборках может быть допущена специальным разрешением РТП.
г) перемещение балласта, топлива и других жидкостей в емкости, противоположного накренению борта. При наличии достаточного запаса плавучести может быть организован прием забортной воды во все свободные емкости возвышающегося борта. д) как оперативная и экстремальная мера, могут быть использованы портовые буксиры и спасательные суда для удержания судна прижимом к причальной стенке, работая "на укол", давая возможность более действенными мерами стабилизировать обстановку, - например, завести дополнительные швартовы и другое. Как одну из крайних мер следует рассмотреть возможность посадки аварийного судна на песчаную отмель. Эта мера наиболее приемлема, если РТП принимает решение на затопление аварийного отсека судна.
Раздел 9. Пожар в жилых помещениях Под жилыми помещениями в настоящем разделе следует понимать: – каюты экипажа и пассажиров; – коридоры и вестибюли блока (отсека) жилых помещений; – помещения массового пребывания людей на судне (салоны, зрительные залы, бары, рестораны); – бытовые и вспомогательные помещения расположенные в блоке жилых помещений и предназначенные для обслуживания людей (парикмахерские, магазины, гладильные и т.п.) Особенностью этих помещений является наибольшая потенциально-возможная опасность для людей в случае возникновения пожара. Огневая (пожарная) нагрузка в блоке жилых помещений достигает максимально допустимой (45 кг/м2), а на судах старой постройки, когда огнестойкие материалы почти не применялись, эта нагрузка может быть еще выше. Жилые надстройки судов располагают естественными условиями для быстрого распространения пожара из одного помещения в другое по вентиляционным каналам, по эаобшивочным пустотам палуб и переборок, по шахтам и траповым выгородкам, по каналам кабельных трасс и технологических трубопроводов. Снижение видимости в результате интенсивного задымления помещений и коридоров создает значительные трудности по осуществлению эвакуации людей и подаче огнетушащих средств в очаг пожара.
Первоочередные действия При возникновении пожара в блоке жилых помещений судна первоочередной задачей следует считать определение степени опасности для людей, находящихся в аварийном отсеке. Оказание помощи людям по их эвакуации из опасной зоны является первоочередной задачей. Для этого используются основные пути входа-выхода, а также запасные и аварийные выходы. Иллюминаторы и окна жилых помещений могут использоваться в качестве аварийных выходов, если по конструкции они имеют необходимые размеры и выходят на наружные участки палуб. На период эвакуации людей не должны отключаться вентиляция и освещение путей выхода. Вводимые в очаг пожара водяные и воздушно-пенные стволы должны в первую очередь направляться на защиту путей эвакуации людей и тушение горящих конструкций судна на этих путях. На этом этапе, в зависимости от обстановки, могут быть приведены в действие первичные средства тушения пожара и защитные устройства: огнетушители, кошма, покрывала, противогазы, пожарный инструмент т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|