Формационный» и «цивилизационный» подход к типологии государств
В настоящее время наблюдаются два подхода к изучению типологии государств: формационный и цивилизационный. Суть «формационного» подхода (Маркс, Энгельс, Ленин) состоит в том, что в основе классификации государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений — экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней, - соответствующего типа государства и права. Соответственно способам производства выделялись исторические типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический, соответствующий новым производственным социалистическим отношениям. В процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». Формационный подход дал для теории ряд ценных для теории результатов: установил зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики; объединил в одни классификационные группы государства, имеющие единый — по отражению классовых интересов характер власти; появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы; были выявлены закономерности смены одного типа государства другим: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное.
Недостатки данной теории заключаются в следующем: узкоклассовый подход, отрицание общечеловеческой роли государства; не учитывает особенности восточного государства, где первична именно государственная власть, а экономическая власть проистекает от политического господства; процесс возникновения государства рассматривается как одномерное, однолинейное явление, заранее предопределенное, что не подтверждается социальной практикой; она не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав свое развитие с одной стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию; эта теория была превращена советским обществоведением в догму. Социалистическое государство рассматривалось как высший тип государства, но в своем развитии социалистические страны значительно отставали в своем от ведущих государств Запада. В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития: особенности духовной жизни, форм общественного сознания (религии, мировоззрения), исторического развития, географического положения, традиции и обычаи. Пнятие «цивилизация» означает социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонии человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Сущность любой исторической эпохи познается через человека, через совокупность господствовавших в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек рассматривается не как классово обезличенная личность, а как творческая и конкретная.
Существуют различные классификации видов цивилизаций: - по хронологическому принципу – древние, средневековые и современные; - по религиозному принципу и типу культуры – восточные, западные и смешанные; - по пространственному принципу - локальные (цивилизации, существующие в отдельных регионах, у отдельных народов - Шумерская, древнеегипетская, Эгейская); особенные (существующие на территориях нескольких современных государств и охватывающих более крупные территории - исламская, западноевропейская и пр.); всемирная (охватывающая все человечество, пока только складывается); - по способу производства - крестьянские, промышленные и научно-технические; - по уровню технократического развития – доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; - с точки зрения взаимоотношений государства и личности - традиционные государства (государства, которые подавляют человека, ущемляют его права, отрицают равноправие) и конституционные государства (народ признается единственным источником власти, государство гарантирует права человека). В рамках данного подхода существует «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с определенной ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Теория «конвергенции» (сближение капиталистической и социалистической систем, воплощение их лучших черт в едином типе общества и государства), теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» (в современную эпоху необходимость революционных изменений условий жизни отпала, ибо НТР по своим социальным последствиям выступает как заменитель социальной революции, неся все основные социальные преобразования, не затрагивая основы капитализма – частной собственности.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему. 4.3 Основные исторические типы государства «Восточный» тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 4—5 тыс. лет назад (Египет, индийские, китайские государства). Строительство оросительных систем требовал сохранения общины: одна семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ. Поэтому там не появилась частная собственность на землю, не возникли классы — собственники средств производства. Восточные государства: — основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по его положению в иерархической государственной системе; — обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства; — государственный аппарат строго централизован, строится по образцу пирамиды, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом; — правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и име-ют «божественную основу», закреплены в религиозно-нравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т. п.; - подобные государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития. Рабовладельческое государство. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX — VIII вв. С распадом общины возникла частная собственность на землю. Произошел распад общества на антагонистические классы. Экономическую основу данного общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Рабы были полностью бесправны. Основным способом установления рабства был захват мирных жителей чужих территорий, продажа свободных граждан в рабство за долги. Власть монопольно принадлежала господствующему классу.
Основные функции рабовладельческого государства: создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и свободных неимущих граждан; охрана рабовладельческой собственности; подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс; захват чужих территорий, порабощение других народов; оборона страны от внешних врагов и др. Феодальные государства возникли в Европе в VI—IX вв. до н.э. Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и за это должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина).либо выплачивать денежную ренту. Постепенно крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство, становились крепостными. Социальное неравенство закреплялось законом. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Функции государства заключались в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян и ремесленников. Буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад. Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Во французской Декларации прав человека и гражданина провозглашалось равенство прав человека. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменилось неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество прошло ряд стадий, менялось и государство. В современном мире за счет все усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к дальнейшим уступкам народу, как в политическом, так и в экономическом плане. Все большее значение приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Государство стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.д.
Основу социалистического государства составила общенародная (государственная) собственность на средства производства. Частная собственность отрицалась. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что это приведет к росту народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, отомрет, будет заменено органами народного самоуправления. Большинство этих прогнозов на практике не подтвердилось. Переходное государство - государство, возникающая в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающееся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. Он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, «перешагнув» традиционные этапы общественного развития. Основные черты: 1) обычно возникает в результате социальных потрясений: революций, войн, неудавшихся реформ; 2) содержит в себе несколько вариантов дальнейшего развития; 3) многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности — экономическая основа данных государств; резкое изменение сложившихся экономических связей, временное расстройство экономики; падение уровня жизни населения; 4) временное ослабление социальных и политических основ государства в силу происходящей переоценки социально-политических ценностей; 5) доминирование в системе государственной власти исполнительной власти, ослабление законодательной и судебной власти; органическое сочетание в государственном механизме старого и нового; 6) повышение роли субъективных факторов в развитии государства и права; 7) периодическая смена государственных форм и режимов в этот период. [kgl] [gl] Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|