Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация нормативно-правовых актов




Классификация нормативно-правовых актов производится по разным основаниям:

- по юридической силе - на законы и подзаконные акты;

- по содержанию – отраслевые и комплексные;

- по объему и характеру действия - акты общего и ограниченного действия;

в зависимости от правового положения субъекта правотворчества – НПА государственных органов; совместные акты государственных и негосударственных организаций; принятые в порядке референдума;

- поосновным субъектам государственного правотворчества - акты законодательной власти; акты исполнительной власти; акты главы государства и пр.;

- по территории распространения своего действия - общегосударственные, региональные, местные;

- по сроку действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

- по значимости - основные (названы в Конституции, конституционных законах и законах) и производные (принимаются и утверждаются посредством основных актов и составляют с ними единое целое).

К основному виду нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;

2) указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона; указы Президента РК, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента РК;

3) нормативные постановления Парламента РК и его палат;

4) нормативные постановления Правительства РК;

5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда РК и Центральной избирательной комиссии РК;

6) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов;

7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Его место в иерархии определяется уровнем акта основного вида. К ним относятся:

1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;

2) технический регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством РК о техническом регулировании;

3) стандарт государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказываемой государственной услуге, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственных услуг;

4) регламент государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению соблюдения стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности государственных органов, их подведомственных организаций, должностных лиц, а также физических и юридических лиц по оказанию государственной услуги. Регламент государственной услуги устанавливает также описание действий (взаимодействия) государственных органов, их подведомственных организаций и иных физических и юридических лиц, участвующих в процессе оказания государственной услуги;

5) реестр государственных услуг - нормативный правовой акт, содержащий регулярно обновляемый перечень государственных услуг, оказываемых на республиканском и местном уровнях, с указанием получателей государственных услуг, государственных органов и организаций, обеспечивающих их оказание, и других характеристик;

6) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа;

7) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;

8) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.

Законами РК могут быть предусмотрены иные формы НПА производного вида.

Иерархия нормативных правовых актов

1) Конституция Республики Казахстан (высшая юридическая сила);

2) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

3) конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона;

4) кодексы РК;

5) законы РК, указы Президента РК, имеющие силу закона;

6) нормативные постановления Парламента РК и его Палат;

7) нормативные указы Президента РК;

8) нормативные постановления Правительства РК;

9) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК.

Понятие и виды законов

Закон -это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства или народом на референдуме в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки:

1) принимаются высшими представительными органами государства или народом на референдуме;

2) законы принимаются по наиболее существенным вопросам общественной жизни, требующих оптимального удовлетворения прав личности (ст.61 п.3 Конституции РК);

3) обладают высшей юридической силой;

4) содержат нормы первичного, исходного характера; иные акты призваны детализировать и конкретизировать установления законов;

5) законы могут быть отменены или изменены только законодательной властью;

6) принимаются в особом процессуальном порядке;

7) подлежат обязательному подписанию главой государства;

8) подлежат обязательной публикации.

Конституцияосновной закон государства. Она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов, обладает высшей юридической силой.

Закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РК - закон, принимаемый в порядке, установленном п.3 ст.62 Конституции РК (на референдуме или совместном заседании Палат Парламента большинством в ¾ или 4/5 от общего числа депутатов каждой из Палат.

Конституционные законы непосредственно вытекают из норм Конституции, развивают их. В основном, они определяют статус высших органов, государственную символику и регулируют институты непосредственной демократии. Это конституционные законы о Президенте, Парламенте, выборах и т.д., принимаются в более усложненном порядке, обладают по отношению к обычным законам более высокой юридической силой.

Кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения. Кодексы РК принимаются с целью регулирования следующих однородных важнейших общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11) транспортных; 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных;17) в сфере здравоохранения.

Текущие законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют различные стороны жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы. Они принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

В последние десятилетия все большее значение в нормотворческой практике приобретает делегированное законодательство. Это акты, имеющие силу закона, издаваемые центральными исполнительными органами в порядке передачи им законодательных полномочий парламентом. Они регулируют лишь тот круг вопросов, по которым состоялось делегирование, действуют на определенный срок. В нашей стране подобные акты (законы, указы, имеющие силу закона) могут приниматься президентом.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.