Понятие и виды правотворчества
Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер. С учетом субъектного состава можно выделить три вида правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность государства осуществляется в формах: законодательной деятельности парламента, правотворческой деятельности главы государства, центральных исполнительных органов и местных органов; в некоторых странах - правотворческой деятельности судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика). Народное правотворчество означает принятие законов на референдуме. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей организаций) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются подзаконные акты по вопросам их компетенции. Принципы правотворчества Правотворческий процесс основывается на определенных принципах: 1) демократизм 2) законность 3) гласность 4) профессионализм 5) строгая дифференциация правотворческих полномочий 6) планирование 7) научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой Этапы и стадии правотворческой деятельности Процесс создания НПА – совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются законом. Рассмотрим законодательный процесс.
Первый этап – подготовительный: 1) принятие решения о подготовке НПА; 2) подготовка текста НПА; 3) обсуждение текста проекта НПА; 4) научная экспертиза проекта; 5)согласование проекта НПА; 6) предварительное одобрение проекта НПА (если подзаконный акт – то принятие). Второй этап - принятие нормативно-правового акта (закона): 1) внесение проекта закона на рассмотрение парламента (право законодательной инициативы); 2) обсуждение законопроекта в комитетах парламента; 3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палат Парламента;. 9) голосование пор законопроекту; 10) подписание законопроекта главой государства; 11) опубликование принятого закона. 17.4 Юридическая техника Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов подготовки и обработки нормативных и индивидуальных правовых актов. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений. К средствам юридической техники относятся юридические конструкции - построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой.При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п. [kgl]
[gl] Тема 18. НОРМЫ ПРАВА [:] Понятие и признаки правовой нормы Норма права — это исходящее от государства или санкционируемое им, охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Признаки правовой нормы: 1) исходит от государства и является официальным выражением государственной воли, устанавливается или санкционируется им; 2) выступает государственным регулятором общественных отношений; 3) издается и выражается в той или иной форме (в форме норм закона, подзаконного НПА, нормативного договора); 4) поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений государством; 5) является общеобязательной; 6) представляет собой определенный метод воздействия на общественные отношения; 7) имеет предоставительно-обязывающий характер; 8) носит объективный характер; 91) выступает как модель, образец возможного и должного поведения людей. Структура правовой нормы Норма права имеет определенное внутреннее строение (структуру). Гипотеза —элемент нормы права, указывающий на условия, фактические жизненные обстоятельства (события, действия людей), при которых норма вступает в действие, а у субъектов правоотношений возникают конкретные права и обязанности.. По строению гипотезы подразделяются на простые (одно условие реализации нормы), сложные (два или более условий), альтернативная ( два или несколько условий, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из низ). По форме выражения - абстрактные (акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, но связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений) и казуистические ( связывает действие юридической нормы с конкретными частными случаями, условиями).
Диспозиция — элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Она содержит в себе модель правомерного поведения. По форме выражения диспозиции подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие. Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются последствия нарушения правовой номы, вид и мера ответственности для нарушителя ее предписаний. По отраслевой принадлежности выделяются уголовно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые санкции. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного воздействия), относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы меры наказания) и альтернативные Относительно-определенные санкции на правонарушителя. Абсолютно-определенные ( позволяют выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры наказания). Следует отметить, что в некоторых нормах на уровне санкции предусмотрены меры поощрительного характера, устанавливаемые за активное правомерное поведение. Сами же санкции, обычно содержатся в других НПА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|