Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные технико – экономические показатели деятельности предприятия




Функции коммерческого отдела возлагаются на директора предприятия. Все решения маркетинговых задач и коммерческих вопросов принимаются им в согласовании с маркетологом.

Таблица 1

Показатели эффективности работы ОАО «ДСК», руб.

Показатели    
Чистая прибыль на 1 руб. оборота Прибыль от реализации продукции на 1 руб. оборота Прибыль от всей реализации на 1 руб. оборота Общая прибыль на 1 руб. оборота 19,1 24,7   24,7   22,3 20,09 29,7   29,87   29,7

 

Рис. 1. Показатели эффективности работы предприятия, руб.

Таким образом, с одного рубля оборота предприятие получило 0,2 руб. чистой прибыли, 0,297 руб. прибыли от реализации, 0,298 руб. прибыли от всей реализации и 0,297 руб. балансовой прибыли в 2008 г., то есть произошло увеличение по всем статьям.

Предприятие поддерживает следующую стратегию: установление цен примерно на уровне конкурентов (нейтрального ценообразования).

Установление цены на построенные площади жилых домов предприятия примерно на уровне цен конкурентов (нейтральная стратегия ценообразования) означает не только отказ от использования цен для увеличения занимаемого (освоенного) сектора рынка, но и не позволяет цене сокращать этот сектор. Таким образом, при избрании такой стратегии роль цены как инструмента маркетинговой политики предприятия сводится к минимуму. Такое решение может быть рациональным в том случае, если: исследования рынка продукции доказывают, что целей предпринимательской стратегии предприятия можно добиться с помощью иных маркетинговых инструментов, нежели цены; финансовый анализ использования предприятием иных инструментов маркетинга свидетельствует, что осуществление этих мероприятий потребует меньших затрат, чем проведение мероприятий, связанных с изменением цен в рамках новой стратегии ценообразования предприятия. Нейтральное ценообразование можно рекомендовать предприятиям, действующим на рынке, где: покупатели весьма чувствительны к уровню цены продукции предприятия (что не благоприятствует премиальному ценообразованию); предприятия - конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке (что делает опасной стратегию ценового прорыва); каждому предприятию на рынке необходимо поддерживать определенные соотношения цен в рамках ценового ряда. Под ценовым рядом понимается существующие одновременно соотношения цен на различные модели или модификации одной и той же продукции одного изготовителя или всех изготовителей, действующих на данном рынке

При исчислении рыночной цены на предприятии «Стройматериалы» применяются следующий метод:

• метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учиты­вающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.

Главное преимущество данного метода — его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:

1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекла­ме и т. д.

2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных наклад­ных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход пред­приятия.

Однако задача ценообразования принципиально усложняется, когда рыночные условия не позволяют установить цену на продукт выше полной себестоимости и цена продукта, по которой он продается, получается убыточной.

При определении цен с ориентацией на спрос уровень цен ставится в зависимость от изменения уровня спроса на товар. При этом цена увеличивается в тот момент, когда спрос относительно большой, и уменьшается, когда он ослабевает. Затраты же на производство товара в обоих случаях остаются неизменными.

Издержки, спрос и конкуренция, оказывая основное влияние на цены, в свою очередь регламентируются целями предприятия и стратегией ценообразования, принятой для их достижения.

Проведем анализ прибыли предприятия и резервов ее увеличения.

Источником анализа является отчет о прибылях и убытках.

Таблица 2

Структура отчета о прибылях и убытках

Показатели   2006 г. 2007 г. 2008 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Выручка от реализации товаров   33214,276   100,00   67263,821     95915,248  
2.С/с реализации товаров   25974,179   78,20   56977,938   84,71   83158,490   86,70
3.Валовая прибыль 7240,097 21,80 10285,883 15,29 12756,758 13,30
4.Коммерческие расходы   1285,903   3,87   2133,321   3,17   2720,640   2,84
5.Управленч. расходы            
6.Прибыль (убыток) от продажи   5954,194   17,927   8152,562   12,12   10036,118   10,46
7.Проценты к уплате         16,454 0,02
8.Доходы от участия в других организациях           1,923   0,002
9.Прочие опер.доходы 151,831 0,4571 187,963 0,28 163,958 0,17
10.Проч.опер.расходы 754,884 2,2728 1411,953 2,10 23,421 0,02
11.Проч.внерелизац.доходы 2827,093 8,5117 369,601 0,55 261,551 0,27
12.Проч.внерелизац.расх. 295,708 0,8903 820,568 1,22 1941,445 2,02
13.Прибыль(убыток)до налогообложения   7882,526   23,732   6477,605   9,63   8428,230   8,84
14.Налог на прибыль 975,060 2,9357 1211,935 1,80 2768,512 2,89
15.Прибыль(убыток)от обычной деятельности     6907,466   20,797   5265,670   7,83   5713,718   5,96

 

На основе данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы: на протяжении рассматриваемого периода абсолютное значение выручки - нетто увеличивается на 62700,972 тыс. руб., что связано как с увеличением объема выпускаемой продукции, так и с повышением цены на нее. Основную долю в выручке с реализации занимает себестоимость продукции. За весь период ее доля увеличилась с 78,20% до 86,70%. Данная тенденция неблагоприятна для предприятия, т.к. с увеличением доли затрат соответственно снижается доля прибыли от реализации продукции. В основном это произошло за счет наиболее значимых статей себестоимости - постоянного повышения заработной платы. С данной тенденцией увеличения затрат связано и снижение валовой прибыли, так как она составляет разность между выручкой и затратами.

Снижается доля коммерческих расходов. С одной стороны - это положительная тенденция, т.к. снижаются затраты, что позволяет сохранить прибыль. Но при этом необходимо проанализировать изменения качества продукта, спроса на нее и др. факторы. Уменьшение доли коммерческих расходов также связано с изменением учета транспортных услуг, оказываемых предприятием по доставке товаров. В начале рассматриваемого периода счет за транспортные услуги выставлялся отдельно на фиксированную сумму за определенный тоннаж. Затем предприятие стало на коммерческие расходы относить только себестоимость перевозки продукции, что позволило уменьшить долю коммерческих расходов.

С уменьшением доли валовой прибыли соответственно снижаются и доли прибыли от продажи, прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности. Хотя необходимо рассмотреть влияние на них изменений других доходов и расходов.

Так, например, в 2008 г. у предприятия появляются проценты к уплате по долгосрочным обязательствам, хотя в балансе не отражается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Это может, быть связно с тем, что предприятие не смогло вовремя погасить задолженность по краткосрочному кредиту и заключило договор о его пролонгации.

На уменьшение прибыли повлияло также снижение доли прочих операционных и внереализационных доходов (строка 11,12 табл. 2), а также повышение внереализационных расходов. Однако, можно сказать, что увеличение внереализационных расходов к 2008 году компенсируется значительным снижением операционных расходов.

Увеличение показателя по стр. 14 характеризует долю прибыли, перечисляемой бюджет; рост этого показателя в динамике происходит, как правило, при увеличении ставок налогообложения. Это нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. Данный показатель также влияет на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основании расчетов можно судить об уменьшении прибыли от обычной деятельности.

Следует также учитывать, что предприятие ведет свой учет по отгрузке товаров, а не по оплате. Следовательно, указанная величина прибыли не соответствует реальному ее значению, т.к. не известно все ли покупатели рассчитаются за полученную продукцию, и не возникнет ли дебиторская задолженность, которая со временем перейдет в разряд просроченной.

Как видно из таблицы 2 прибыль на протяжении рассматриваемого периода снизилась с 20% до 5,96%. Данная неблагоприятная тенденция объясняется непропорциональным ростом чистой выручки и затрат на производство продукции. Для того, чтобы повысить прибыль, необходимо либо снизить затраты, что затруднительно, т.к. происходит постоянный рост цен на сырье и существует необходимость повышения заработной платы, либо воздействовать на увеличение выручки. Это возможно с помощью повышения цен на продукцию или за счет увеличения объема реализации. Используя первый путь, предприятие значительно снизит свою конкурентоспособность, т.к. на рынке действует достаточно жесткая конкуренция, и потребители значительное внимание уделяют цене продукта. Поэтому предприятие вынуждено регулировать свои цены в соответствии со среднерыночным, а кроме того, оно должно учитывать законодательно установленную норму рентабельности по товару (на данный момент 15%). Таким образом, наиболее приемлемым путем увеличения чистой выручки является повышение объема реализации. Данными задачами на предприятии занимается коммерческий отдел во главе с коммерческим директором. Кроме этого, необходимо обратить внимание на операционные и внереализационные расходы, а именно не допускать нарушений условий договоров, что влечет за собой возникновение штрафов, следить за составом дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченных долгов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...