Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как приготовить себя к этим занятиям




Может быть ты не знаешь, Филотея, как приступить к этому делу. Немногие знают это в наше время. Я укажу тебе краткий и простой способ, который поможет тебе, прежде чем ты познакомишься с соответствующими книгами. Я обращу твое внимание, прежде всего, на два момента: 1. необходимость почувствовать себя перед лицом Божиим и 2. просить Божией помощи.

 

Для выполнения первой задачи я советую обратиться к следующим основным средствам:

 

Первое - подумай о вездесущии Божием. Бог везде, нет такого места или такой вещи в мире, где бы Он не присутствовал. Подобно тому, как птица, куда бы она ни полетела, везде находит воздух, так же точно, где бы мы ни были, куда бы ни пошли - везде Бог присутствует. Эта истина известна всем, но никто не задумывается об этом с достаточным вниманием. Слепой может не знать, что около него находится какой-нибудь князь, но он будет внимателен к своему поведению, если его об этом пре дупредить. Однако, может случиться и так, что, видя его, он скоро забудет об этом предупреждении и не будет относиться с должным уважением к тому, кто здесь присутствует. Увы, Филотея, мы часто не только не видим и не чувствуем вездесущего Бога, но забываем о тех предупреждениях, которые делает нам наша вера. Мы забываем об этом и ведем себя так, как если бы Бог был далеко от нас. Мы знаем, что Бог присутствует везде и во всем, но, забывая об этом, поступаем так, как если бы мы этого вовсе и не знали. Поэтому, прежде чем начать какое-либо дело, надо внимательно продумать слова песнопевца: «Взойду ли я на небо - Ты, Господи, там, спущусь ли в недра земли - и там я найду Тебя» (Пс 138.8). Иаков,увидев священную лестницу, воскликнул: «Страшно место сие. Господь на месте сем. Аз же ведех» (Быт 28.117-16). Он хочет сказать, что он не подумал об этом, хотя он хорошо знал, что Бог везде и во всем.

 

Приступая к молитве, надо сказать себе: «Сердце мое! Бог действительно здесь».

 

Второе средство осознать присутствие Божие заключается в том, чтобы подумать о том, что Бог не только присутствует во всяком месте, где бы ты ни была, но что Он особенно присутствует в твоем сердце, в глубине твоей души, оживляя и одухотворяя ее Своим присутствием, что Он есть сердце твоего сердца и душа твоей души. Подобно тому как душа наполняет все наше существо, но ближе всего находится к нашему сердцу, так и Бог, присутствуя во всех вещах, ближе всего к нашей душе. Поэтому Давид называет Бога «Боже сердца моего» (Пс 72.26) и апостол Павел говорит: «В Боге мы живем, движемся и существуем» (Деян 17.28). Имея это в виду, вы будете с особенным вниманием относиться к своему сердцу, в котором Бог присутствует особенно близко и непосредственно.

 

Третье средство заключается в том, чтобы подумать о том, что наш Спаситель в Своем «человечестве» видит каждого человека мира, а особенно христиан, которые являются Его детьми, и особенное внимание обращает на тех, кто занят молитвой.

 

Это не простое воображение, а подлинная правда. Он созерцает нас в то время, когда мы Его не видим.

 

Четвертое средство заключается в том, чтобы представлять себе Спасителя таким, каким Он был на земле, так, как мы представляем обычно себе наших друзей, говоря о них: «Я ясно представляю себе, что тот или другой думает или делает».

 

Когда мы находимся перед святым алтарем, мы непосредственно предстоим Спасителю, Который скрыт в Святых Дарах, как бы за занавесом. Всеми этими средствами мы всегда должны пользоваться, чтобы не утратить присутствия Божьего.

 

Глава III

ПРИЗЫВАНИЕ, КАК ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ

Если душа твоя сознательно предстоит пред Богом, она испытывает чувство крайнего благоговения, сознавая свое недостоинство и прося Его помощи. Вспомни слова псалмопевца: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс 50.13). «Просвети Лице Твое на раба Твоего (Пс 30. 17, 118.135) и научи мя оправданием Твоим» (Пс 118. 181). «Вразуми мя и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем моим» (Пс 118.34). «Раб Твой аз еемь, вразуми мя, и увсм сведения Твоя» (Пс 118-125).

 

Глава IV

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕМ

ИЛИ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ РАЗМЫШЛЕНИЯ (как 3-й элемент подготовки)

Если ты размышляешь о страданиях и смерти Спасителя, представь себе яснее те места, где это происходило так, как об этом повествуют евангелисты. Молитвенно призови тех, кто присутствовал на Голгофе; Матерь Божию, апостола Иоанна, Магдалину, сотника Лонгина, они сообщат тебе те чувства, которые они тогда испытывали.

 

Когда мы размышляем о предметах более отвлеченных, как например: о величии Божием, о преходящести видимого мира, о совершенстве добродетелей, такая конкретизация невозможна; однако и здесь мы можем опереться на конкретные образы, аналогичные примеры. Это необходимо для того, чтобы мысль наша не разбегалась по сторонам; так мы сажаем птичку в клетку, чтобы лучше рассмотреть ее, или привязываем сокола, чтобы он сидел наверху неподвижно. Быть может, скажут, что достаточно только веры и чисто духовного представления о ее тайнах. Но для начинающих это слишком тонко и высоко. Я советую тебе, Филотея, оставайся внизу, в долине, пока Сам Бог не подымет тебя выше.

Глава V

ДРУГАЯ СТОРОНА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Цель размышления о предметах духовных не ученость, не рассуждение, но лишь укрепление в добродетели и любви к Богу.

 

Укрепив свои мысли и чувства и направив их на определенный предмет, ты будешь рассматривать его насколько для тебя это доступно, поступая как пчелы, которые не покидают цветка пока не соберут весь мед, какой они только могут в нем найти. Только делай это спокойно и неторопливо.

 

Глава VI

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Каждое размышление возбуждает нашу волю, вызывая в ней определенные желания и стремления: любовь к Богу и ближнему, желание подражать Спасителю, страх оскорбить Бога, ненависть ко греху, уверенность в милосердии Божием, и многие другие.

 

Эти общие чувства и стремления необходимо свести к определенным частным конкретным решениям, касающимся твоей жизни, твоего исправления. Например: первое слово Господа на кресте, несомненно, вызовет у тебя желание простить врагам и любить их. Но и этого будет недостаточно, если ты не примешь определенного решения, например: «Я не буду больше смущаться колкостями своей соседки или служанки или презрением со стороны таких-то лиц. Я буду стараться расположить их к лучшим чувствам и т.д.». Таким образом, Фшютея, тебе легче будет исправить твои ошибки.

 

Глава VII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...