Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие молитвы и добрые мысли




Уединяется в Боге тот, кто стремится к Нему. Стремление к Богу и духовное уединение способствуют друг другу.

 

Устремляйся к Богу как можно чаще, Филотея: призывай Его на помощь, мысленно повергай себя к подножию креста, пусть твой внутренний взор будет обращен к Его любви и милосердию. Пусть любовь Божия будет тебе знаменем, которое ты водрузила в своем сердце, пусть она будет для тебя подобна цветнику прекрасных цветов, аромат которых ты вдыхаешь полной грудью. Поверь, Филотея, что все эти чувства не будут мешать тебе в твоих делах и занятиях, напротив, они будут придавать тебе силу и бодрость во всем, и ты будешь подобна путнику, который остановился на минуту, чтобы еще смелее и увереннее продолжать свой путь. Какими словами ты будешь выражать те чувства, которые тебя охватывают, не имеет большого значения. Слова, которые особенно способны удовлетворить сердце, мы находим в псалмах Давида, в «Песне Песней» и во многих песнопениях духовных.

 

Человеку свойственно, если он что-нибудь особенно любит, в мыслях и речах своих всегда возвращаться к предмету своей любви. Те, кто любит Бога, никогда не перестают думать о Нем, стремиться к Нему, тосковать о Нем и, поскольку это возможно, запечат левают в своем сердце святое имя Иисуса. Весь мир, вся тварь говорит им лишь о славе Божией. Нет ни одного творения, которое не возвещало бы им о славе Творца. Как говорит Блаженный Августин: «во всем мире нет ничего, что не говорило бы им немым, но внятным сердцу языком о величии Божием. Все вещи вызывают у них хорошие мысли, которые усиливают у них стремление к Богу».

 

Вот несколько примеров:

Святой Григорий, епископ Назианзинский, рассказывает о себе следующее: однажды он прогуливался на берегу моря. Он наблюдал, как морские волны, набегая на берег, оставляли там раковины, стебельки трав, маленьких рыбок и т.п. отбросы, которые море как бы выплевывало на сушу. Следующие волны, набегая на берег, как бы слизывали все это и уносили обратно в морс. В то же время окружающие скалы стояли спокойно и непоколебимо, сколько бы ни ударяли в них морские волны. Наблюдая все это, св. Григорий рассуждал так: «Слабые люди подобны ракушкам и стебелькам травы, их внутреннее состояние целиком зависит от приливов и отливов, т.е. от огорчений или утешений, которые ими встречаются в жизни, они зависят от изменения ветра, волн и судьбы. Сильные и смелые остаются непоколебимыми, какие бы бури они ни встречали в жизни, они не смутятся и «от шума вод многих». Псалмопевец Давид говорит: «Господи, спаси меня. Воды морские поднялись и приближаются к моему сердцу. Господи, избави меня от глубоких вод, я погружен в глубину моря и погибаю в пучине» (Пс 68.2-15-3).

 

Ансельм, епископ Кентерберийский, сделал следующее наблюдение: когда заяц, спасаясь от преследующих его собак, подбежал к нему и спрятался у ног его лошади, ища спасения от смертельной опасности, собаки как бы не решились напасть на него, видя его под такой зашитой. Все стоявшие вокруг засмеялись от изумления. Но Ансельм сказал: «Вы смеетесь, но бедному животному не до смеха. Враги нашего спасения всю жизнь преследуют нашу душу, на всех перекрестках встречают они ее различными видами греха, они ждут того момента, когда они загонят ее в узкое ущелье смерти, чтобы поглотить ее. В страхе ищет она помощи и прибежища, а враги, видя се в таком положении, только смеются и насмехаются над ней».

 

Многие удивлялись, что Константин Великий состоял в переписке со святым Антонием, который был простым монахом. «Не удивляйтесь, сказал святой, что человек пишет письма человеку. Удивляйтесь, что Предвечный Бог дал смертным людям писанный закон и говорил с ними уста к устам в Лице Своего Сына».

 

Святой Франциск, увидав одинокую овечку в стаде козлов, сказал своему спутнику: «Посмотри на эту кроткую овечку среди козлов. Таким же кротким и смиренным был наш Господь среди фарисеев».

 

Франциск Боржиа, отправляясь на охоту, наблюдал, как сокол спокойно садится на руку охотника и дает завязать себе глаза, в то время как люди оказываются столь строптивыми в отношении к повелениям Божиим. Святой Василий Великий говорил, что роза, растущая среди шипов, должна напоминать людям о следующем: «Самое приятное в этом мире, о, смертные, смешано с печалью, ничто не чисто, за весельем следует сожаление, за свадьбою вдовство, за славою бесчестие, за наслаждением разочарование, болезни. Прекрасен цветок роза, но он напоминает мне о моих грехах, вследствие которых земля начала произращать шипы». Одна благочестивая душа увидала, как на ясной поверхности воды отражалось звездное небо в тихую ночь. «О, Боже, - воскликнула она, - все эти прекрасные звезды окажутся у меня под ногами, когда я приду в Твои блаженные чертоги». И так же, как звезды небесные отражаются в зеленых во доемах, так души людей на небе отражаются в чистых источниках Божественной любви. И другой благочестивый человек, взглянув на быстротекущую реку, сказал: «Так и душа не найдет себе покоя, пока не сольется с морем любви Божией».

 

Святая Франциска, склонившись для молитвы в лесу подле ручейка, сказала: «Чистые и тихие струйки этого ручья напоминают о струях благодати Божией». Один святой, увидев цветущее дерево, сказал: «Почему в прекрасном саду Церкви только на моем дереве нет цветов?» Другой, увидев, как птичка собрала под крылья своих птенцов, вздохнул: «Господи, сохрани меня под сенью крыл Твоих» (Пс 16.8). Третий, взглянув на цветы, повернувшиеся навстречу солнцу, воскликнул: «Господи, когда же обращу душу мою к Те бе»? Увидев анютины глазки, которые так красивы, но лишены аромата, сказал: «Так и у меня много красивых слов, но дела мои не имеют в себе аромата духовного».

 

Вот как можно, Филотея, из впечатлений окружающего видимого мира извлечь полезные для души мыс ли Несчастны те, кто в своем сознании отделяет созда нья от их Создателя и соединяет их со грехом. Счаст ливы те, кому весь сотворенный мир возвещает славу Божию.

Св. Григорий Назианзин говорит: «Я привык извсе го извлекать пользу духовную, каждая встреча способна пробуждать мысли и стремления духовные».

 

Это духовное уединение и краткие молитвенные размышления об окружающем являются великими делами благочестия. Они могут заменить некоторые другие виды дел духовных, но если они отсутствуют, то нет таких средств, которые могли бы их заменить. Без них созерцательная жизнь окажется невозможной, а деятельная очень недостаточной. Без них отдых станет праздностью, а труд - суетой. Вот почему я прошу тебя полюбить их от всего сердца и никогда с ними не расставаться.

 

Глава XIV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...