Как надо принимать внушения
Под внушениями мы понимаем все душевные движения, угрызения совести, озарения и познания (Пс 20.3), которые Бог посылает нам для того, чтобы нас направить, привлечь, возбудить к святым добродетелям, к небесной любви, к добрым решениям, короче, ко всему тому, что ведет нас к благам вечным. Небесный Жених стучится в дверь (Песн 5.2) к невесте (Ис 40.2; Ос 2.14), Он хочет разбудить се, если она спит (Песн 5.2), признать ее, если она отсутствует (Песн 2.10-13), пригласить се в свой чудесный сад (Песн 2.1, 6.1), послушать ее нежные песни (Песн 2. 14).
Душа должна услышать призыв Божий и ответить на него.
Есть три ступени добродетели, как и три ступени гpexa, по которым можно спуститься: искушение, услаждение и согласие. Ступени добродетели, по которым можно подняться: внушение, противоположное искушению, вдохновение, противоположное услаждению грехом, и согласие с внушением, которое противоположно согласию с искушением.
Если внушение продолжается всю жизнь, но мы его не принимаем, мы только оскорбляем Бога, подобно Израильтянам, которых Бог призывал в течение сорока лет, не находя в них отклика. Они не слушали Божественного призыва и Бог сказал им: «Вы не войдете в покой мой» (Пс 84.11).
Если человек полюбит внушения Божий - это уже шаг на пути к согласию, и это приятно Богу, так как это уже располагает человека к согласию. Однако, только согласие является актом добродетели. Так как, если мы полюбили эти внушения, но не согласились с ними, это будет оскорбление, граничащее с неблагодарностью и презрением. Так было с женихом, который, наконец, услышал голос своей любимой, но она не открыла ему двери. Оскорбленный, он покинул ее навсегда (Песн 5.6). Решись, Филотея, принимать всем сердцем те внушения, которые Богу угодно послать тебе. Прими их как посланников Царя Небесного, который хочет заключить союз с тобой.
Соглашайся с ними, но пусть твое согласие будет полным, твердым и постоянным. Но, прежде чем согласиться, посоветуйся со своим руководителем. Бывают внушения истинные и ложные, которые часто подсовывает враг, чтобы обмануть доверчивую душу, чего никогда не случится, если ты будешь со смирением обращаться к руководителю.
После того как согласие дано, надо выполнить то, что из него следует. Иметь согласие в сердце и не стремиться выполнить обещанное в своей жизни - все равно, что насадить виноградник, не стремясь к тому, чтобы он принес плоды. Тебе помогут и здесь те утренние занятия и духовное уединение, о котором я уже говорил. Таким образом, мы подготовляемся не только вообще, но и в частности к тому, чтобы сделать что-то доброе.
Глава XIX О СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ Спаситель дал Своей церкви таинства исповеди и покаяния, которые очищают нас от всех наших грехов.
Никогда не позволяй, Филотея, чтобы твое сердце долго хранило в себе заразу греха, так как у нас есть средство против нее легкое и решительное. Душа должна как можно скорее очиститься от совершенного греха, чтобы вновь предстать перед Богом.
Как же случается, что мы умираем духовной смертью, имея такое могущественное лекарство? Исповедуйся тщательно и смиренно каждые 8 дней, так как исповедь даст нам не только прощение грехов, но и силу избегать их в будущем, чтобы лучше их различать, и благодать для того, чтобы изгладить их последствия. Таким образом, исповедь одновременно заключает в себе добродетели: смирения, послушания, простоты и любви. Пусть тебе всегда будут отвратительны твои грехи, как бы малы они ни были, имей твердую решимость исправлять их в будущем. Только ради исправления и дана нам исповедь.
Исповедуйся, избегая общих формул, как это делают многие, говоря: «Я не любила Бога, как должно, не любила своих ближних, как следовало любить, не молилась с таким усердием, как нужно и т.п.» Говоря так, ты не говоришь ничего, что раскрывало бы со стояние твоей совести, твоей души, так как все люди на земле могли бы сказать то же самое. Посмотри, в чем ты согрешила, в чем обвиняет тебя твоя совесть, и расскажи об этом совсем просто. Например: «Я знаю одного бедняка, которому я могла помочь и которого могла утешить, но я не сделала этого из неприязни к нему или по черствости сердца, или по небрежности». Если для тебя ясна причина твоего поступка, то не говори вообще: «Я недостаточно любила ближних». Не обвиняй себя в том, что ты недостаточно предана Богу, но расскажи конкретно о тех развлечениях, которые тебя чересчур занимали, о том, что ты не находила места, времени или настроения для молитвы - словом, скажи о том, что тебе мешало, но не прибегай к обобщениям, от которых на исповеди ни тепло и ни холодно. Не ограничивайся сообщением о грехах, но расскажи о тех мотивах, которые руководили тобой при совершении того или иного поступка. Например, недостаточно сказать, что ты обманула то или иное лицо, но скажи, сделала ты это из тщеславия, для самооправдания, для удовольствия, из упрямства. Расскажи, давно ли ты имеешь склонность к данному греху; это имеет очень большое значение.
Таким образом, нужно говорить о фактах, мотивах и длительности наших грехов. Надо, чтобы духовный врач хорошо знал ту болезнь, от которой ты хочешь излечиться. Расскажи все то, что необходимо, чтобы понять качество твоего поступка. Например, что по служило причиной твоего гнева или почему ты оказала кому-нибудь поддержку в его порочных склонностях. Так, например, может быть я рассердилась на человека не за самые его дела или слова, которые я легко простила бы другому, но потому, что он сам мне неприятен. И если ты можешь дать еще более детальные разъяснения, это будет полезно, так как таким образом мы обнаруживаем в себе не только дурные поступки, но и дурные привычки, склонности, которые и являются корнем греха. Однако, надо не открывать, насколько возможно, тех, кто был твоим со участником.
Берегись большого количества грехов, которые часто нечувствительно проникают в наше сердце, старайся от них очиститься. Для этого прочти со вниманием главы VI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXV, XXVI третьей части и главу VII четвертой части. Старайся избрать себе духовника, не меняй духовников, от времени до времени рассказывай ему о своих настроениях, склонностях: например, тобой овладела тоска или печаль или, напротив, очень радостное состояние, ты желаешь приобрести имущество и т.п.
Глава XX О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ Спаситель дал нам величайшее таинство Евхаристии, которое реально заключает в себе Его Кровь и Плоть, чтобы «ядущий Его и пиющий Его Кровь имел жизнь вечную» (Мф 8.8). Поэтому тот, кто часто и благоговейно приступает к этому Таинству, укрепляет жизнь и здоровье своей души, и он становится почти недоступным для дурных чувств. И если люди в раю не знали смерти телесной, вкушая от плодов древа жизни, то святое Таинство Евхаристии таким же обратом предохраняет от смерти духовной. Глава XXI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|