Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация древнерусской культуры и искусства.




Периодизация древнерусской культуры и искусства.

В периодизации истории культуры и искусства русского средневековья выделяют следующие этапы:

· Киевская Русь – IX–XI века. Столицей государства является город Киев, в котором находится резиденция главы государства – киевского (великого) князя. В это время происходит христианизация Руси, наблюдается бурный рост и строительство городов. Осваивается вся художественная система византийского искусства.

· Период феодальной раздробленности – XII–начало XV века. Ослабление централизованной власти. Деление древнерусского государства на удельные самостоятельные княжества. Постоянные междоусобные войны удельных князей, усугубляемые частыми приграничными конфликтами с населяющими Великую Степь кочевыми народами, которых в русских летописях называли половцами. Ослабление древнерусского государства привело к катастрофическим последствиям - в 1237 году монгольские полчища под предводительством хана Батыя захватили практически все русские земли - начался почти трёхсотлетний период, получивший в литературе название - татаро-монгольское иго. Поворотным событием в дальнейшей истории Руси стала победа русских войск, возглавляемых князем Дмитрием Донским над Мамаем – ханом Золотой Орды на Куликовом поле в 1380 году.

 

· Московское государство – XV-XVII века. С конца XIV века начинается процесс объединения русских земель вокруг московского княжества. Отныне единовластным главой нового объединённого государства становится московский правитель – Великий Князь всея Руси. Московский князь Иван III (годы жизни – 1440–1505), женатый на византийской принцессе Софье из рода Палео́ логов, начинает именоваться ца́ рь, от латинского – цезарь (хотя официально такой титул ещё не был принят), а в качестве герба страны впервые используется изображение двуглавого орла – герба Римской Империи. После падения Византии в 1495 году, Русь объявляется её наследницей, хранительницей традиций, оплотом православной христианской церкви. Вырабатывается официальная идеология Руси, которая строится на постулате о преемственности государственной и духовной власти русских правителей от Римской Империи через Византию, что позже в полной мере выразится в концепции «Москва — третий Рим».

 

Древние верования славян. Принятие христианства на Руси

Что известно о славянской мифологии?

О религии древних славян сегодня известно не много. Письменных источников дохристианской эпохи не сохранилось (" Велесова книга", на которую обычно ссылаются любители славянской древности, как на достоверный источник, в научной среде считается фальсификатом).

Всё, что мы знаем о языческих богах и верованиях — это сведения из вторичных источников - древнерусские летописи, сказания, поучения и тому подобное. А они скудны и не дают полной картины, поэтому судить о существовании развитой мифологии и стройной религиозной системы сегодня не представляется возможным.

Малые крупицы сохранившихся сведений, дают нам примерно такую картину (разумеется, с некоторой долей вероятности):

Древние славяне были язычниками и поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы и явления природы: Сваро́ гу– богу Неба, Перу́ ну – богу громовержцу, покровителю воинских дружин, Стрибо́ гу– божеству ветра, Дажбо́ гу– богу солнца, дневного света, подателю урожая (похоже, что примерно теми же функциями наделялись Хорси Яри́ ло), Во́ лосуили Ве́ лесу– покровителю скота и загробного мира и др.

Важными персонажами древнеславянской мифологии были Роди Ро́ жаницы– покровители плодородия и всего живого. Именно с ними связывают происхождение таких важных слов-понятий русского языка как «род», «родители», «родина», «народ», «природа», «урожай» и т. д.

После принятия христианства, некоторые славянские божества слились с образами святых (Велес – Св. Власий, Перун – Илья Пророк, Мокошь – Св. Параскева Пятница и т. д. ), а представители низшей мифологии выродились в «мелких» бесов – представителей «параллельных миров», обитающих, по поверьями, повсюду рядом с людьми.

" Домовёнок Кузя" мультфильм 1984 год.

  Вы, конечно же, слышали рассказы о водяны́ х и руса́ лках, домовы́ х и ови́ нниках, ле́ ших и кики́ морах – хозяйничающих в лесах, водоёмах, в хлевах и, даже, в домах.

И. Билибин. Домовой.

Даже привычный всем с детства сказочный персонаж Баба Яга́, живущая на границе между миром людей и «другим», фантастическим миром, выполняющая роль посредника между ними, скорее всего, являлась одним из древнеславянских второстепенных божеств.

И. Билибин. Баба-Яга и девы-птицы.

В глубокой древности сформировались у славян обрядовые праздники, приуроченные к календарно-земледельческому циклу, некоторые из них «дожили» и до нашего времени.

Так, например, в разгар зимы (в конце декабря) проходили празднования Коляды́, сопровождавшиеся гаданиями и шествиями «ряженных» - одетых в костюмы животных и нечистой силы, исполняющих ритуальные песнопения - коля́ дки.

М. Павлова, Зимний праздник

Весной радостно встречали наступление нового года, устраивая застолья, главным блюдом которого были блины – символизировавшие солнечный диск. Такие весенние праздники заканчивались весёлым сжиганием соломенного чучела Ма́ сленицы, что воспринималось как прощание с зимой до будущего года.

Семён Кожин. Масленица, проводы зимы

Отмечался и приход лета на «руса́ лью неделю» (конец мая – начало июня). В эти дни девушки плели венки, шли к реке и бросали их в воду. Наблюдая за венком (останется он на поверхности воды или утонет), предугадывали свою судьбу.

Семён Кожин. Гадание на венках.

К этим же событиям приурочивались заключения брачных союзов.

А в дни летнего солнцеворота (поворот года с лета на зиму) - 6–7 июля отмечался праздник Купа́ лы– ещё одного древнеславянского мифологического персонажа, функции которого сегодня трудно установить. Всю ночь горели костры, вокруг которых устраивались ритуальные действа с обязательным (очистительным) перепрыгиванием через огонь.

Считалось, что купальская ночь – колдовское время, когда ведьмы и другая нечисть слетаются на Лысую Гору, чтобы устроить там свой шаба́ ш (праздник нечистой силы), а в лесах расцветает огненный цветок папоротника, найдя который можно узнать местонахождение всех кладов земли и научиться понимать язык растений, птиц и зверей.

Г. Семирадский. Ночь на Ивана Купалу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...