Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс«высокомерныйтворец»




(«Я+ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+»)

 

Характернойпсихологическойособенностью«высокомерныхтворцов» являетсяих негативноеотношение,часто неосознаваемое,к лицам своегоближайшегоокружения,которых ониоценивают каклюдей неблагополучных.Прежде всегоони видят недостаткии в силу этогоотличаютсянеуживчивостью.Обычно занимают«активнуюжизненнуюпозицию» ипытаютсяперевоспитыватьсвоих родныхи сослуживцев.На новые контактыидут охотно,так как «свои»уже изряднонадоели.

Если выпознакомитесьс таким человеком,он охотно начнетрассказыватьо своих делах.Вам будет интересно,ибо «высокомерныетворцы» — способные,талантливыелюди. Успехиу них реальные,«а были бы ещелучше, если быне мешали некоторыеретрограды,если бы сослуживцыподдерживали,а не вставлялипалки в колеса».С вами он готовсотрудничать,ибо «почувствовалв вас настоящуютворческуюличность».Уйдете от негоочарованными.Но остерегайтесьуглублятьличные отношения.На деловомуровне вы сможетедолго и продуктивнообщаться, есливо всем будетесоглашатьсяс ним. В семьемир с «высокомернымтворцом» можетбыть сохранентолько за счетпостоянныхуступок.

Когдаже в комплексепоявляетсяминус в позиции«ТРУД», такойчеловек становитсяпохожим наСобакевичас его знаменитойтирадой: «Мошенникна мошенникесидит и мошенникомпогоняет, одинв городе человек— прокурор, даи то, если правдусказать, свинья».Из-за своейконфликтностион часто испытываетстресс. «Ну какможно в такомколлективеработать! Этоже серпентарий,террариум!Скорпионы водной банке!»Сам он, конечно,бедная овечка,слабый беззащитныйчеловек и т. п.

Еслитакому человекудается статьначальником,то стиль егоруководстваизводить,постояннопридираться.

Довольночасто у негоимеется Жертва,которую онметодическиизживает. Такчто, если выпопали подтакой стресс,лучше сразуувольняйтесь.Дела идут у нихуспешно, а закакие-то нюансыв обращениис подчиненнымиеще никто никогоне снимал.Нейтрализоватьтакого начальникаможно, но здесьнеобходимоосвоить навыкипсихологическогоайкидо.

Еслизанять руководящийпост «высокомерномутворцу» неудается, онпостоянноконфликтуетс начальствоми со всем коллективом.Выжить его нетак просто, ибоквалификацияего не подлежитсомнению и,кроме того, он«заряжен» наборьбу. Но дажепри небольшомпромахе каждыйспешит припомнитьему прошлыеобиды. Здесьмы наблюдаемпарадокс: чемвыше интеллект,тем язвительнеезамечания, темлегче находятсянедостаткиу партнеров,тем тоньше иострей критика,тем выраженнейконфликт. Врагов«высокомернымтворцам» незанимать.

Приэмоциональномсближениинеизбежноначинает проявлятьсядействие позиции«ВЫ—». Посленесколькихциклов сближение— конфликтпоявляетсяминус в позиции«ОНИ». Послепадения энергетическогопотенциала,к старости, ихждет одиночество,в котором изаканчиваютони свою жизнь,забытые и теми,кого обидели,и теми, когооблагодетельствовали.

Хотитевоспитать такуюличность? Пожалуйста.Для этого большевсего подходитхолерическийтемперамент.Воспитаниедолжно идтив стиле «избавителя»,который в последующемможно изменитьна стиль «преследователя».

 

А теперьпример.

 

На приемко мне пришлаК., 33 лет, с жалобамина слабость,утомляемость,раздражительность,тупые головныеболи, плохойсон, подавленноенастроение.Рассказала,что с трудомсосредоточиваетсяна работе. Впоследнее времяпоявилосьчувство безысходности.Такое состояниедлится ужеоколо года. К.вначале лечиласьу терапевта(так как всевроде бы началосьс гриппа), затему невропатолога.На прием ко мнеК. затянулаприятельница,но сама К. себяне считаетнастолькотяжело больной,чтобы обращаться к психотерапевту.

Конечно,такие данныепозволяютпоставитьдиагноз постгриппознойастении, ну, вкрайнем случае,заподозритьпостгриппозныйарахноидит.Но давайтепоработаемс вами в техникесценарногоперепрограммирования,и вы убедитесь,насколько легчепредсказатьсудьбу, правильноопределивсоциоген. РодиласьК. в семье служащего.Отец в воспитаниедетей никогдане вмешивался.Главой семьибыла мать. К.,сколько себяпомнит, всегдабыла обидчивойи капризной,но мать стараласьудовлетворятьвсе ее требования.Ситуация резкоизменилась,когда черезпять лет родиласьмладшая сестраи мать всю любовьи вниманиепереключилана нее. На К.обрушилисьупреки, униженияи оскорбления.В отместкудевочка стараласьтакже сделатьчто-то плохое.Как-то она спряталасьпод стол, накрытыйскатертью, ипросидела тамнесколькочасов, наблюдаясуету и волнение,связанные сее поисками.Мать называлаее глупой,неблагодарной,некрасивой,пророчиланеудачнуюсудьбу: «С такойвнешностьюне выйдешьзамуж. С такимхарактеромты никому ненужна», К. сталачувствоватьсебя в семьечужой. Развиласьнеприязнь кматери (за плохоеотношение), котцу (за то, чтоне защищал ее),к сестре (зато, что все благадоставалисьей). Рвалась наулицу к детям,но мать не пускала,заставляяследить замладшей сестрой(типичнаяродительскаяошибка). Безпостороннейпомощи К. научиласьчитать. С шестилет стала заниматьсямузыкой и английскимязыком. Преподавателиею были довольны.Для девочкиже это былисамые светлыечасы: чувствоодиночествакак бы отступало.В школу К. пошлас большимэнтузиазмом.А теперь определите,как складывалисьу нее здесьотношения? Да,действительно,К. очень быстроперезнакомиласьсо своимиодноклассниками,но вскоре выяснилось, что поуровню своегоразвития онаих превосходит,и дружбы,естественно,не получилось.К. всегдастремиласьдоминировать,перевоспитыватьсвоих партнеров. Покаони ей подчинялись,терпели еесаркастическиезамечания,казалось, чтовсе идет хорошо.Но если кто-нибудьиз друзей возражалей, наступалразрыв по ееинициативе.Довольно скороК. опять осталасьодна, перессорившисьсо всеми одноклассниками.

Уже ктретьему-четвертомуклассу у девочкивыявился глубокийинтерес к литературе.Она продолжалазаниматьсямузыкой и английскимязыком, чтокомпенсировалоодиночество,отвлекало отконфликтов,которые то идело возникалито в семье, тов школе. УтешалаК. себя тем, чтопосле окончанияшколы найдетсвой круг общения,«встретитнастоящихлюдей».

Как К.окончила школу?Да, с золотоймедалью. Вычувствуетездесь работусоциогена? Ведьиначе и бытьне могло! Ну атеперь отгадайте,худа она поступила,в пединститутили в университет?Конечно, вуниверситет.

А теперьеще нескольковопросов. КакК. училась вуниверситете?Как складывалисьотношения ссокурсниками?Вы правы, учитьсяона стала сэнтузиазмоми, естественно,отлично. Оченьбыстро перезнакомиласьс сокурсниками,но скоро убедилась,что в университетони поступилине «для служениялитературе».У всех она находиланедостатки,о которых говорилапрямо и резко.Были две подруги,но дружба этаК. полностьюне устраивала,так как онасчитала подруг«мещанками».

 

Как унее складывалисьотношения смужчинами,достовернонеизвестно.Казалось бы,полная откровенность,но обсужденияэтих вопросову нас не получалось(опять действие«ВЫ—»). Правда,сценарные людив принципе всеодинаковы, иможно, опираясьна аналогичныеслучаи, утверждать,что с сильнымимужчинами уК. длительногообщения неполучалось.Супермен они есть супермен.В процессеухаживанияон может подчиняться,но не всю жежизнь! Длительныеэмоциональныесвязи у «высокомерныхтворцов» могутбыть лишь спартнерами,у которых вкомплексе «Я—»и «ВЫ+». Фактическиэто садомазохистическиеотношения «Я+,ВЫ—» перевоспитывают«Я—,ВЫ+», но одновременнои защищают егоот жизненныхбурь. Так чтооба партнера,невротическидополняя другдруга, имеютот этого определенную«выгоду». Одинзащищает, ноимеет возможностьиздеватьсяи чувствуетсвое превосходство,другой терпитиздевательства,но получаетзащиту. Уобоих рано илипоздно наступаетнервный срыв,так как садистпостояннострадает отодиночества,а мазохист —от оскорблений.

 

Но вернемсяк нашей героине.Университетона окончила,как вы самидогадываетесь,с отличием.Другого вариантаи быть не могло(действие социогена).Теперь мнехочется написать:«И поступилав аспирантуру».Такова логикасобытий. Нонет, жизнь внесласвои коррективы.Просто в этомгоду места васпирантурене было, и К. пошлаработать вшколу. «Там ясоприкоснуласьс такой рутиной,что стало тошно».Начались конфликтыс преподавателями,администрациейшколы. Никомуничего не могладоказать. Повечерам, оставшисьодна, частоплакала, ноутром, сцепивзубы, шла наработу.

Единственнойотдушиной былиуроки. Здесьприсутствовалаустановка:«Быть лояльной,вежливой итерпимой,предполагатьв ученике умногочеловека». Этоединственнаякатегориялюдей, с которымиу К. никогда невозникалоконфликтовпри общении.А как они могливозникнуть,если здесьграмотныйпрофессиональныйподход? Ведьона смотрелана учениковкак на объектработы, а некак на субъектобщения. Какойможет бытьконфликт уавтослесаряс нуждающейсяв ремонте машиной,у строителяскирпичами, усадоводасдеревьями?Правда, иногдаочень хочется,чтобы с тобойобращалиськак с вещью, ане как с человеком,или же как снезнакомцем,а не как с родственникомили другом?Один мой знакомыйговорил своейжене, что мечтаетприйти к нейв гости. Вообще,чтобы делатьгадости, необходиможениться, статьдругом, опекуном,в общем, близкимчеловеком.

Что жебыло дальше?К. перешла работатьна кафедру вуниверситет.Общение с людьмискладывалосьпо прежнемустереотипу,довольно быстроразочароваласьв сотрудникахкафедры, вомногих преподавателях,у которых самапрежде училась.Отношения былиили напряженноформальными,или откровенноконфликтными.(Помните, насучили партийнойпринципиальностии непримиримости?«Высокомерныетворцы» этуидею высказываютлегко. Когдая разрабатывалв 1980—1983 годах системупсихологическогоайкидо и призывалк уступчивостии компромиссам,меня не развызывали вкомпетентныеорганы, но яуцелел. Тамтоже были умныелюди, да и психологическоеайкидо помогало.

Напряженныеотношения уК. были с матерьюи сестрой, личнаяжизнь не складывалась.Дома ссорыстали протекатьбурно. К. нередкопереходилана крик, рыдала,потом долгоне могла уснуть,болели сердце,голова, кишечник.Лишь общениесо студентамине вызывалотрений. Интенсивнозаниматьсянаучной работойне могла, таккак послемногочисленныхконфликтови преподавательскойработы чувствоваласебя разбитой.

В 30 летК. поступилав аспирантурув Москве. Считаетэти годы лучшимив своей жизни.Они были немногоомраченынеприятностямиличного плана.Стала компетентнымспециалистом,с мнением которогосчиталисьмногие научныеработники.Успешно окончиваспирантуру,К. вернуласьна ту же кафедруи в семью родителей.Опять возобновилиськонфликты,которые становилисьвсе болеенапряженными.Активно заниматьсядиссертациейне могла, новсе же работав этом планепродвигалась.В начале зимыК. перенеслагрипп среднейтяжести. С высокойтемпературойпродолжалаработать. Черезнесколько днейтемператураупала, но самочувствиене улучшалось:беспокоилисильная слабость,утомляемость,головные боли,боли в пояснице,пропал аппетит.На работесосредоточитьсяне могла. Лечениеобщеукрепляющимисредствамиэффекта недавало. В этовремя К. должнабыла представитьокончательныйвариант диссертационнойработы. Онапопросилаотсрочку.

А теперьотгадайте, далили ей отсрочку?Конечно, нет:ведь, наконец,появиласьвозможностьотыграться (заее язвительнуюкритику. Да,были обстоятельства.Но; этиобстоятельствасоздала онасама, ее социоген.Те, кто занимаетсянаучной работой,знают, что всрок, диссертациисдаются не такуж часто. Я самв свое времябыл в такомположении, иникто в коллективеменя не ругал,наоборот, мнесочувствовали.Но у меня ведьсо всеми былихорошие отношения!Сценарныйчеловек попадаетв «треугольниксудьбы». Этонеизбежно. РазК. была Преследователем,значит, онадолжна статьЖертвой.

Нетруднодогадаться,что диссертацияК. была высокогокачества (поее материаламона потом написалаблестящуюнаучную монографию).Так за что жеее подвергликритике? Занесвоевременноеокончаниеработы, за чистотехническиепросчеты, занесоблюдениенекоторыхформально-бюрократическихмоментов приоформлениидокументов.И во всех выступленияхзвучал одинмотив: работатьтруднее, чемкритиковать.После этогосостояние К.ухудшилось,слабость,утомляемостьусилились, тои дело появлялисьразличныенеприятныеощущения вовнутреннихорганах. Стараласьне посещатьврачей, но темне менее обследоваласьдля исключениятяжелого заболеванияпочек, желудочно-кишечноготракта. В настроениивсе большееместо стали заниматьдепрессивныекомпоненты.

Обычнобольные такогорода приходятк нам через5 —15 летпосле началазаболевания.Но ведь и К. почтигод безуспешнопосещала врачей,пока, как я ужеговорил, почтислучайно непопала ко мне.А как они моглией помочь, когданачало болезнисвязывали сгриппом? Вам,мой читатель,ясно, что к болезнипривел К. еесобственныйсоциоген, которыйбыл истиннойпричиной всехжизненныхнеудач.

 

Теперьпопробую показатьвам стратегиюи тактику коррекцииэтого комплекса.Стратегияпроста и совпадаетс общей стратегиейсценарногоперепрограммирования: формированиеструктуры«демократическойобщности». Чтоже касаетсятактики, тоздесь преждевсего замечуследующее:слова психологадолжны бытьрассчитаныочень точно,как доза лекарства.Ведь слово такили иначевоздействуетна эмоциональноесостояниечеловека, влияетна все сферыдеятельностиорганизма, втом числе и наобмен веществ.При положительныхэмоциях организмсам вырабатываетте или иныелекарственныевещества, причемв самой оптимальнойдозировке.

А теперьпредставьтесебе еще разтабуретку начетырех ножкаходинаковогоразмера. Этоочень устойчивоеобразование.Если представитьличностныйкомплекс К. ввиде табуретки,то окажется,что ножка «Я»длинная, ножка«ВЫ» отсутствует,ножки «ОНИ» и «ТРУД»более короткие.Итак, можно лиопереться на«ВЫ» и сказатьК.: «Не можетбыть, чтобы ввашем коллективевсе были плохие.Да присмотритеськ ним получше!Ведь в каждомчеловеке естьчто-то хорошее!»Какая будету нее реакция?Гнев, злоба,отчаяние иразочарование.При этом неимеет значения,покажет онаэто или скроет.Таким образом,нарушаетсяодна из основныхзаповедейврача: «Не навреди!»Только, еслибы я назначилне то лекарство,меня могли быпривлечь кответственности,а за банальныеслова...

Попробуемопереться на«ОНИ». Тогдапоявится фраза:«Да бросьтевы их! Перейдитена другую работу.Есть же в концеконцов хорошиеколлективы!»Но разве можносейчас этоговорить? Каквсе броситьнезаконченным,как устраиватьсяна новую работу,будучи больной?А подойдет лифраза: «Напрягитесь,сделайте последнееусилие, возьмитесебя в руки изавершитеработу»? Дорогойчитатель, такиеутешители,конечно, былии у вас. Их слова,кроме глухойзлобы, ничегоне вызывали.Да если бы К.могла взятьсебя в руки,она ко мне и необратиласьбы!

Такимобразом, приработе с К. (пациентуя никогда неговорю, чтобуду его лечить,а говорю, чтомы с ним будемвместе работать)можно оперетьсятолько на позицию«Я». И тогдапоявляетсяфраза: «Оченьрад, что вы комне пришли. Ядавно не встречалтакого целеустремленного,талантливогочеловека и будудоволен, еслисмогу вам помочь».(К. действительнов процессебеседы невольнопродемонстрироваласвой блестящийум и громаднуюэрудицию.) Какиечувства и мыслидолжны вызватьэти слова? (Те,кто обучалсяу меня психологическомуайкидо, знают,что чувствамии мыслями человекаможно управлять.)Ну, во-первых,чувство облегчения:«Наконец-товстретилсячеловек, которыйменя понял».И действительно,К. сразу как-тоуспокоилась.У табуреткивременно появиласьножка «ВЫ». Воти произошелтот самый «перенос»,о котором говорилФрейд. Естественно,у нее появилсяинтерес ко мне,а это уже выбросэндорфинов,так что облегчениеимело вполнеобъективныйхарактер. Далеемежду намипроизошел такойдиалог.

Я: И зачем вы мечетебисер передсвиньями!

К.: Но что мне делать,я же вынужденажить с ними. Аэто дурные иподлые люди...

Я: Полностью свами согласен!Но ведь вы умнаяи понимаете,что все равноуничтожитьих вам не удастся,да и не хотитевы этого. Перевоспитатьже взрослогочеловека невозможно,а вот обойтиможно.

К.: Но это значитидти на компромисс!

Я: Да, а как же!

К.: Но ведь мы должныбыть бескомпромиссныпо отношениюк злу.

Я: Без компромиссовжить невозможно.И потом, я жепризываю нек тому, чтобывы меняли своивзгляды, а ктому, чтобы непытались менятьвзгляды вашихколлег. Иначеони опять будутвам мешать.Хочу вам сказать,что я противниктой борьбы, ккоторой насвсе время призывают.Дело в том, чтоборьба укрепляетсистему. Лопатаборется с моейрукой? Нет, онаборется со всейсистемой, котораяв результатестановитсяпрочней. Намоей руке появляютсямозоли, но приэтом я самукрепляюсь.

К.: Что же мне делать?

Я: Перестать сними боротьсяи занятьсясвоими делами.Ведь борьбаотняла у васмного сил. Из-заэтого вы и неуправилисьсо своей работой.И благодаритесвой организм,который выключилвас из борьбы,а то бы вы окончательнопогибли.

К.: Но ведь я заболелагриппом! Причем тут конфликты?

Я: Дело в том, чтовы все времянаходилисьв состоянииэмоциональногонапряжения,что подорвалоиммунные силы.Не все же вовремя эпидемиигриппа заболевают.Кстати, те, ктопроходит у наспсихологическуюподготовку,перестаютболеть простуднымизаболеваниями.

К.: Но мои враги— пустые люди,живущие безстремлений,целей.

Я: Так вы для нихблагодетельница.Конфликты свами придалисмысл их существованию!

К.: Хорошо, доктор,вы меня убедили.Что я должнаделать?

Я: Овладеть системойпсихологическогоайкидо.

 

Далеея изложил основнойпринцип этойсистемы — принципамортизациии выслушалсерию обвиненийв прагматизме,оппортунизмеи т. д. Сошлисьмы на следующем:К. попробует,и если ничегоне получится,она вернетсяк прежним формамповедения.(Кстати, я никогдане ставил передсобой цельотучить клиентаот чего-то. Ведьлюбой поведенческийнавык носитв определенныхситуацияхадаптивныйхарактер.)

Крометого, я попросил,чтобы К. приходилана мои лекциии занятия нестолько длятого, чтобы уменя учиться,сколько длятого, чтобысделать мнезамечания чистофилологическогоплана. Она, конечноже, согласилась.В дальнейшемее советы помоглимне. И если сегоднямои труды интересныне толькопрофессионалам,но и широкомукругу читателей,то в этом, конечно,и ее заслуга.

Перваяже попытка К.вести себя поправилампсихологическогоайкидо далапрекрасныерезультаты.Уже во времяследующейбеседы онасказала, чтотеперь лучшепоняла своихсотрудников: «Конечно, мнехорошо, я одна,а ведь у однойколлеги больнойребенок, а удругой, оказывается,очень непростыеотношения сосвекровью...»Так восстанавливаетсяпозиция «ВЫ».

Черездве недели вотчете К. напишет:«Дело в том,что: меня легкоспровоцироватьна конфликт:уровень профессиональнойкомпетентностиавтоматическиставит меняв позицию Родителя,а несогласиеи резкий тонприводят ктому, что я начинаюупрямиться.Попытки самостоятельновыйти из этогоположенияпривели меняк неврозу: яуходила в себяили общаласьна уровне ритуала.Перемены произошли,когда удалосьразобратьсяв причине конфликтовпри помощипсихотерапевтическихзанятий».

Обратитевнимание напризнаки,свидетельствующиеоб эмоциональнойзрелости К.:она критикуетсебя, ищет ошибкив себе, а не вдругих. Нопонаблюдаемза ней еще немного.

К. регулярнопосещала нетолько психотерапевтическиезанятия, но ивсе лекции, гдеобсуждалисьпроблемы общенияна факультетеусовершенствованияврачей и в группе психологическоготренинга длястудентовмедицинскогоинститута.Защита кандидатскойдиссертациипрошла успешно.К. стала применятьпринципы общенияв педагогическойдеятельности,в результатечего напряжениево время чтения;лекций уменьшилось.Конфликты сталивозникать реже,да и успокаиваласьК. теперь послених быстрее.

Во времяоформлениядокументовв докторантурувозникли сложныепроблемы. Сценарийповедения онаобговариваласо мной. К. уехалав Москву, а месяцачерез два позвонила:«Помогите, я,наверное, сделалачто-то не то!»Этот случайя в шутку называю«горе от ума».Действительно,будь К. глупее,жизнь ее сложиласьбы более благополучно.Ведь чтобыделать большиеглупости, нужноиметь большойум. Вы, наверное,догадались,что К. оказаласьумнее своегонаучногоруководителя,а скрыть отнего этого несмогла.

Внастоящее времяу К. все хорошо.Она активноведет научнуюработу. Староедает о себезнать, поэтомуиногда К. ввязываетсяв конфликты.В этот периодвозникаютлегкие невротическиесимптомы, которыедержатся недолгои после анализаповедениябыстро проходят.На следующийдень К. стараетсяисправитьдопущеннуюошибку. Повозможностимы сотрудничаем.Ее замечанияпо поводу моихпроизведенийя никогда неоставляю безвнимания.

А у когоиз героев «ЕвгенияОнегина» всоциогене «Я+,ВЫ-»? У Ленского.Что думает оноб Ольге?

 

Кокетка,ветреный ребенок!

Уж хитростьведает она,

Уж изменятьнаучена!

 

А об Онегине?

 

Не потерплю,чтоб развратитель

Огнеми вздохов ипохвал

Младоесердце искушал...

 

Я такподробно остановилсяна этом комплексе,потому что онвстречаетсяочень часто.Последнее имеетсвои историческиекорни. Все времянас убеждают,что мы какие-тоособые, и в принципе,если не братьв расчет некоторые«пустячки»,самые лучшие.То мы перваяв мире странасоциализма,то у нас особыйисторическийпуть. Учась вмедицинскоминституте, яузнал, что унас самые передовыефизиология,психология,психиатрия,а из всех кафедрпсихиатриинаша самаялучшая, а нашпрофессор —самый лучшийпсихиатр, а то,что результатыу нас хуже, чему всех, так этокозни врагов.Короче, всеобщаяпаранойя.

Приглядитеськ современнойполитическойборьбе. Единомышленникичерез две-тринедели, а иногдаи раньше, становятсязаклятымиврагами. Но,как уже говорилось,личность формируетсяв первые пять— семь лет жизничеловека ипотом меняетсякрайне трудно,и две неделиназад бывшийдруг был такимже, как сегодня.А как мы относимсяк нашим лидерам,которые, с нашейточки зрения,допустилиошибку?

Какойздесь выход?Не знаю. Я всеголишь психотерапевт,и если мне удалосьубедить хотябы несколькочеловек уйтиот борьбы и,как сказалВольтер, «выращиватьсвой сад», занятьсяперестройкой,но не в стране,не в городе идаже не в квартире,а в своей душе,считаю своюзадачу выполненной.

 

Комплекс «гадкийутенок»

(«я-,вы+, они+, труд+»)

 

Такиеличности гонимыв своей микросоциосреде.В межличностныхконтактах ведутсебя неуверенно,робко, стараясьнайти себепокровителя,который велбы их по жизни.Они всегдаблагодарныза те знакивнимания, которыеполучают отпартнеров пообщению. Субъективноони стремятсяк бесконфликтнымотношениям,но добиваютсяэтого ценойуступок, нередков ущерб своимжизненно важныминтересам, изачастую оказываютсяв роли «козлаотпущения».Окружающиенастолькопривыкают ких безропотности,что даже простоевозражение,легкий намекна протест сих сторонывстречают свозмущением.Этих людей сраннего детстване покидаютчувства пессимизма,подавленности,которые сочетаютсяс надеждамина будущее.Когда возникаетразрыв с близкими,вину они берутна себя.

Они хорошоусваиваютморальные нормыи отличаютсягиперсоциальностьюи трудолюбием.Творческаядеятельностьстановитсякомпенсаторныммеханизмом.В процессетруда они забываюто личной неустроенности,неурядицахи получаютудовлетворениеот его результатов,у них появляютсянадежды насчастье. «Гадкиеутята» нередкодостигаютбольших успеховв своей деятельности,но ее плодами,как правило,пользуютсядругие, а самиони довольствуютсямалыми крохами,если вообщеэти крохи импопадают. Дажеминуты отдыхаони переносятплохо, так какна них наваливаетсяодиночество.В обществе имчасто приходитсятерпеть уколы,насмешки и дажеиздевательства.

Психологическинеграмотныеруководители,не разглядевбольшой творческийпотенциал этихработников, часто используютих на вспомогательныхработах (в годы «застоя», какправило, отправлялина сельхозработы).Все мечты «гадкихутят» связаныс тем, чтобынайти человека,который быоценил их достоинстваи создал необходимыеусловия дляработы. Однакоэтого не происходит.В случае жесокращенийименно они подних и попадают,ведь с другимиопасно связываться.

Частоеповторениецикла, в которомнадежда сменяетсяразочарованием,приводит ктому, что появляетсятенденция квозникновениюминуса в позиции«ВЫ». Именнов такие минуты«гадкие утята»становятсяспособнымина протест, новсе же чаще ониперестаютактивно искатьпартнеров пообщению и остаютсяв духовномодиночестве,поддерживаятолько деловыесвязи. Единственнойподдержкойостается надежда.Такая жизньспособствуетразвитию неврозови тяжелыхпсихосоматическихзаболеваний.Образованиеони получаютхорошее, чащевысшее, но занимаютвсегда самыенизшие должности,соответствующиеих квалификации,и никогда нестремятсязанять болеевысокое положение.Рады, что их нетрогают.

Большинство«гадких утят»к моменту, когдаони попали комне на консультацию,находилисьв разводе, безнадежды устроитьвновь личнуюжизнь. Всех ихпартнеры бросалив самые трудныеминуты в жизни.Чаще всего этослучалось,когда они заболевалии не могли выполнятьсвои прежниеобязанности.В процессеразвода неслибольшие имущественныепотери, избегаясудебныхразбирательстви нападок партнеров,которые, какправило, являлись«высокомернымитворцами».Внешне все мои«гадкие утята»были не простопривлекательными,а красивыми,но робкое поведениеделало этукрасоту незаметной.

Милые«гадкие утята»!Вы, действительно,страдальцы,но и помочь вамтрудно при всемжелании. Еслиначинаешьоказывать вамзнаки внимания,то потом от васнекуда деться.Понимаю, выодиноки, однакопоймите и того,кто пытаетсяпомочь, но неможет посвятитьвам все своевремя. Крометого, вы крайнеобидчивы. Заметивнекотороеневнимание,вы не выкажетесвоего недовольства,а просто уйдете.Часто вы нестолько гонимы,сколько считаете,что вас гонят.В любви с вамитоже нелегко.Здесь вы готовыпожертвоватьвсем. Когдавозникаетнедовольство,вы не даетеобратной связи,а терпите. Терпениебезгранично(точнее, определяетсявашим здоровьем).Но когда оно^все-таки лопнет,и вы выскажетесь,тот, кто васлюбит, почувствуетсебя тираном.

Женщина«гадкий утенок»,случайно устроившаясемейную жизнь,не веря своемусчастью, будетсамоотверженновсе делать длясвоей половиныи детей. Детейона избалует,и они, пользуясьплодами еетруда, не будутиспытыватьк ней уважения,да еще и станутупрекать зато, что она ихни к чему неприучила. Мужбудет заниматьсясвоими делами,а она при всемвнешнем благополучиибудет чувствоватьсебя одинокой,несчастной,усталой и больной.Поэтому, еслисама за себяне возьмется,ничего хорошегоиз этого невыйдет.

Чаще«гадкие утята»меланхолики.Мне попадалисьи холерики, исангвиники.При старании«гадким утенком»можно сделатьлюбого ребенка.

А сейчася расскажу ободном «гадкомутенке».

 

Двенадцатьлет назад, когдая только началзаниматьсясценарнымперепрограммированием,на прием ко мнепришла Л.привлекательнаяженщина 46 лет(на вид —не более3538).Она со смущениемсела на краешекстула. Весь видее говорил отом, что ей неловкопо пустякамотвлекатьтакого специалиста(к этому времения уже пользовалсяопределеннымавторитетом).Л. предъявилажалобы на навязчивыйсчет. Все онадолжна считать:окна в домах,если едет втрамвае, дощечкипаркета и т. д.Эта навязчивостьу нее уже многолет, но в последнеевремя началаособенно сильнобеспокоить,так как отвлекаетот решенияреальных жизненныхпроблем, которыхвполне достаточно.На прием онасама не решиласьбы прийти, ноее семилетняядочь наблюдает ся у психиатранашей клиники,с которой у Л.сложилисьтеплые неформальныеотношения. Этаврач и привелаее ко мне. С точкизрения диагностикислучай не являлсясложнымневрознавязчивыхсостояний смононавязчивостью.

Я попросилпациенткурассказатьо себе и услышалисторию, котораяменя глубокотронула. В семьевсем заправлялаволевая матьвесьмапышная украинка.Нет, она не былатолстой, простоу нее былоатлетоидноесложение. Отецже отличалсяхрупким сложениеми был почтивдвое меньшесупруги. Четверостарших братьев,похожих намать, считалиськрасавцами.Л. же пошла вотца и не соответствовалаидеалам красоты,сложившимсяв семье. Матьпочти презрительноотносиласьк ней: «Ты какщеня, смотретьне на что. Незнаю, кто тебязамуж возьмет.Век будешьсидеть на моейшее. Разве еслиполучишь высшееобразование...»На самом делеЛ. была оченькрасивой.

В семьедевочка былаодинокой. Издетства помниттолько, чтолюбила сидетьна крыльце имечтать оботце, погибшемна войне. Этимечты прерывалиокрики матери.Л. чувствоваласебя забитойи дурнушкой.Завидоваламатери и братьям,таким красивыми бойким. Стараласьдобиться вниманияматери и братьевусердным выполнениемвсех их поручений.

Думается,вам нетрудноответить наследующиевопросы. КакЛ. училась? Какскладывалисьу нее отношениясо сверстниками?В какие периоды с ней играли,а когда гналиот себя? Какона себя чувствовалав школе? Подумайтенемного, а потомчитайте дальше.

Вы абсолютнонравы. Л. училасьотлично. Онатянулась ксверстникам,но общатьсяс ними не могла.Так как онабыла тихоней,в шумные игрыдети ее не принималии даже частопрогоняли.Отношениеменялось впериоды, когданадо было писатьконтрольныеработы. Все этоей представлялосьнесправедливым,и в школе, каки дома, она былаодинокой изаброшенной.

А теперьеще вопрос.Пока жизньвъялядит ещеболее или менеетерпимой; когдаже начнутсянастоящиенеприятности?Естественно,в период половогосозревания.Ведь Л. былакрасивой, носчитала себядурнушкой безшансов устроитьличную жизнь.И здесь, как иу К., благо превращаетсяв зло. Толькоу К. в зло обратилсяее ум, а у Л.еекрасота. ЯнушКорчах писал,что красивогоследует воспитыватьиначе, чемнекрасивого.В народе давноподмечено, чтоне красотаприносит счастье:«Не родиськрасивой, ародись счастливой».Я собираюсьболее подробнорассказатьоб этом в своейкниге «Психологиякрасоты». Сейчастолько отмечу,что красивыелегче и чащепопадают всценарий, чтои случилосьс Л.

Итак,школьный вечер.Как Золушка,Л. хотела толькопосмотреть,как веселятсядругие, и скромностояла в сторонке,не надеясь, чтоее кто-то заметит.И вдруг ее приглашаютна танец. И какойкавалер! У нееперехватилодыхание, онав восторге ирастерянности.Но парень этопонимает по-своему.Они танцуютвесь вечер. Онидет ее провожать.К своему разочарованию,он не смог дажепоцеловатьЛ., хотя и применилвсе свое искусствообольщения.На другой вечерона даже непринимает егоприглашенияпогулять. Нетруднодогадаться,что в следующиеразы за нейбудут ухаживатьвсе более иболее нахальныепарни, подлецыиз подлецов.

Вокругнее в школеподнялся шум.Парни недовольны еенеуступчивостью,а девушки тем,что при дефиците мальчиковона на себяотвлекаланескольких.Будь у Л. другойсоциоген, онаскоро бы определиласьв своем выборе.А так, конечно,не желая этого,настроилапротив себявсех. Естественно,Л. обвинялаобстоятельства. Ведьона никомуничего плохогоне делала ивела себя, какучила мама.

Наконец,к Л. стал приставатьпочти уголовник,которого привелина вечер ееодноклассники.Тот уже сталдействоватьугрозами, инаша героиняпересталаходить на школьныевечера, темболее, дело шлок окончаниюшколы, и она немогла позволить,чтобы успеваемостьснизилась.Кроме того, всвободное времяЛ. стала писатьрассказы.

Окончилашколу она, каквы уже догадались,с золотой медальюи поступилав университетна факультетжурналистики.По-прежнемуоставаласьробкой, хотелавсем услужить.Что касаетсямужского пола,то в университетепроизошла почтита же история,что и в школе.Но здесь онауже стала объектомне только неприязни,но и ненависти.На четвертомкурсе Л. вышлазамуж за красивогонегодяя, которыйиздевался надней, а она терпела,вела домашнеехозяйство,училась самаи помогалаучиться ему.

Послеокончанияуниверситетаони уехали поназначениюв другой город.Л. стала работатькорреспондентомв заводскоймноготиражке.Безропотновыполняла своии чужие обязанностии продолжалатерпеть издевательстваи измены мужа.На мой вопрос,почему она недавала емуотпора, не ушлаот него, Л. ответила:«У него тогдабыли неприятности,да я и сама виновата:я ведь невеселая,со мной неинтересно;а в нем, конечно,было что-тохорошее, простоя не смогла этохорошее найти».

Все времяЛ. находиласьв эмоциональномнапряжениии испытывалаподавленность.Понятно, чтодело шло к тяжеломусрыву: у неедолжно былоразвитьсякакое-нибудьсерьезноезаболевание.

Нашорганизм обладаетвысшей мудростью.И если человекне хочет думатьо нем, он сампозаботитсяо себе. Все нашиболи и болячки— это сигналыорганизма отом, что мы живемнеправильно.Прислушайтесь к ним,не торопитесьприниматьлекарства. Самине можетеразобраться,пройдите школупсихологическоготренинга, повысьтесвою сенситивность,начните лучшезаботитьсяо своем организме,и он с лихвойвернет вам всерасходы. Ноесли вы этогоне сделаете,каждый разсиг налы будутвсе зловещее.Ведь другоговыхода у организманет.

Л. заболелатуберкулезомпозвоночника.Вы уже понимаете,что такие «мелочи»,как язва желудка,колит, которыепопутно былиу нее обнаружены,не могли служитьповодом дляобращения запомощью. А тутведь она ходитьне могла! В этовремя муж ееи бросил. Посценарию таки положено.Пролежала Л.в больнице вобщей сложностиоколо двух лет.Кротостью своейи терпеливостьювызывала восхищениевсего медперсонала.Вы думаете, оназдесь лежалабез дела? Нет!Л. научиласьвязать и сталадаже подрабатывать.Это давало ейвозможностьоплачиватьуслуги по уходу,а также позволятьсебе время отвремени кое-какиеудовольствия.Л. вспоминаетэтот периодсвоей жизникак один изсамых счастливых.Но и здесь вокругнее поднялсяшум. Когда онаначала поправлятьсяи ходить в корсетепо коридору,круг общениярасширился...Ну, дальше вамвсе понятно.К счастью, всеобошлось безособой драмы.Все-таки больница!

Послеболезни Л. вернуласьв свой роднойгород и устроиласьработатькорреспондентомв многотиражнуюгазету на заводе.Сразу же и наэтом птичьемдворе (давнонапрашиваласьэта метафора,ведь Л.«гадкийутенок») вокругнее стали крутитьсяпетухи. Сделалабы она, наконец,свой выбор, ивсе было быблагополучно.Но социогенесть социоген.И опять всеобщеевозмущение:петухи кукарекают,курочки кудахчут,гусыни гогочут.В общем, большойшум, который,конечно, дошелдо главногона птичьемдворе индюкадиректоразавода. Какделовой человек,он сразу предложилЛ. сожительствои все блага,вытекающиеиз этого: квартиру,служебные инеслужебныекомандировкии т. д. Она отказывается.Что тогда делаетдиректор? Онвызывает еек себе в кабинет,просит, чтобысекретаршаникого к немуне пускала ини с кем по телефонуне соединяла,а через часразрешает Л.уйти. А на птичьемдворе гомонусиливается,так прошлапочти неделя.Уставшая иизмученная,Л уступаетдиректору,который, неполучив, конечноже, при этомособого удовольствия,сразу теряетк ней интерес.

Вы ужеразбираетесьв психологиисудьбы и предполагаете,что Л. ждут ещеболее серьезныенеприятности?Да, вы правы.Ей было уже 36лет, но она всееще отличаласьнеобыкновеннойкрасотой, когдана обратномпути из командировкипознакомиласьс интереснымчеловеком. Онидолго говорилиоб искусстве,литературе,музыке. В общем,встретилисьродственныедуши! И судьбыих оказалисьсхожими. Ему39 лет. Онмладшийнаучный сотрудники до сих пор неможет защититькандидатскуюдиссертацию,хотя по егоматериаламуже несколькодокторскихзащищено. Начальствоне ценит, отрываетего от науки,посылая насельхозработы.Жена постояннонервничает,упрекает, чтонет ни материальногоблагополучия,ни почета, проклинаеттот день, когдас ним связалась.Она мучается,заботясь о домеи воспитываядетей. Он, конечно,жене помогает,как может, новсе равно ейочень тяжело.(Нетрудно определить,что он тоже«гадкий утенок».Поэтому женау него в лучшемслучае истеричка,в худшемхищница,женившая егона себе и закабалившая.)

Итак,они всю дорогубеседовалии, очарованныедруг другом,решили, повозможности,встречаться.Не буду описыватьих свидания.Все сводил

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...