Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общениес партнером(трансактныйанализ)




 

Параллельныетрансакции

 

В каждомиз нас живуткак бы три человека,которые частоне ладят другс другом. Когдалюди находятсявместе, раноили поздно ониначинают общаться.Если А. обращаетсяк Б., то он посылаетему коммуникативныйстимул (рис.2.3.).

Б. емуотвечает. Этокоммуникативныйответ. Стимули ответ — этотрансакция,которая являетсяединицей общения.Таким образом,последнее можнорассматриватькак серию трансакций.Ответ Б. становитсястимулом дляА.

Когдадва человекаобщаются, онивступают другс другом в системныеотношения. Еслиобщение начинаетА., а Б. ему отвечает,Рис 2.3.

 

дальнейшиедействия А.зависят отответа Б. И сейчас,дорогой читатель,мы находимсяс вами в системныхотношениях.Ваши реакциизависят оттого, что я написал,но и мои дальнейшиедействия зависятот ваших реакций.Если книга вампонравится,вы будете еерекомендоватьдругим, и тиражразойдетсябыстро, я начнуписать новуюкнигу. Если то,что здесь написано,не вызовет увас интереса,мои действиябудут иными.

Цельтрансактногоанализа состоитв том, чтобывыяснить, какоеЯ-состояниеА. послалокоммуникативныйстимул и какоеЯ-состояниеБ. дало ответ.

 

В—В:

А.: Которыйчас?

Б.: Безчетверги восемь.

Р-Р:

А.: Ученикисовсем не хотятзаниматься.

Б.: Да,раньше любознательностьбыла выше.

Д-Д:

А.: А что,если с последнейлекции уйтив кино? Б.: Да, идеяхорошая.

 

Этопараллельныетрансакциипервого типа (рис. 2.4.). Здеськонфликта нети никогда небудет. Полинии В — В мыработаем,обмениваемсяинформацией,по линии Д — Длюбим, развлекаемся,по линии Р — Рсплетничаем.Данные трансакциипротекают так,что в психологическомотношениипартнеры равныдруг другу. Этотрансакциипсихологическогоравноправия.

Второйтип параллельныхтрансакцийвозникает вситуации опеки,подавления,заботы (Р — Д)или беспомощности,каприза, восхищения(Д — Р) (рис. 2.5.). Этотрансакциипсихологическогонеравноправия. Иногдатакие отношениямогут длитьсядостаточнодолго. Отецопекает сына,начальниктиранит подчиненных.Дети вынужденыдо определенноговозраста терпетьдавление родителей,подчиненный— сноситьиздевательстваначальника.Но обязательнонаступит момент,когда кому-тонадоест опекать,а кому-то бытьопекаемым,кто-то не выдержиттирании.

Можнозаранее рассчитать,когда эти отношениязакончатсяразрывом. Давайтеподумаем, когда?Нетрудно догадаться,что удерживаютсяэти отношениясуществующимисвязями полинии В — В. Понятно,что и закончатсяони тогда, когдаотношения В— В себя исчерпают,т. е. разрывпроизойдеттогда, когдадети перестанутзависеть материальноот родителей,а подчиненныйполучит высокуюквалификациюи материальныеблага.

Еслиотношения ипосле этогосохраняются,то непременноразвиваетсяконфликт, начинаетсяборьба. Как нанеуравновешенныхвесах, тот, ктобыл внизу, будетстремитьсяподнятьсянаверх и опуститьвниз того, ктобыл наверху.В крайних своихвыраженияхотношения Р— Д — это рабско-тираническиеотношения.Рассмотримих несколькоподробнее.

О чемдумает раб?Конечно же, нео свободе! Ондумает и мечтаето том, чтобыстать тираном.Рабство и тирания— это не стольковнешние отношения,сколько состояниядуши. В каждомрабе сидиттиран, а в тиране— раб. Можнобыть формальнорабом, но в душеоставатьсясвободным.Когда философаДиогена взялив рабство ивыставили напродажу, потенциальныйпокупательего спросил:

— Чтоты можешь делать?Диоген на этоответил:

— Властвоватьлюдьми! Затемпопросил глашатая:

— Объяви,не хочет ли ктокупить себехозяина?

Проанализируйтеваши отношенияв семье или наработе. Есливы находитесьв положениираба, техникаамортизациипозволит вампочувствоватьсебя свободнымчеловеком ивыйти из рабскойзависимостиот своего угнетателя,даже если онваш начальник.Если вы находитесьв положениитирана, приналаживанииравноправныхотношенийиспользуйтеспециальныеприемы.

Ко мнеР. привели натянутыеотношения состаршим сыном12 лет, которыйв это времязаканчивалшестой класс.О его успехахв учебе свидетельствовалтакой факт: наодной страницев тетради порусскому языкуу него иногдабывало до 30 ошибок.Упреки и угрозытипа «Что изтебя выйдет?»,«Кому ты будешьнужен?», «Дворникомстанешь!», «Посмотри,как твои родителиучились!» и т.п. эффекта ужене давали. Невозможнобыло его заставитьхотя бы разпроверитьнаписанное.Родителейвызывали вшколу. Послеочередной«накачки» домасостояние делтолько ухудшалось.

Анализситуации показывает,что здесь имеламесто параллельнаятрансакциявторого типав рабско-тираническомварианте. Кмоменту обращенияотца в КРОССэти отношенияуже не удовлетворялиобе стороны,изжили себя.Правильно былобы сразу переводитьэти отношенияна линию В — В?Конечно, нет!Стратегическиверно в данномслучае сделатьтак, чтобы отецна какое-товремя попалв психологическоерабство, а сынстал бы болеевнимательнымпри выполненииуроков, т. е. отцуследует уйтивниз на позициюДитяти, а сынаподнять напозицию Родителя.А если сын станетна позициюРодителя, тоон будет делать,как отец. Послетого, как быланайдена стратегия,родился и тактическийприем.

Я ужеговорил о том,что чем большечеловеку запрещаешь,тем больше емухочется этоделать. И есличто-то от неготребуешь, тоименно это емуне хочетсяделать. Вотпочему сын Р.отказывалсяпроверять своиработы. Ведьего заставлялиэто делать!Итак, преждевсего не надозаставлять,угрожать, запрещать!Я бы это сделалглавным девизомпри воспитаниидетей. Чем меньшезапретов ипринуждений,тем лучше отношения.Теперь послушайтерассказ Р.

«Когдая познакомилсяс теорией общенияи техникойамортизации,то я подошелк сыну и с вызовомсказал ему:

Слабодаешь! Я вотмогу писатьбез единойошибки! Я думаю,что тем самыммне удалосьспуститьсяна

позициюДитяти. Крометого, я уже былзнаком с принципомпроекции: «Есличеловек самделает ошибки,он убежден, чтои другие будутделать ошибки».Поэтому заранеезнал, как пойдетнаша беседа.

Сын: Неможет быть.

Я: Могупоспорить. Закаждую найденнуюу меня ошибкуя буду платитьтебе 10 копеек.

Сын: Безобмана?

Я: Развея тебя когда-нибудьобманывал?

В присутствиижены и младшегосына по всемправилам ребятнашего дворамы поспорили.Я переписалего текст с егоошибками и далему на проверку.Никогда невидел, чтобымой сын работалс таким энтузиазмом!На предложениевоспользоватьсяшкольныморфографическимсловарем онответил категорическимотказом. Взялбольшой словарьна 102 тысячи слови проверилкаждое слово.Как только оннаходил ошибку,тут же произносилчто-то вроде:

Папа,я удивляюсь,как тебе далиаттестат зрелостивообще, да ещес медалью? Чтоза почерк? Кактебя еще наработе держат?!

На лицеего былобрезгливо-снисходительноевыражение. Женаутверждала,что это быламоя копия. Честноговоря, я себене понравился.И сразу до сердцадошли некоторыеположенияпсихологиио правилахвоспитания:слова не воспитывают;дети становятсятакими, как ихродители, толькоеще хуже; детямнадо показать,как жить, а нерассказать.

Я набросилсяна изучениепсихологии.Стал перепечатыватьправила общенияи давать ихсыну на проверку.Ошибок я делалмного, а сын ихвсе находил.Попутно онизучал правилаобщения. Каквы думаете,если бы я заставлялего это делать,у меня что-нибудьполучилосьбы? Постепенноповедение сынастановилосьлучше, а оши бок черезтри месяца ужене было. В классеон рассказывало полученныхзнаниях своимтоварищам.Через год онуже был отличником.Наши отношенияналадилисьи приняли характерсотрудничества.Сын стал сомной откровенным.Согласитесь,это большоедостижение.Но дальше мысблизилисьеще больше.Как-то он попросилденьги на карманныерасходы, я емупредложилзаработатьих самому,так как в семьесвободных денегне было. Онсогласился,но сказал, чтоне знает, гденайти работу.Я пользовалсяуслугами машинисткии предложилэту работуделать ему стеми же условиямиоплаты. С большимтрудом в течениемесяца он заработал10 рублей, купилкакую-то игрушку,которая сломаласьна следующийдень. Я удержалжену от ненужныхнотаций. Оночень переживал,но не заплакал,а с глубокимвздохом сказал:

Надоже! Сколькоработал, а купилкакую-то ерунду.

Так мыбыли избавленыв последующемот мопедов, «фирмы»,магнитофонов.Нет, кое-что мыему покупали, нопри этом исходилииз наших материальныхвозможностей.Занятия психологиейдали и существенныйматериальныйэффект».

 

Итак,дорогой читатель,вам уже сталаясна теоретическаяоснова принципаамортизации.Необходимоувидеть, накакой позициинаходится вашпартнер, и знать,в какое вашеЯ-состояниенаправленкоммуникативныйстимул. Вашответ долженбыть параллельным.«Психологическиепоглаживания»идут по линииД-Р, предложенияк сотрудничеству— по линии В —В, а «психологическиеудары» — полинии Р — Д.

Нижеукажу некоторыепризнаки, покоторым высможете быстродиагностироватьсостояние, вкотором находитсяваш партнер.

 

Родитель. Указующийперст, фигуранапоминаетбукву Ф. На лице— снисходительностьили презрение,нередко — криваяулыбка. Тяжелыйвзгляд вниз.Сидит, откинувшисьназад. Ему всеясно, он знаеткакую-то тайну,которая другимнедоступна.Любит прописныеистины и выражения:«Я этого непотерплю»,«Чтоб былосделано немедленно»,«Неужели труднопонять!», «Конюпонятно!», «Здесьвы абсолютнонеправы», «Яв корне с этимне согласен»,«Какой идиотэто придумал?»,«Вы меня непоняли», «Ктоже так делает!»,«Сколько можновам говорить?»,«Вы обязаны...»,«Как вам нестыдно!», «Нельзя...»,«Ни в коем случае»и т. п.

 

Взрослый. Взгляднаправлен наобъект, телокак бы подаетсявперед, глазанесколькорасширены илисужены. На лице— выражениевнимания. Употребляетвыражения:«Извините, явас не понял,объясните,пожалуйста,еще раз», «Я,наверное, непонятнообъяснил, поэтомумне отказали»,«Давайте подумаем»,«А что, еслинам поступитьтак», «Как выпланируетевыполнить этуработу?» и т.п.

 

Дитя.И поза,и выражениелица соответствуютвнутреннемусостоянию —радость, горе,страх, тревогаи т. д. Частовосклицает:«Превосходно!»,«Замечательно!»,«Хочу!», «Нехочу!», «Надоело!»,«Осточертело!»,«Пропади оновсе пропадом!»,«Пусть горитогнем!», «Нет,вы простовосхитительны!»,«Я вас люблю!»,«Ни за что несоглашусь!»,«Зачем мне этонадо?», «Когдаже это все кончится?»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...