Перекрещивающиесятрансакции(механизмыконфликта)
Любойчеловек, дажесамый конфликтный,конфликтуетне все время.Следовательно,амортизирует,вступает вобщение, котороеносит характерпоследовательныхтранзакций.Если бы людине вели себяхотя бы иногдаправильно, онибы погибли.
Конфликтидет по перекрещивающимсятрансакциям(рис. 2.6.).
В семье(классическийпример Э. Берна):
Муж: Дорогая,не подскажешьли, где мои запонки? (В - В). Жена: 1) Тыуже не маленький,тебе пора знать,где твои запонки!2) Там, где ты ихоставил (Р —Д).
В магазине:
Покупатель: Вымне не скажете,сколько стоиткилограммколбасы? (В — В). Продавец: У васчто, глаз нет?!(Р — Д).
На производстве:
А.: Не подскажетели вы мне, какуюмарку стализдесь лучшеиспользовать?(В — В). Б.: Вам пора ужезнать такиеэлементарныевещи! (Р - Д).
Далеебеседа в семьеможет протекатьследующимобразом.
Муж: Еслибы у нас в домебыл порядок,я бы смог найтисвои запонки!(Р — Д). Жена: Еслибы ты мне хотьнемного помогал,я бы смоглауправитьсяс хозяйством!(Р — Д). Муж: Нетакое уж у насбольшое хозяйство.Будь расторопней.Если бы твоямамочка небаловала тебяв детстве, тыбы управлялась.Видишь же, чтомне некогда! (Р —Д). Жена: Еслибы твоя мамочкаприучила тебяпомогать, неподавала тебезавтрак в постель,ты бы находилвремя, чтобымне помогать!(Р — Д). Дальнейшийход событийясен: переберутвсех родственниковдо седьмогоколена, вспомнятвсе обиды, которыенанесли другдругу. Не исключено,что у одногоиз них подниметсядавление и онбудет вынужденпокинуть полебоя. Потом онистанут искатьзапонки вместе.Не лучше либыло делатьэто сразу? Давайтерассмотримсхему конфликта(рис. 2. 7.).
Первыйход мужа былпо линии В — В.Но, по-видимому,у жены оченьобидчивое Дитяи мощный Родитель,а может быть,ее подзавелив другом месте(например, наработе). Поэтомупросьбу мужаона воспринялакак давлениена Дитятю. Ктообычно заступаетсяза дитятю? Конечноже, родитель.Вот и ее Родительбросился назащиту Дитяти,оттеснив назадний планВзрослого. Тоже самое имеломесто и у мужа.Жена укололаДитятю мужа.Это привелок тому, что энергияпоследнегопопала в Родителя,который разрядилсяупреками иуколол Дитятюжены, которое«подрядило»своего Родителя.Ясно, что скандалбудет до техпор, покане истощитсяэнергия Дитятиодного из партнеров. Вообщепсихологическийконфликт идетдо уничтожения.Или кто-то покидаетполе боя, илиразвиваетсяболезнь. Иногдаодин из партнероввынужден уступить,но практическиэто мало чтодает, так каквнутреннегоспокойствиянет. Многиесчитают, чтоимеют хорошуюпсихологическуюподготовку,так как им удаетсясохранитьвнешнюю невозмутимостьпри внутреннемнапряжении.Но это путь кболезни!
А теперьвернемся вновьк структурепсихологическогоконфликта.Здесь задействованывсе аспектыличности. Навнешней коммуникациишесть человек.Это же базар!Выясняютсяотношения:Родитель женысцепился сДитятею мужа.Дитя мужа выясняетотношения сРодителем жены,тихий голосВзрослого мужаи жены не слышен,заглушён крикомРодителя иплачем Дитяти.Но ведь толькоВзрослый делаетдело! Скандалже забираетту энергию,которая должнаидти на продуктивнуюдеятельность.Нельзя одновременнои скандалитьи работать. Вовремя конфликтастоит дело.Ведь запонкивсе равно придетсяискать. Я вовсене против конфликтов. Нонужны деловыеконфликты,которые идутпо линии В — В. Приэтом уточняютсяпозиции, шлифуютсямнения, людистановятсяближе другдругу. А чтоже случилосьс нашими героямив магазине?Если Родительпокупателяслабенький,его Дитя заплачети он уйдет измагазина безпокупки, жалуясьна жизнь. Ноесли его Родительне менее мощен,чем Родительпродавца, тодиалог пойдетследующимобразом:
Покупатель: Онаеще спрашивает,есть ли у меняглаза! Не знаю,будут ли онисейчас у тебя!Знаю я, чем выздесь занимаетесьвесь день, покая вкалываю! (Р— Д). Продавец: Ишь,какой деловойвыискался.Стань на моеместо! (Р — Д). Дальнейшеепродолжениебеседы вы можетепредставить.Чаще всего вконфликт вмешиваетсяочередь, котораяделится на двепартии. Однаподдерживаетпродавца, другая— покупателя.Но самое главное— цену продавецвсе-таки назовет!Не лучше ли этосделать сразу?
На производстведело обстоитсложнее. ЕслиА. по службезависит от Б.,он может промолчать,но отрицательныеэмоции, особенноесли такиеслучаи происходятчасто, у А. будутнакапливаться.Разрядка конфликтаможет наступитьтогда, когдаА. выйдет из-подвлияния Б., аБ. допуститкакую-то неточность.
В описанныхситуациях Муж,Покупатель,А. видят себястрадающейстороной. Нотем не менеевыйти из этогоположения онимогли бы с честью,если бы владелитехникой амортизации.Как бы тогдапротекал диалог?
В семье: Муж: Да,я не маленький,мне уже давнопора знать, гдемои запонки.Но вот видишь,какой я несамостоятельный.Зато ты у менятакая хозяйственная.Ты все знаешь.Я верю, что именя ты этомунаучишь, и т.п. (Д — Р).
В магазине: Покупатель: У менядействительнонет глаз. А увас чудесныеглаза, и сейчасвы мне скажете,сколько стоиткилограммколбасы (Д —Р). (Я был свидетелемэтой сцены. Всяочередь смеялась.Продавец врастерянностиназвал ценутовара).
На производстве: А.: Мне действительноуже пора знатьэто. Как только у васхватает терпенияповторять нампо тысяче разодно и то же!(Д - Р). Во всехэтих амортизационныхответах Дитянаших героевотвечало Родителюобидчиков. Ноуправлял действиямиДитяти Взрослый.
Я надеюсь,что у вас в рядеслучаев амортизацияначала получаться.Но все-таки выиногда срываетесьна старый стильобщения? Неспешите себявинить. Этотэтап проходятвсе обучающиесяпсихологическойборьбе. Ведьмногие ич васжили с желаниемкомандовать,а здесь, по крайнеймере внешне,надо подчиняться.Не получаетсяже сразу потому,что нет необходимойпсихологическойгибкости. Посмотритееще раз на рис.2.5. Те места, гдеВзрослый соединенс Родителеми Дитятей, можноназвать «суставамидуши». Ониобеспечиваютпсихологическуюгибкость,взаимоотношениямежду этимичастями легкоменяются. Еслиже отсутствуетпсихологическаягибкость, «суставыдуши» срастаются(рис. 2.8.). Родительи Дитя заслоняютполе деятельности,предназначенноедля Взрослого.Взрослый тогдазанимаетсянепродуктивнойдеятельностью.Денег нет, ноРодитель требуетугостить, устроитьпышный праздник.Реальной опасностинет, но Дитятребует дополнительныхусилий дляненужной защиты.Если Взрослыйвсе время занятделами Родителя(предрассудки)или Дитяти(страхи, иллюзии),он теряетсамостоятельностьи перестаетпонимать, чтопроисходитво внешнеммире, становится р
егистраторомсобытий. «Я всепонимал, ноничего не могс собой поделать...» Такимобразом, перваязадача обучающегосяпсихологическойборьбе — овладетьумением оставатьсяво взрослойпозиции. Чтодля этого надосделать? Каквосстановитьподвижностьсуставов души?Как оставатьсяобъективнымВзрослым? ТомасХарис советуетстать чувствительнымк сигналамРодителя иДитяти, которыеработают вавтоматическомрежиме. Подождатьпри сомнениях.Полезно воВзросломзапрограммироватьвопросы: «Правдали это?», «Применимоли это?», «Откудая взял эту идею?».Когда у васплохое настроение,спросить, почемуваш Родительбьет вашегоДитятю. Необходимоотвести времядля принятиясерьезныхрешений. СвоегоВзрослого надопостояннотренировать.Во время шторманельзя обучатьсянавигации. Еще одназадача — вывестиво взрослуюпозицию своегопартнера пообщению. Чащевсего это приходитсяделать по службе,когда получаешьот начальникакатегорическоераспоряжение,выполнениекоторого непредставляетсявозможным. Онообычно идетпо линии Р — Д.Первый ход —амортизация,а затем задаетсяделовой вопрос.При этом стимулируетсямышление партнерапо общению, ион становитсяв позицию Взрослого.
Начальник: Сделайтеэто немедленно! (Р —Д). Подчиненный: Хорошо.(Д — Р). А как? (В — В). Начальник: Самисообразите!Для чего выздесь? (Р — Д). Подчиненный: Еслибы я мог соображатьтак, как вы, тогдабы я был начальником,а вы подчиненным.(Д — Р).
Обычнопосле двух-трехамортизационныхходов (Дитяначальникапри этом незатрагивается)энергия Родителяистощается,а так как поступленияновой энергиинет, партнерспускаетсяна позициюВзрослого. Во времябеседы всегдаследует смотретьв глаза партнеру— это позицияВзрослого, вкрайнем случаевверх, как быотдаваясь намилость, —позиция Дитяти. Ни вкоем случаенельзя смотретьвниз. Этопозиция нападающегоРодителя.
Резюме
В каждомиз нас имеетсятри Я-состояния: Родитель,Взрослый и Дитя. Единицейобщения являетсятрансакция,состоящая изстимула и ответа. Припараллельныхтрансакцияхобщение длитсядолго (первыйзакон общения),при перекрещивающихсяоно прекращаетсяи развиваетсяконфликт (второйзакон общения). В основепринципа амортизациилежит умениеопределитьнаправлениестимула и вобратном направлениидать ответ. Деловоеобщение идетпо линии В — В.Для выведенияпартнера впозицию Взрослогонеобходимовначале согласиться,а потом задатьвопрос.
Частнаяамортизация
Амортизацияна службе
С моейточки зрения,«волевой»руководитель,т. е. такой, которыйкричит, угрожает,требует, наказывает,мстит, преследует,— глупый руководитель.Во-первых, онсам не думает,ибо находитсяна позицииРодителя, во-вторых,стимулируяДитятю подчиненного,он блокируетразум последнего и обрекаетдело на неудачу. Умныйруководительразъясняет,задает вопросы,прислушиваетсяк чужому мнению,поддерживаетинициативуподчиненныхи обычно находитсяв позиции Взрослого.Создаетсявпечатление,что не он командует,а им командуют.Такой руководительсмело можетуходить в отпуск,и его отсутствиене скажетсяотрицательнымобразом насостоянии дел.Но поговоримо подчиненных.
С., преподавательматематикив вузе (кстати,математики,как правило,легко усваиваютпринцип амортизации),конфликтовалсо своим заведующимкафедрой. Посовету своихзнакомых онобратился законсультациейко мне. Последнийконфликт возниктак. Один разв месяц кафедрапроводит конференцию,на которуюприходят математикииз других учебныхзаведений;собираетсяоколо 150 человек.С. зашел в аудиториюза пять минутдо началаконференции.Стоя в проходе,он мирно беседовалсо знакомыми,с которыми невиделся довольнодлительноевремя. В аудиториибыло не совсемчисто, но он куборке не имелникакого отношения. В этотмомент появилсязаведующийкафедрой Т., имежду нимизавязалсядиалог. Т. (напряженно):Посмотрите — грязь! С. (снедоумением):Но ведь это немои обязанности. Т. (снескрываемымраздражением):Вы можете пройтимимо грязи, ая вот не могу!Я один долженвникать
во все! С. (опустивголову и глядяисподлобья):А что же мне надо былоделать? Т. (с досадой):Не могли, чтоли, организоватьуборку? Убралибы сами, ничегобы с вами неслучилось! С.после этогопожаловалсясвоему приятелю: — Вотстарый дурень!Что он ко мнепривязался?Не знает, ктоу нас отвечаетза уборку?!
Давайтепроанализируемпсихологическуюструктуру этогодиалога и найдемошибку С. Ошибкапартнера очевидна,она не имеетдля нас особогозначения. Т.указал на наличиегрязи в аудитории(В — В). А С. сталговорить офункциональныхобязанностяхсотрудников.Знал ли их заведующийкафедрой? Конечно,знал. Поэтомунаправлениевектора ответабыло Р — Д. Психологическоесодержаниетакого ответа:«Старый дурень!Неужели ты незнаешь, чтопреподавателине убираютаудитории?!» Такимобразом, общениепошло по перекрещивающимсятрансакциям.С. уколол ДитятюТ. Оно забросилоэнергию и позициюРодителя, откудапоследовалукол в ДитятюС. В жалобе С.приятелю, когдаон назвал начальникастарым дурнем,психологическое,скрытое содержаниестало явным. Такойже анализ былдля С. основойдля отработкитехники амортизации.
Когдачерез месяцвновь быланазначенаконференция, С. запять минут доначала занялисходную позициюв проходе. Ваудиторию вошелТ. На этот раздиалог протекалтак: Т.(напряженно):Смотрите — грязь! С. (глядяпрямо в глазаТ.): Да, грязь! Налице Т. недоумение.Он молчит. С. (продолжаетсочувственно):Вот видите,никому нет деладо чести коллектива.Все проходятмимо грязи!Приходитсявам вникатьво все! Т. молчит,но растерянностьсменяетсянедоумением.Чувствуется,что он никакне может сообразить,что ответить. С. (продолжаетуже с энтузиазмом.Он понял, чтоинициативау него в руках):Если бы я пришелна 20 минут раньше,я бы организовалуборку. В крайнемслучае, я быубрал сам. Ничегобы со мной неслучилось! Т.(немного приходяв себя, с нарастающимнапряжением):Еще чего нехватало! Я знаю,кто это долженделать! Попроситезайти ко мнев кабинет послелекции ЛюдмилуПрокофьевну(лаборантку,ответственнуюза уборку аудитории. — М.Л.)!
Комментироватьэтот диалогдостаточнопросто. Здесьлегко просматриваютсяприемы амортизациинепосредственнойи профилактической.Заслуживаетразбора лишьпоследняяреплика С. иответ на нее.С. верно использовалфеномен идентификации,когда сам предложилподмести аудиторию.В связи с тем,что и С. и Т. принадлежатк профессорско-преподавательскомусоставу, вподсознаниизаведующегокафедрой возникламысль, что скорои ему придетсяубирать помещение. Я до сихпор поддерживаюдружескиеотношения сС. Он уже защитилкандидатскуюдиссертацию,близка к завершениюи докторская.Без налаженныхотношений сзаведующимкафедрой сделатьэто было быневозможно.УдовлетворяетС. и то, что емудля этого непришлосьпресмыкаться. Еще одинслучай непосредственнойи профилактическойамортизациирассказал мнеМ., мой бывшийпациент 25 лет,инвалид IIгруппы почерепно-мозговойтравме, которыйпосле 10-дневногообучения приемампсихологическойборьбы в стационареизбавился нетолько от тиков,которыми страдал15 лет, но и приобрелнавыки общения,круто изменившиеего характери жизненныеобстоятельствав лучшую сторону.Послушайтеего рассказ.
«Послевыписки избольницы мояжизнь пошлапо-другому. Яперестал дергатьрукой, т. е. избавилсяот навязчивогодвижения, ккоторому настолькопривык, чтосчитал невозможнымпрекратитьего когда-нибудь.Тогда у менямелькнуламысль: если яизбавился отэтого, видимо,я могу избавитьсяот других мешающихмне вещей. Вовсяком случаестоит попробовать,ведь у меня ужепоявился хорошийопыт, опровергнувшиймои представленияо самом себе. На работея попросилчетко определитькруг моихобязанностейс учетом моегосостоянияздоровья(профилактическаяамортизация. — М.Л.). Раньше онбыл весьмарасплывчатым,в него можнобыло включитьчто угодно. Этовызывало различныенарекания вмой адрес состороны начальства.Теперь я проявилтвердость,завел специальныйдневник, гдестал записыватьплан работы,который заранеесогласовывалс руководством.Теперь нанеобоснованныетребованияя мог спокойноответить: «Всеидет по плану,я точен и аккуратен».И дела пошлив гору. Я довольнобыстро написалстатью по своейтеме, отношенияс руководствомналадились,я приобрелуверенностьв себе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|