Погружение в океан нектара святого Имени
Преданным, желающим погрузиться в воспевание Святого Имени, Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендует следующее: 1. Общаться с возвышенными вайшнавами, особенно с духовным учителем. 2. Уйти от беспокойств мирской жизни. 3. В любой ситуации проявлять решительность и энтузиазм. Воспевая Святое Имя, преданный рано или поздно поймет, что между Святым именем и Кришной нет различий. Вначале преданный открывает для себя божественный облик Кришны, затем его качества и трансцендентные развлечения. В «Харинама-чинтамани» и ее продолжении, «Шри Бхаджана-рахасье», описывается пять ступеней, ведущих к совершенному воспеванию Святого Имени. Очень полезно ознакомиться с этими произведениями, ибо человек, ясно представляющий себе конечную цель, сможет сохранять решимость на самых трудных этапах своего пути. Ступени, ведущие к совершенному воспеванию, таковы: 1. Избегать 10 оскорблений Святого Имени; воспевать Святое Имя в любой ситуации, отчетливо произнося его и медитируя на трансцендентную звуковую вибрацию. 2. Правильно воспевая Святое Имя, медитировать на облик Шьямасундары. Вы можете созерцать форму Господа, сидя перед Божествами и слушая Святое Имя. Господь Брахма утверждает, что Господь появляется перед преданным именно в том облике, на который медитировал: «О мой Господь, Ты столь милостив к Своим преданным, что являешься перед ними в том облике, на который они сосредоточенно медитируют, размышляя о Тебе». 3. Перестав отделять Господа от Его Святого Имени, размышлять о Кришне, Его облике и качествах. 4. Следующая стадия характеризуется размышлениями о божественных развлечениях Кришны. Это медитация, называемая лила-смарана, постепенно сливается со Святым Именем, обликом и качествами Господа. Преданный, достигший этой стадии, может лицезреть первые лучи нама-расы.
5. Благодаря плодотворной духовной практике, человек начинает медитировать на ашта-калия-лилу. В предыдущей главе подчеркивалось, что нужно уметь концентрировать ум на воспевании Святого Имени. Существует 3 основных правила воспевания Святого Имени: 1. Слушать. 2. Слушать. 3. Слушать. Тем не менее, приведенные выше пункты, похоже, подразумевают и нечто иное: медитацию во время воспевания. Это не является противоречием, поскольку взоры возвышенных преданных всегда обращены на Кришну и его божественные развлечения. Шрила Прабхупада утверждал следующее: «Размышлять о развлечениях Господа во время воспевания не только оскорбительно, но даже необходимо. Нужно достичь такого уровня, когда, просто слыша Имя Кришны, преданный тотчас вспоминает развлечения Господа, Его облик и качества. Если наши мысли наполнены Кришной, майя не сможет проникнуть в них. Помнить о развлечениях Кришны – наш долг. Человек, не способный постоянно думать о Господе, должен как можно чаще слушать рассказы о Нем, Его деяниях, качествах и так далее». Со временем эта медитация перерастает в манаси-севу, мысленное служение Господу. Господь с удовольствием принимает такое служение. Примером тому может служить Нрисимхананда Брахмачари, который в своих мечтах построил прекрасную дорогу для Чайтаньи Махапрабху. В «Чайтаньи-чаритамрите» Шрила Прабхупада комментирует этот эпизод следующим образом: «Для чистого преданного нет никакой разницы – построить дорогу в реальности или же в уме. Господа Джанардану не случайно называют бхава-грахи – «тот, кто способен оценить чувства». Хотя ум имеет тонкую природу, он все же является материей; поэтому любая деятельность, направленная на служение Господу, принимается Им с благодарностью. Господь принимает во внимание чувства преданного и видит, насколько сильно тот хочет служить Ему».
Подводя итог, можно сказать, что на зрелом уровне воспевания Святого Имени мысли о Господе неизбежны. Шрила Прабхупада поощрял такого рода медитацию: «Повторять Святые Имена Господа – все равно, что постоянно хранить Кришну в своем сердце. Это совсем не накладно. Вам не нужно сооружать для Кришны роскошный трон, и Кришна будет доволен. Итак, вы создаете в своем сердце некий образ. Вы можете усадить Кришну, омыть его стопы водой священных рек, одеть Его в роскошные наряды и накормить Его. Это и есть медитация. Свантах-стхена гадабхрита. Вы можете расположиться в любом удобном для размышлений месте и представлять, что Кришна находится рядом с вами, а вы оказываете Ему прекрасный прием. Это не обман. И это так просто». «Когда Госвами жили во Вриндаване, они никогда не заявляли, что видели Кришну. Их молитвы были такими: «Хе радхе! Враджа-девике! Ча лалите! Хе нандо-суно! Кутах – О Радхарани, где Ты? Где Твои спутницы? Где Ты, сын Нанды Махараджи, Кришна? Может быть, Вы у подножия холма Говардхана или на берегу Ямуны? Где Вы? Они бродили по Вриндавану, взывая к Господу и Его возлюбленным друзьям, и без Кришны мир казался им пустым. Мы должны идти по стопам святых Госвами, ища Кришну и Радхарани во Вриндаване, или же в своем сердце. Шри Чайтанья Махапрабху показал пример того, как следует переживать разлуку с Господом, випраламбу севы. Испытайте чувство разлуки с Господои. Чем сильнее и глубже ваши эиоции, чем выше ваш духовный уровень. Так учил Господь Чайтанья».
З А К Л Ю Ч Е Н И Е Чтобы проверить, удалась ли вам развить в себе качества, упомянутые во втором разделе этой главы, постарайтесь честно ответить на следующие вопросы: 1. Стремлюсь ли я служить Господу и преданным или же хочу, чтобы служили мне? 2. Уважаю ли я окружающих, или же я хочу, чтобы уважали меня? 3. Интересует ли меня благополучие других, или же я забочусь только о своих интересах? 4. Радуют ли меня успехи других преданных? Не завидую ли я им? 5. Полагаюсь ли я на волю гуру и Кришны или же пытаюсь воплотить в жизнь собственные планы? Ответы на эти вопросы служат показателем смирения, которое является фундаментом духовной жизни. Они перекликаются с 4 качествами, описанными в третьем стихе «Шри Шикшаштаки». Развитие этих качеств – лучшая защита от 10 оскорблений, которые сводят на нет могущество Святого Имени.
1. Поскольку чистый преданный считает себя падшим, он никогда не оскорбляет других преданных и никому не завидует. Он готов служить всем, кому потребуется его помощь или поддержка. 2. Он не считает, что полубоги находятся на одном уровне с Кришной и, соответственно, не поклоняется им. Он знает, что все живые существа, включая полубогов, являются слугами Господа и не могут даровать никаких благословений без Его санкции. 3. Он никогда не действует против воли духовного учителя, поскольку понимает, что не сможет вернуться к Кришне без помощи гуру. 4. Осознавая свою абсолютную зависимость, он смиренно изучает священные писания и комментарии ачарьев. 5. Он ощущает могущество Святого Имени и поэтому не считает славу Святого Имени преувеличением. 6. Убедившись в непогрешимости нама-таттвы, он не пытается каким-образом интерпретировать Святое имя. 7. Оставив тщетные надежды обрести счастье в материальном мире, он не совершает грехов в расчете на искупительную силу Святого Имени. 8. Он не считает воспевание Святых Имен ритуальной кармической деятельностью и повторяет Святое Имя с верой и преданностью. 9. Сознавая свою ответственность, преданный заботиться об истинном благополучии живых существ и старается дать им знания о Святом Имени Господа. Он пытается вовлечь их в слушание Святого Имени, и если такому преданному доведется выполнять служение в качестве духовного учителя, он не станет давать посвящение тем, кто не имеет веры и склонен совершать оскорбления. 10. Он обладает твердой верой в Святое имя и старается избегать анартх. Мы должны использовать третий стих «Шри Шикшаштаки» в качестве ключа к ларцу, в котором спрятано сокровище Святого Имени Господа. Открыть этот ларец по-иному невозможно, разве что благодаря личному вмешательству Кришны.
Г Л А В А 6
КАК УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ВОСПЕВАНИЯ (ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ) ПРАКТИКА ВОСПЕВАНИЯ
ПОВТОРЕНИЕ ПАНЧА – ТАТТВА – МАХА - МАНТРЫ Перед тем, как приступить к воспеванию Святых имен, следует произнести следующую мантру: Джайа шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда Шри адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда Панча-татва-маха-мантра очень благотворна, поскольку Святые Имена Шри Кришны Чайтаньи, Шри Нитьянанды Прабху, Шри Адвайты Ачарьи Прабху, Шри Гададхары Пандита, Шри Шриваса Тхакура, а также всех остальных преданных Господа очищают и духовно возвышают произносящего их. Эта мантра помогает человеку воспевать маха-мантру без оскорблений, ибо Шри Чайтанья Махапрабху – самое милосердное воплощение Бога (маха-ваданья-аватара). Он не принимает во внимание оскорбления, совершаемые падшими душами. Произнося Имя Шри Чайтаньи, человек получает максимальное благо от воспевания маха-мантры. Когда Господь Чайтанья проповедовал в Навадвипе, он не оставлял без Своего внимания даже пьяниц. В результате они выходили из пивных и радостно воспевали Святое Имя. Особая миссия Шри Чайтаньи заключалась именно в том, что Он являл Свою милость самым падшим и благословлял их на воспевание Святых Имен. В священных писаниях упоминается о том, что в Кали-Югу панча-таттва-маха-мантра даже более действенна, чем Харе Кришна маха-мантра. Может возникнуть вопрос: «Почему же тогда нам не перестать повторять Харе Кришна маха-мантру и не начать повторять панча-таттва-маха-мантру?» Однако Шри Чайтанья Махапрабху наказал своим последователям воспевать маха-мантру Харе Кришна, и мы лишь следуем Его указаниям.
НЕПРЕСТАННОЕ ВОСПЕВАНИЕ Когда Шрилу Прабхупаду спросили, когда и где следует воспевать Святые Имена, он дал следующий ответ: «Сознание Кришны называют санатана-дхармой или бхагавата-дхармой. Санатана означает «вечная». Бхагавата означает «связанная с Бхагаваном», Богом». Господь – владыка пространства и времени, поэтому Святое Имя Господа должны слушать, прославлять и помнить повсюду в мире. Это принесет миру желанный покой и процветание». Иными словами, поскольку Кришна присутствует всегда и повсюду, человек должен прославлять Его всегда и повсюду. Если преданному доведется встретиться с великой личностью, к примеру, со Шрилой Прабхупадой, он сразу же склонится перед ним и прославит его: намо ом вишну-падая…Он вряд ли станет заниматься своими делами, не обращая на Шрилу Прабхупаду никакого внимания! Кришна присутствует повсюду, Он всегда с нами, поэтому наш долг – непрестанно воспевать его славу. Господь Чайтанья говорил:
«Тот, кто постоянно воспевает Святое Имя Господа, достигает совершенства». Шрила Прабхупада продемонстрировал на своем личном примере, каким образом следует прославлять Кришну в любой ситуации. Тот, кто постоянно произносит Святые Имена, никогда не опустится до материального уровня сознания. Попытайтесь последовать примеру Прабхупады, и вы увидите, как изменится ваша жизнь. Однако из этого правила есть исключения. Не следует повторять Святое Имя, беседуя с кем-то, а также если это шокирует или раздражает других. В остальных случаях мы должны использовать каждую свободную минуту для того, чтобы воспевать Имя Господа. Сидя за рулем машины, принимая душ, почитая прасадам, в метро, дома или в офисе – мы должны постоянно помнить о Господе. Воспевать Святые Имена круглые сутки – таково наставление Шрилы Прабхупады и Харидаса Тхакура. Преданный, следующий этому наставлению, избавляется практически от всех трудностей. Конечно, предпочтительнее повторять мантру в том месте, где вас никто не беспокоит. Выражение «повторять повсюду» не следует понимать как санкцию на повторение своих кругов в брахмачари-ашраме или в «комнате праджалпы», где собираются те, кому очень хочется побеседовать на отвлеченные темы. Для тех, кто хотел бы углубиться в эту тему, мы приводим несколько цитат о непрестанном воспевании Святого Имени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|