Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К О Р Е Н Ь В С Е Х О С К О Р Б Л Е Н И Е




Отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени

(прамадах)

Бхактивинода Тхакур утверждал, что отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени является корнем всех оскорблений.

«Невнимательность во время воспевания Святого Имени порождает своего рода иллюзию, которая приводит к серьезным оскорблениям Святого Имени. Эта иллюзия ведет к жажде богатства, положения и успеха, а также к обману. Когда подобные желания обуревают начинающего преданного, он теряет интерес к повторению Святого Имени. Следует постоянно прилагать усилия к тому, чтобы изгнать подобные мысли из ума. Кроме того, нужно следовать правилам вайшнавского этикета.

Отсутствие внимания во время воспевания считается корнем всех оскорблений и анартх. На санскрите оно называется прамада, что переводится как «безумие», поскольку просить Кришну появиться и в тоже самое время игнорировать Его появление – признак умственного помешательства. Поэтому смысловой перевод слова прамада подразумевает также «невнимательность» и «безразличие». Далее мы рассмотрим три категории невнимательности.

 

АУДАСИНЬЯ: БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Обычный человек привязан к самым разным вещам, и даже во время воспевания он думает о них, оставаясь безразличным к Святому Имени. Он может повторять Святые имена долгое время, но сердце останется к ним равнодушным. Знакомо ли вам подобное состояние? Вы приняли душ и посетили арати – и что же дальше? Конечно же, все как обычно: вы берете мешочек для четок, но … Ни восторга, ни экстаза. И задача повторить 16 кругов мантры кажется нам неосуществимой. Как трудно просто слушать, ни о чем не думая, ничего не планируя и не занимаясь ничем другим! Причиной тому является привязанность к материальным вещам, уводящим наше внимание от Кришны.

Если вы стали воспевать Святые имена невнимательно и неохотно, нужно немедленно обратиться за помощью к вайшнавам, свободным от материального влияния и попытаться повторять мантру вместе с ними. Вдохновленные поведением этих вайшнавов, вы захотите избавиться от своей слабости. Рано или поздно, в вашем сердце появится влечение влечение к Святому имени и сильное желание наслаждаться его нектаром.

Советую вам понаблюдать, как сосредоточенно воспевают Святые имена возвышенные преданные. Людей, видевших как воспевал Шрила Прибхупада, всегда поражала его сосредоточенность. Великие вайшнавы рекомендуют жить и воспевать Святое имя там, где являл Свои вечные лилы, либо рядом с растением туласи, либо в обществе вайшнавов. Поэтому так важно время от времени бывать в Майапуре ил Вриндаване, духовная атмосфера которых вдохновляет преданных воспевать Святое имя с любовью и верой.

Еще одно средство избавления от этой напасти – воспевать Святое Имя в одиночестве. Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендовал даже накрыть голову тканью, чтобы глаза, уши и нос не соприкасались с внешним миром; это помогает полностью сосредоточиться на Святом имени. Если у вас есть серьезные проблемы с внимательным воспеванием, попробуйте воспользоваться этим средством.

ДЖАДЬЯ: ЛЕНЬ

Лень порождает стремление отложить воспевание Святого Имени на определенный срок, поскольку желание поспать становится непреодолимым, либо бросить четки, не дочитав круг, и взяться за какое-то важное дело. Другим отличительным признаком лени является апатия и вялость ума во время мантры -медитации.

Лекарством от лени является благотворное общение с вайшнавами, которые не тратят свое время на пустые разговоры и всевозможные «неотложные» дела, а вместо этого воспевают Святое имя и думают о нем. У них нет иных желаний, поскольку они полностью погружены в нектарный океан Святого Имени. Необходимо следовать примеру таких преданных, пока у вас не возникнет желания повторять Святое Имя так же, как и они. Ваш энтузиазм в сочетании с милостью преданных поможет преодолеть леность ума.

Иными словами, полезно общаться с преданными, которые не тратят времени на праджалпу, пустые разговоры. (Всегда остерегайтесь «комнат праджалпы» в храме, поскольку там собираются в основном те, кто воспевает Святое Имя невнимательно).

ВИКШЕПА: РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность порождает иллюзию, которая является причиной всех форм невнимательного воспевания, а также многих других оскорблений. Кроме того, рассеянность пробуждает забытые материальные желания и склонность к обману.

Излишняя заинтересованность посторонними предметами приводит к тому, что человек теряет возможность сосредоточиться на воспевании. Произнося Святое Имя, он, тем не менее, не слышит его; внимание такого человека поглощено мирскими объектами, а ведь ум может сосредоточиться только на чем-то одном.

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно следовать правилам вайшнавского этикета. К примеру, перестать думать о еде в экадаши и в дни явления Господа, а вместо этого повторять Святое Имя в обществе вайшнавов.

Во время одной из наших поездок во Вриндаван мы решили строго соблюдать экадаши-врату: мы прочли больше 64 кругов, постились (воздерживаясь даже от воды) и полностью погрузились в шраванам и киртанам. Проведя таким образом всего один день экадаши, можно удалиться от материального мира две тысячи световых лет. Это потрясающий духовный опыт, открывающий для преданного совершенно новые духовные сферы. Конечно, проводить экадаши таким образом можно только в том случае, если вы не заняты служением, связанным с большими физическими и умственными нагрузками.

Придерживаясь правил и ограничений, рекомендованных для вайшнавов, человек научится наслаждаться слушанием повествований о Господе. Если ум человека все еще отвлекается, нужно молить Кришну о милости. Кришна обязательно поможет искреннему преданному.

Как же избежать утраты внимания? Не стоит число ежедневно повторяемых кругов, обычно это делается ради того, чтобы пробудить интерес к своей персоне. Вместо этого нужно задуматься о том, внимательно ли вы повторяете положенное число кругов. Иными словами, акцентировать внимание на качестве, а не на количестве.

Нужно молиться Господу, чтобы Он помог нам повторять Святые имена четко и внимательно. Если ум сосредоточен на Кришна, нет ничего неосуществимого.

«Поэтому, о Царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал повествования о Верховном Господе, прославлял Его и помнил о Нем».

В заключение мне хотелось бы вспомнить песню, написанную Бхактивинодой Тхакуром. Она может вдохновить нас серьезнее относиться к воспеванию Святого Имени, напомнив нам, что нельзя терять времени понапрасну.

 

Х А Р Е К Р И Ш Н А Н А М А

Птице моего сердца неведомо, какие греховные поступки, совершенные ею в прошлом, стали причиной того, что я не могу воспевать Святые имена лотосоокого Господа должным образом.

О, лесная птица! В хижине моего сердца я припас кое-что для тебя. Это Святое Имя Господа Хари, источающее медовую сладость. О, птица, при желании ты можешь научиться воспевать это Святое Имя.

Птицы воспроизводят любые звуки; почему же птица моего сердца отказывается повторять Имя Господа?

О, птица! Давай отправимся в духовный мир, который является обителью истины и вечной красоты. Туда не сможет попасть материалист, заблудившийся в круговерти рождений и смертей.

О, птица! Когда ты умрешь, тело твое положат на погребальный паланкин и отнесут к месту сожжения.

Увы! Огонь погребального костра сожжет твой язык. Тогда ты уже не поможешь себе. Ибо будет слишком поздно – ты больше не сможешь говорить.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Если взглянуть на 10 оскорблений Святого Имени с позитивной точки зрения, можно сделать вывод, что стремление избежать их приводит к развитию возвышенных качеств, которые защитят нас от совершения этих оскорблений. Это означает, что от 10 оскорблений Святого Имени можно избавиться, если мы:

1) служим святым вайшнавам, а не критикуем их;

2) поклоняемся господу Кришне, как Абсолютной Верховной Личности Бога;

3) почитаем духовного учителя, дающего посвящение в Святое Имя;

4) доверяем писаниям, рассказывающим о славе Святого Имени;

5) убеждены в том, что Святое Имя исполнено совершенства;

6) принимаем объяснения Святого Имени, данные Шрилой Прабхупадой и священными писаниями;

7) искореняем в себе греховные привычки;

8) совершаем ритуальную деятельность, направленную на какую-либо материальную цель;

9) беседуем о славе Святого Имени только с серьезными преданными;

10) воспеваем Святое Имя очень внимательно и полностью предаемся ему.


Г Л А В А 4

Н А М А Б Х А С А –

 

ВОСПЕВАНИЕ НА СТАДИИ ОЧИЩЕНИЯ

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Многие начинают воспевать Святое Имя, не обладая духовным знанием или опытом – они либо слышат пение преданных, либо узнают о мантре благодаря счастливой случайности. Когда я пришел в сознание Кришны (я хочу рассказать о своем опыте вовсе не потому, что меня мучает ностальгия по тем временам, это просто великолепный пример намабхасы), песня под названием «Мгновенная Карма» в исполнении Джона Леннона была невероятно популярна. Вот строки из этой песни:

Кем, черт возьми, ты себя считаешь?

Суперзвездой?

Допустим, что так,

Но каждый сияет, подобно

Луне, звездам или солнцу.

Все мы сияем!

 

Мгновенная карма догонит тебя,

Собьет тебя с ног.

Поэтому лучше считай своим братом

Каждого, кого встречаешь.

Зачем мы сейчас находимся здесь?

Надеюсь, не для того, чтобы жить в страхе.

В те времена маха-мантра была «хитом»; она занимала третье место в музыкальном рейтинге. Каждый уважающий себя молодой человек время от времени повторял мантру Харе Кришна, и я также пал жертвой этой «моды». Многие популярные песни тех лет содержали Харе Кришна мантру.

Вспомните хотя бы балладу «Мой нежный Господь» Джорджа Харрисона и «Дайте миру шанс» Джона Леннона. Медитация рассматривалась главным образом как метод совершенствования сознания. Однако при этом, естественно, полностью отсутствовало понимание глубокого смысла Святого Имени.

Это типичный пример намабхасы: люди произносят Святое Имя, не имея ни малейшего представления о его природе. Если солнце Святого Имени скрыто за облаками невежества и анартх, сквозь них пробивается лишь небольшая часть солнечных лучей. Эта стадия воспевания называется намабхасой. Итак, если яркий свет духовного экстаза не сопутствует воспеванию Святого Имени, ищите причину в покрывающем вас невежестве.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ АНАРТХ

ЧЕТЫРЕ ТИПА АНАРТХ

Под влиянием внешней энергии живое существо, трансцендентное к трем гунам материальной природы, считает себя порождением материальной природы, и в результате этого подвергается многочисленным материальным страданиям. Находясь в столь плачевной ситуации, живое существо ищет утешения в материальных привязанностях - анартхах.

Артха означает «нечто ценное», а приставка ан является отрицательной. Таким образом, слово анартха переводится как «то, что не представляет никакой ценности». Материальные приобретения не представляют для живого существа никакой ценности, но как только душа попадает под влияние внешней энергии, она болезненно привязывается к ним.

Важно помнить, что чары анартх могут быть рассеяны только силой преданного служения. Анартхи – это различные формы влияния майи. Материальная энергия подобна тьме, а Кришна подобен солнцу; там, где появится Кришна, не будет места тьме (кришна – сурья-сама; майя хайя андхакара).

В «Амная-сутре» описываются 4 типа анартх:

1. скудность сердца (хридайя даурбалья), которая, в свою очередь, подразделяется на 4 вида:

а) привязанность к объектам, не связанными с Кришной;

б) склонность к обману;

в) зависть;

г) тщеславие;

2. Оскорбления (апарадхи). Существует 4 вида оскорблений:

А) оскорбление Святого Имени. Если хотим возродить любовь к Кришне, этих оскорблений нужно избегать. Именно по этой причине мы посвятили значительную часть настоящей книги описанию 10 оскорблений Святого Имени и тому, как их избежать.

Б) оскорбление облика господа. Поклоняясь божеству в храме, мы можем непочтительно отнестись к Нему и тем самым нанести оскорбление. Кроме того, оскорблением является отрицание личностного аспекта Бога.

В) оскорбления преданных Господа.

Г) оскорбление живых существ, выраженное в форме зависти или насилия.

3. Жажда материальных наслаждений (асат-тришна). Эта анартха также подразделяется на 4 категории:

А) вожделение к объектам чувственного наслаждения;

Б) стремление к чувственным наслаждениям;

В) желание обрести мистическое могущество;

Г) желание слиться с безличным брахманом.

4. Невежество (таттва-вибхрама). Этот вид анартх делится на следующие категории:

А) отрицание своей истинной сущности;

Б) заблуждения, касающихся положения Верховной Личности Бога;

В) отсутствие знаний, касающихся садхана-бхакти и према-бхакти.

Г) наличие убеждений, неблагоприятных для развития сознания Кришны.

Однако не следует забывать, что могущество Святого Имени остается неизменным, даже если мы по-прежнему обременены анартхами. Пурнах шуддхо нитья-муктах. Святое Имя является нитья-муктах, неизменно свободным и пурнах шуддхах, неизменно чистым. Солнце всегда ярко сверкает, даже когда оно скрыто за облаками; Солнце не претерпевает никаких изменений, а облака мешают только нам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...