Тема: Здоровье в системе понятий и представлений
Практические задания:
1. Сформулировать определения:
Ø Здоровье - Это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
Ø Физическое здоровье - это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья. Социальное здоровье - это способность человека чувствовать себя в качестве индивида мужского или женского пола, личностью, а также способность взаимодействовать с другими людьми.
Ø Психическое здоровье -это это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их и в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.
Ø Стресс -это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.
Ø Дистресс -это разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу,
Ø Адаптация-это процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.
Ø Депрессия- это состояние сниженного настроения у человека, при котором наблюдается постоянная грусть, тоска, апатия, страх, чувство потерянности, раздражительность и потеря интереса к ежедневным занятиям.
Ø Интеллектуальное здоровье - это способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию и использовать ее в соответствующих ситуациях. Одним из показателей умственного здоровья является способность человека подбирать знания из различных источников и способность использовать их для принятия решений по отношению к собственному организму.
2. ЗОЖ- это комплекс правил, придерживаясь которых человек способен дольше сохранять свое здоровье, активность и хорошее самочувствие.
3.Заполнить таблицу
«Факторы, определяющие решение вопроса здоровья на государственном уровне»
Факторы
| Содержание факторов.
|
Правовые
| Включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье.
|
Социально-экономические
| Обуславливают виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов.
|
Образовательно-воспитательные
| Обеспечивают формирование жизненного приоритета здоровья, воспитания мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья.
|
Семейные
| Создание условий для здорового образа жизни в семье и ориентаций каждого из ее членов на здоровье.
|
Медицинские
| Направлены на диагностику состояний здоровья.
|
Культурологические
| Связанные с формированием культуры здоровья, организаций досуга населения.
|
Юридические
| Обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан.
|
Экологические
| Обуславливают адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
|
Личностные
| Ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья.
|
Заполнить таблицу «Показатели индивидуального здоровья».
Показатели
| Содержание показателей
|
Генетические
|
Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов.
|
Биохимические
| Показатели биологических жидкостей и тканей.
|
Метаболические
| Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.
|
Морфологические
|
Уровень физического развития, тип конституции (морфотип).
|
Функциональные
|
Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции;
в) резервные возможности, функциональный тип.
|
Психологические
| Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта.
|
Социально-духовные
|
Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и регуляции потребностей, степень признания и т.п.
|
клинические
| Отсутствие признаков болезни
|
3. Перечислить этапы алгоритма оценки здоровья для разных возрастных групп и раскрыть их:
1 этап Составление программы и плана исследования.
2 этап Сбор необходимых.
3 этап Обработка собранных данных.
4 этап Анализ данных, выводы и предложения.
6. Заполнить таблицу «Распределение лиц по группам на основании оценки функционального состояния пациента»
Название группы
| Характеристика группы
|
I группа
| здоровые, нормально развивающиеся дети, не имеющие функциональных отклонений, У детей этой группы отсутствуют хронические заболевания, они не болеют или за период наблюдения болеют редко острыми заболеваниями и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие;
|
II группа
| здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма, имеющие функциональные или незначительные морфологические отклонения. Они не страдают хроническими заболеваниями, но часто (4 раза и более в год) длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеют;
|
III группа
| больные дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, не дающими выраженного нарушения общего состояния и самочувствия;
|
IV группа
| больные дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний;
|
Заполнить таблицу «Факторы влияющие на здоровье»
Сфера влияния факторов
| Факторы, укрепляющие здоровье
| Факторы, ухудшающие здоровье
|
Генетические
(15-20 %)
|
|
|
Состояние окружающей среды
(20-25 %)
|
|
|
Медицинское обеспечение
(10-15 %)
|
|
|
Условия и образ жизни
(50-55 %)
|
|
|
ТЕМА № 21
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Практические задания
1. Сформулировать принципы рационального питания
I принцип –Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией.
Закон сохранения энергии в природе является абсолютным, он справедлив не только для неживой материи, но действует и в живом организме, в том числе и в клетках органов и тканей человека.
II принцип – Разнообразие
III принцип - Режим приема пищи.
Сформулировать принципы режима питания
I принцип – Регулярность питания.
II принцип – Дробность питания в течении суток.
III принцип – Максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи.
IV принцип – Наиболее физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня.
Заполнить таблицу «Суточная потребность в белках, жирах и углеводах детей и подростков» и сделать вывод.
Возраст
| Белки
| Жиры
| Углеводы
|
6 м.–1 год
| 53
| 53
| 212
|
1 - 1,5 года
| 53
| 53
| 212
|
1,5 – 2 года
| 53
| 53
| 212
|
3-4 года
| 68
| 68
| 212
|
5-6 лет
| 68
| 68
| 212
|
7-10 лет
| 79
| 79
| 315
|
11-13 лет
| 93
| 93
| 370
|
14-17 лет (юн.)
| 100
| 100
| 400
|
14-17 лет (дев.)
| 90
| 90
| 360
|
2. Заполнить таблицу «Суточная потребность в воде»
Возраст
| Суточная потребность воды
|
1 год
| 800 мл
|
4 года
| 950 мл
|
7-10 лет
| 1350 мл
|
11-14 лет
| 1500 мл
|
Взрослые
| 2300 мл
|
ТЕМА № 22
Воспользуйтесь поиском по сайту: