Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности графического дизайна и его связь с рекламой в современном обществе начала 21 века




Теоретические основы знака и знаковых систем

Знаковая система – это совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи.

Знак (от лат. Signum – знак) – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие: – для обозначения другого предмета, свойства или отношения; – для переработки и передачи информации.

Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным.

Знак – это математический предмет, который в процессах познания и общения выступает в качестве представителя, заместителя другого предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается определенное значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений. Различают языковые и неязыковые знаки.

К знакам относятся, например, символы, пиктограммы, эмблемы, гербы, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, экслибрисы и многое другое.

Символ (от греч.Symbolon – знак) – это элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Символ – определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др. Символами (или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Их форма существует сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Знак–символ – это материальное явление, которое в наглядно–образной форме представляет абстрактную идею, общий принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.

В символе заключается общественный принцип – раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо–религиозное сознание.

Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собой рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков. Например, знак, изображающий ногу может значить «ходить», «стоять», «приносить».

Пиктограммы – это рисованные обозначения, имеющие в своей основе графическое изображение, передающее смысл, идеограмму. Пиктограмма – элемент графического интерфейса пользователя; небольшое растровое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т.п. Выбор и активизация пиктограммы вызывает действие, связанное с выбранным объектом.

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и социальные функции символов, эмблем, гербов и особенностей композиции их отдельных элементов, а также их значение как своеобразных научных источников.

Герб – неизменный рисунок–признак некоторого феодального рода или корпорации, выполненный в подражание средневековому оборонительному оружию с соблюдением геральдических правил. Основными частями герба являются: – гербовый щит с изображением; и – верхний герб, состоящий из шлема, намета и нашлемника.

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком–либо условленном месте.

Читать гербы – это объяснять гербовые знаки. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Эмблема (лат. Emblema –»мозаичная работа», которое, в свою очередь, происходит от греческого эмбаллейн, «бросать внутрь» ) – символическое обозначение понятия, идеи, общественной программы или организации посредством условного знака или изображения.В «Глоссографии» (1656 г.) Блаунта определяется как «произведение искусства, вырезанное на дереве или другом материале, которое обычно используется для выражения морального принципа и состоит из изображения и надписи». Сейчас под эмблемой понимается символическое изображение какого – нибудь понятия или идеи (к примеру, якорь является символом надежды; «семисвечник» – символ иудаизма). В геральдике z:\Application Data\Microsoft\g\g5.htm эмблема определенным образом характеризует его владельца, а в религиозном искусстве предметы–символы сопутствуют изображениям святых.

«Экслибрис» – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки».

Наименование «экслибрис» произошло от латинских слов «еx libris». Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: «из книг». Экслибрис – книжный знак – это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики.

Иконное клеймо – небольших размеров завершенная композиция, имеющая самостоятельный сюжет, который является частью общего замысла.

Иконные клейма располагаются вокруг центрального изображения, дополняя его и создавая своеобразное обрамление.

Поверительное клеймо – знак установленной формы, наносимый на средства измерений, признанные годными к применению в результате их поверки.

Пробирное клеймо – клеймение изделий из драгоценных металлов.

Таким образом, можно говорить о многообразии знаковых систем, которые активно присутствовали и присутствуют в нашей жизни, становясь языком общения со сложной техникой, средством ориентации в социальном и рыночном пространстве, выполняя информационные, защитные, коммуникативные функции и, наконец, создаваясь профессиональными художниками, несут мощный эстетический и эмоциональный заряд.

 

Особенности графического дизайна и его связь с рекламой в современном обществе начала 21 века

 

В конце 20 века реклама начала выходить за рамки экономической сферы и становится явлением человеческой культуры. Для современной цивилизации реклама начинает выполнять функцию, ранее принадлежавшую искусству. Это создание структур значений. Она занимается идеологической трактовкой себя и мира. Реклама выступает как структура, трансформирующая язык объектов в язык людей, и наоборот.

Из вида деятельности по обслуживанию коммуникации дизайн последовательно сам превращается в коммуникацию. Особенность дизайна состоит в том, что он предполагает действие. Дизайн усложняется символической и знаковой системами.

Современное искусство – коммуникативно. Если другие виды искусства оперируют знаками и символами опосредованно, коммуникативное искусство, под которым понимается, прежде всего, графический дизайн и типографика, работает с ними непосредственно. Современный художник – больше дизайнер, чем художник. Как сфера искусства, дизайн – явление самоценное. Дизайн сейчас влияет на многие сферы культуры, на основополагающие ее носители и предметы. Но его влияние не менее сильно и на восприятие, декодирование информации в целом. Это можно проследить в разных его сферах. Одна из самых характерных – знак. Графический знак – один из главных элементов содержания современного графического дизайна. Относительно уже имеющегося в нем смысла, знак удваивает количество информации, генерирует новые уровни смысла. Знак содержит в себе образ. Графическое прочтение образа придает смыслу бинарность. Но по–другому не может и быть в визуальном искусстве. Смысл, высказанный в визуальной форме, неумолимо рождает множество вторичных и дополнительных смыслов, процесс кодирования/декодирования в знаке трудно определить при линейной схеме. Мысль в дизайне выражается практически всегда дихотомично. Это делается специально, так как такой графический элемент наиболее интересен для восприятия, а с точки зрения визуальности непосредственно обнаруживает свою идею. Дизайнеру мало описать предмет, его необходимо выразить. От раскрытия смысла современное искусство идет к его трансляции. Таким образом, текстуальное понятие смысла уступает место визуально активному его пониманию. Такое развитие возможно только в специфике современного графического дизайна.

Жизнь все более и более визуализируется, теряет постепенно свою логоцентрическую ценность. Характерно эта тенденция выражается в еще одном важном жанре графического дизайна – логотипе. Современная культура строится на надписях. Ссылки, указатели, названия. Но сейчас недостаточно дать одно лишь название. Недостаточность сплошной текстуальности нельзя сводить к одним лишь требованиям корпоративной эдентики. В отмеченном явлении проявляется жажда визуального познания и необходимость визуального мышления.

Простая надпись недостаточна даже для текста. Так появляется логотип. Это очень важный элемент современной культуры. В логотипе уже фонетически различается главенство логоса. Это и есть, дословно, особый вид слова, его тип, шире – текст. Логотип, в первую очередь, визуален. В ином случае его существование просто бессмысленно. Графически он всегда противопоставляется наборному тексту. То же самое происходит и на уровне текста. Смысл, который должен быть донесен до условного адресата (субъекта), дается не столько самой надписью (текстом), сколько характером, качеством этой надписи. Визуальный язык первичен и более доступен для восприятия. Но логотип все же недаром связан с логосом. Логотип являет своеобразную проекцию имени (метаимени объекта), являющуюся иногда даже более могущественной, чем знак. Это есть второе тело объекта (поэтому подлинное абстрактное искусство, оперирует объектами, лишенными имен). Визуальное понимание, а не только элементарное прочтение логотипа, стало нормой.

Дизайн не только оформляет действительность, но и организует пространство и время в системе коммуникации, становясь сверхкоммуникацией.

Современная электронная техника позволяет сделать акцент на разум, сознание и умозрение, предоставляя большую свободу непосредственно коммуникативному искусству и творчеству в целом. Визуальное искусство достигает вместе с развитием цифровой коммуникации уровня попыток решения проблемы визуального восприятия.

До начала XX века мы смотрели на мир глазами художника, в первой половине XX века мы стали смотреть глазами фотографа, но уже в конце ХХ и начале XXI века фотография начинает сливаться с телевидением, с этого момента мы воспринимаем мир глазами дизайнера. Дизайн (графический, рекламный, телевизионный и т.д.) от аналоговых методов интерпретации действительности переходит к более самостоятельному решению задачи экзистенциальной деконструкции визуального космоса.

Также в современном графическом дизайне 21 века можно проследить сосуществование различных художественных теорий и направлений. Дизайнеры в своей работе используют исторический опыт и особенности различных стилевых направлений.Простые геометрические примитивы(1970 – классика проекта эмблемы), поп–стиль (компании, которые работают на молодежь, придерживаются языка поп–культуры конца 1960 – начала 1970), часто в произведениях прикладной графики используются элементы стиля модерн, конструктивизма.

Знак, в целом, как явление, чрезвычайно динамичен, он продолжает развиваться. Его эволюция отнюдь не заканчивается. А прогнозы о том, каким может быть знак в 21 веке, по каким путям пойдет его развитие можно только предугадывать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...