Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивные элементы графического знака. Принципы стилевого единства в проектировании знаковой системы




При построении графической фразы необходимо, прежде всего, знать, какие конструктивные элементы имеются в нашем распоряжении, каковы их возможности и ограничения. Уже самый общий анализ показывает, что форма характеризуется пятью основными элементами: точкой, линией, плоской формой, цветом и текстурой. Эти элементы составляют словарь форм для графической подачи информации.

Точка – безразмерная графическая форма, указывает место, расположение или положение. Существует только в сознании человека и зависит, прежде всего, от расстояния до рассматриваемого объекта. Как изобразительный элемент она характеризуется концентрацией форм в некотором центре, который привлекает и фиксирует зрительный фокус.

В графической практике точка может иметь различные размеры, форму и цветовой тон.

Линия – одномерное образование, указывающее направление, протяженность или движение. Как элемент формы линия наиболее точно передает характер очертаний. Может применяться также для изображения траектории, маршрута, для обозначения границ или делений. Поэтому она является основным формообразующим элементом.

Линий (резко отличающихся одна от другой) всего три вида:
прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные; кривые с постоянным радиусом кривизны – окружности или их дуги; кривые с переменным радиусом кривизны – параболы, гиперболы и их отрезки.

Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Главное свойство линии – способность указывать направление. В этой роли она может обозначить, например, движение. Линии могут быть точечными или прерывистыми. Совокупность отрезков или точек такой линии воспринимается глазом как единая линейная форма. Линия может иметь какой–то символический смысл. Изменяясь по толщине, линия может указывать на изменение обозначаемой ею величины. Слова и предложения, как визуальные элементы, также могут образовывать линии. Примером чему служит этот текст, воспринимаемый с некоторого расстояния, как форма, смоделированная из горизонтально расположенных линий.

Как структурный элемент линия может использоваться для создания конструктивных осей при изображении других форм, для вычерчивания контура плоской фигуры или для указания границ перспективного объемного изображения.

Фигура – двухмерное образование. Занимаемое ей пространство совпадает с плоскостью рисунка. Фигура используется для обозначения контура, площади, очертания, обрамления или краев.

Фигуры характеризуются строением своих краев, различаются по размерам, по распределению насыщенности их частей, по положению в окружающем пространстве, а также по правильности (или неправильности) очертаний. Плоская форма может быть сплошной, например закрашенной в черный цвет, или иметь только контур.

Тон, или цвет, – качество, которое относится к степени его насыщенности или светлоты. При отсутствии цвета (красного, желтого, синего или другого) тон становится просто оттенком серого. В графике впечатление серого создается растром, разбивающим изображение на мелкие точки или линии.

Текстура является качеством поверхностной структуры рисунка. Она передает физическое строение поверхности объекта, но ощущается глазом, а не рукой. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом.

Характер текстуры изменяется в зависимости от строения ее отдельных элементов и промежутков между ними. Зависит текстура и от того, каков закон распределения этих элементов – случайный или регулярный.

Текстуры бывают абстрактные, символические или описательные. Как и другие элементы формы, текстуры могут отличаться друг от друга по цвету, тону, насыщенности.

Форма – это характеристика пространственной организации элементов рисунка, ассоциирующаяся с реальным или абстрактным образом.

Самые изящные технические приемы и искусная пространственная организация окажутся бесполезными, если графическое изображение не передаст того, что оно по замыслу должно передать. Недостаточность элементов формы, их излишек или выбор неподходящего элемента формы могут отрицательно повлиять на ее коммуникативные возможности. Кроме того, не менее важным, чем набор подходящих элементов, является учет их взаимодействия. Сходство в характере и положении элементов формы, соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений может налаживать между ними определенную визуальную связь и создавать ощущение покоя, равновесия, устойчивости статики. Наоборот, различия и разобщенность элементов могут порождать визуальную дифференциацию в рисунке по их значению, вызывая ощущение напряженности, движения – динамики. Таким образом, можно подразделить все формы на статические – основанные на принципах симметрии, одинаковости, и динамические – на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления. При употреблении выразительного элемента формы в сочетании с другими, на него не похожими более слабыми элементами наблюдается эффект контраста, т.е. повышения смыслового значения выделенного элемента. Средней нормой, характеризующей неодинаковость, контраст между двумя величинами, ясно различимый глазом, является золотое сечение.

Связь – (родство) элементов рисунка относится к графическим средствам, с помощью которых элементы подобные по размеру, форме, цвету и близкие по расположению, визуально ассоциируются друг с другом так, что воспринимаются родственными, по смыслу объединяясь в одно целое. Поскольку визуально связанная фигура легче воспринимается как единая мысль, следует стараться отыскать структуру, которая соединяла бы воедино отдельные элементы. Рисунок может наводить на мысль о такой структуре, либо она может действительно присутствовать в рисунке. В пределах одной фигуры взаимозависимые и сходные элементы могут связываться более специфическими графическими средствами, к которым относятся:

1. Физическое сходство в основной структуре формы, перевешивающее различия в деталях.

2. Сходство по цветовому тону, связывающее между собой элементы рисунка, как сходные, так и различные по структуре.

3. Организационное объединение путем выстраивания элементов в ряд.

4. Количественное сходство, связанных по массе или размеру.

5. Сходство, выявляемое пространственной непрерывностью в смысле размещения элементов в одной плоскости.

6. Объединение путем использования сходных текстур.

7. Связывание различных элементов путем обрамления их общей внешней формой.

8. Выявление связи через функциональное соединение элементов с помощью вторичных элементов.

Ударение относится к графическим средствам, с помощью которых элементам форм придается доминирующая или подчиненная роль, и таким образом, отражается их относительная важность, а не только их различие.

Имеются различные способы выделения наиболее значимых элементов графической формы:

1. Физическая доминантность путем сочетания массы и единства.

2. Доминантность цветового тона.

3. Фокальная доминантность центра в отношении круговой формы.

4. Привлечение внимания количественным превосходством.

5. Пространственная близость фронтальной плоскости фигуры при перспективе.

6. Более четкое выражение текстуры (центральная часть).

7. Выделение важных элементов путем обрамления.

8. Функциональное ударение через символическое действие форм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...