Школы управления и их основоположники
В первой половине ХХ века получили развитие 4 четко различимые научные управленческие школы: - школа научного управления - административная (классическая) школа - школа психологии (ее два крыла - школа "человеческих отношений" и школа "поведенческих наук") - школа количественная или новая (есть еще название дублирующее первое течение - школа "науки управления". Кроме этого, имеет большое значение для развития науки управления "эмпирическая школа", которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Итак, Школа "научного управления" сформировалась в 1885-1920 г. г. работами Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), Френка и Лилии Гилберт, Генри Лоуренса Гантта (1861-1919), Генри Форда (1863-1947), Гаррингтона Эмерсона (1853-1931) и др. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Важным вкладом этой школы было систематическое использование материального стимулирования с целью обеспечения заинтересованности работников в росте производительности труда и объемов производства. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, подчеркивали большое значение обучения кадров. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20‑е годы это научное направление выделило из себя такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910- 1930 (может быть и 1950) г. г. Если представители школы "научного управления" посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) считают Анри Файоля (1825 -1925), которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ века. В течение 30 лет он руководил крупной французской горнодобывающей компанией "Коломбо", которая в момент его назначения на должность генерального менеджера (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами концернов. Обобщая свои многолетние труды и наблюдения, Файоль создал "теорию администрации", которую представил в своей книге "Общее и промышленное управление" (1910 г.- фр., 1916- англ.). Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также Л. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Д. Муни (менеджер кампании "Дженерал Моторс"), а также Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Админимстративная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. Файоль сформулировал 14 принципов управления (разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух), многие из которых не потеряли своей ценности и сегодня. Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции - производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности.
ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ (ЕЕ ДВА КРЫЛА - ШКОЛА "ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ" И ШКОЛА "ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК") Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ - школы "человеческих отношений"(1920 - 1950 г. г.) и школы "поведенческих наук" (1950 - по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы "человеческих отношений". Возникновение школы связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстенберга (1863-1916), переехавшего в США и преподававшего в Гарвардском университете, а также с работами американки Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Однако особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880-1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд испытаний, получивших название "хоторнские эксперименты" Опыты на предприятиях фирмы "Вестерн Электрик" недалеко от Чикаго продолжались с 1927 по 1939 г. г. Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы. Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительность труда (ПТ). Приемы управления человеческими отношениями: эффективные действия начальников, консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др., оказывают во многих случаях большее влияние на ПТ, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.). Продолжением школы "человеческих отношений" является школа "поведенческих наук" - изучение поведения на рабочем месте на основе социологии и психологии. К представителям этой школы относят А. Маслоу, Д. МакГрегора, Д. МакКлелланда, К. Арджариса, Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации (систему иерархии потребностей и процессный характер мотивации), власти, авторитета, коммуникаций и др. Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т. е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Акио Морита: "Качество дают не станки, а люди".
ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИЛИ НОВАЯ ШКОЛА. Тезис "Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой" является основанием для присвоения названия "школа науки управления" одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ, которую более точно можно назвать "количественной" школой (1950 - по настоящее время). Эта школа применила точные науки (ЭММ, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесли существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Шеннон, Акофф, Черчмен, Канторович Л. В. (Нобелевский лауреат), Новожилов В. В. и др. Представители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Толчок к применению ЭММ и точных методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.
Важный вклад в развитие науки управления вносит также эмпирическая школа управления, которая сама себя не относит к школам науки управления, однако вносит в ее развитие свой вклад. Ее представителями являются П. Друкер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен и др. Эта школа осуществляет обучение управлению на основе обобщения ситуаций, характерных для тех или иных областей управления. Придавая опыту большое значение, и обобщая его, эта школа выявляет новые подходы и решения. Целевое управление было выделено и обосновано именно представителями этой школы. Таким образом, вышеперечисленные школы управления сформировали единую науку управления, взаимодополняя и развивая друг друга.
Подходы к менеджменту разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|