Процессуальные теории мотивации.
Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а еще и восприятием и ожиданиями, связанными с данной ситуацией, и воз последствиями выбранного человеком типа поведения. Теория ожиданий Виктора Врума. Мотивация (М) зависит от ожиданий человека и может быть представлена формулой в виде произведения трех ожиданий - ожидания, что усилия дадут желаемый результат (Ор), ожидания, что результат приведет к получению обещанного вознаграждения (Ов), а также ожидаемой ценности вознаграждения (Оц): М = Ор · Ов · Оц Все эти показатели носят вероятностный характер и могут принимать значения от 0 до 1. Если значение любого из факторов мотивации будет мало, то будет слабой и мотивация и низки результаты труда. Следовательно, наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению вознаграждения. Нужно иметь в виду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному. Поэтому необходимо сопоставлять предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и стремиться привести их в соответствие. Следует установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и возна. Теория справедливости (Адамса) основана на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эту теорию можно выразить формулой: М = (Вс / Ус) / (Вд /Уд), где Вс, Вд - вознаграждение свое и других людей соответственно; Ус, Уд - усилия собственные и усилия других людей соответственно.
Несправедливое вознаграждение приводит к психологическому напряжению и человек будет уменьшать затраченные усилия. Поскольку восприятие и оценка справедливости носят субъективный характер, то на практике менеджер должен рассказывать, объяснять, почему существует разница в вознаграждениях. Некоторые организации держат сумму выплат в тайне. Но это проблему не решает, ибо люди начинают подозревать несправедливость даже там, где ее нет на самом деле. Модель Портера—Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый сотрудниками результат. В их моде фигурируют следующие переменные, между которыми отслеживается взаимосвязь: затраченные усилия, полученные результаты, восприятие, вознаграждение, степень удовлетворения. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей, а также от осознанияим своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь как внутренние (чувство удовлетворения, самоуважение и т. п.), так и внешние (похвалы руководители, премия, продвижение по службе) вознаграждения. Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Контроль как функция управления. Сущность функции контроля и ее этапы
Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль - это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Контроль - это критически важная функция управления, ибо только она обеспечивает обратную связь в системе управления. Остальные функции (планирование, организация, мотивация) - являются прямой связью с объектом управления. Контроль можно считать элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.Другими словами, система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации. Этапы контроля В процедуре контроля выделяют следующиеэтапы: 1. Выработка стандартов. 2. Сопоставление с ними реальных результатов. 3. Принятие необходимых корректирующих действий. Первый этап. Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которые должна быть выполнена работа, и кон критерий, по которому оценивается работа. Второй этап процесса контроля состоит в сопоставле реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия: установить масштаб допустимых отклонений; измерить результаты; оценить полученную информацию о достигнутых результатах; сравнить результаты работы с установленными стандартами. На третьем этапе менеджер определяет, какие действия необходимо предпринимать; такими действиями могут быть: невмешательство в работу; устранение отклонений; изменение стандартов. Факторы и условия эффективного контроля: Иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Быть ориентированным на результаты, то есть помогать организации достигать поставленных целей и формулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.
Быть своевременным. Для этого необходимо: во-первых, определить наиболее подходящий временной интервал контроля; во-вторых, обеспечить возможность устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры. Быть гибким, то есть должен приспосабливаться к происходящим изменениям. Быть простым. Простота контроля обеспечивает лучшее понимание его целей и инструментов, а значит и поддержку персоналом организации. Кроме того, простые методы контроля более экономичны. Быть экономичным. Затраты на осуществление контроля не должны превышать создаваемые им преимущества. Используемые средства и методы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности (предмету контроля).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|