Организация как функция управления
Сущность функции организации. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются: формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и др. переменных; установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними; обеспечение деятельности предприятия ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными). Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Принципы организации. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации: 1) неразрывная связь с целями предприятия, которые определяются в ходе планирования; 2) поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединениеих в управляемые рабочие группы или подразделения; 3) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений; 4) единство цели‑каждое подразделение и каждый член организации должны работать на общую цель, т. е. цели и задачи разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации; 5)использование эффективных норм управляемости. Этапы функции организации. По нашему мнению для более детального описания функции организации в ней следует выделить 3 этапа. 1) Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций. 2) Установление соподчиненности и взаимосвязей. На этом этапе должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций и пр., т. е.– это предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).
3) Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т. е. доведение до подчиненных распорядительных актов. В результате распорядительного воздействия перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи. Этот этап тесно связан с функцией контроля (третий этап контроля – принятие необходимых корректирующих действий). Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий. Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование - акт, который превращает человека в руководителя. Существуют две основные концепции делегирования полномочий: 1) классическая - передачи полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному. 2) современная - принятия полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции подчиненный имеет право отклонить требования начальника. Делегирование базируется на полномочиях и ответствен. Ответственность – это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направ усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия бывают следующих типов: линейные и штабные. Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Штабные полномочия бывают четырех видов: рекомендательные полномочия, полномочия обязательного согласования, параллельные полномочия, функциональные полномочия. В связи с различными полномочиями выделяют следующие основные разновидности административного аппарата: консультативный аппарат; обслуживающий аппарат; личный аппарат. Таблица– Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Планирование как функция управления Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их дости, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов - планов. План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Планы различаются по: - целям; - предмету; - уровню; - содержанию; - периодам планирования. Схема классификации видов внутрифирменного планирования
Принципы планирования
Принцип единства. Принцип участия. Принцип непрерывности. Принцип гибкости. Принцип точности. Этапы планирования Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные этапа расчетов: - постановка задачи планирования; - разработка плана;- реализация планового решения. Разработка и реализация стратегических и тактических (текущих) планов. Процесс стратегического планирования показан на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы процесса стратегического планирования [76] Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией. Осуществление стратегии предполагает реализацию ряда краткосрочных (тактических) планов и разработку механизма контроля. Тактические планы должны быть увязаны между собой и отвечать содержанию стратегии в целом по всем основным функциональным областям хозяйственной деятельности предприятия. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры - конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. Одной из основных задач планирования реализации стратегии является эффективное распределение ресурсов, для чего используется бюджетирование. Оценивать стратегию нужно постоянно, так как непрерывно происходят изменения во внешней и внутренней среде организации. Результаты оценки могут служить основанием для пересмотра миссии организации, стратегических целей или применяемой стратегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|