Искусство второй половины XX века
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и к 50-м гг. в области изобразительного искусства утвердилась жёсткая учебно-производственная система. Будущий художник должен был пройти ряд обязательных этапов: художественную школу, училище или институт. Своё обучение он, как правило, заканчивал большой тематической картиной и затем становился членом Союза художников, периодически представляя на официальные выставки новые работы. Государство являлось главным заказчиком и покупателем этих произведений. В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Название, придуманное критиками, относилось прежде всего к работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением. Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». В «Наших буднях» (I960 г. ) Павла Фёдоровича Никонова (1930—1998) и «Плотогонах» (1961 г. ) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929 г. ) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные,
Павел Никонов. Наши будни. 1960 г. Музей изобразительного искусства, Алма-Ата. Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней. 1969 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. *Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) —советский партийный и государственный деятель, руководитель советского государства. В конце 20-х и в 30-х гг. он начал проводить политику массового террора и установил в стране режим личной власти. На XX съезде Коммунистической партии Советского Союза (1956 г. ) новый глава правительства Никита Сергеевич Хрущёв подверг резкой критике культ личности и деятельность Сталина.
Виктор Попков. Александр Сергеевич Пушкин. Осенние дожди. 1974 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной куль- туры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») — формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен «шестидесятничества» проявился в «неформальной» деятельности: «самиздате», авторской песне, полуофициальных выставках и т. п. Важным источником художественной информации стали выставки современного западного искусства, проведённые в Москве в конце 50-х — начале 60-х гг. в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957 г. ) и после него. В залах московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и ленинградского Эрмитажа открылись постоянные экспозиции французской живописи рубежа XIX—XX вв.
*«Самиздат» — машинописные копии статей и произведений художественной литературы, которые по цензурным соображениям не могли быть опубликованы в Советском Союзе. Особенно широкое распространение практика «самиздата» получила в 70-х гг. «ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА» «Лианозовская группа», сложившаяся в середине 50-х и просуществовавшая до конца 80-х гг., включала поэтов, музыкантов, живописцев, которые собирались на квартире художника Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893—1979) в подмосковном посёлке Лианозово. Показы картин были одним из поводов для встреч московской интеллигенции, а поэзия, как наиболее «свободная» область литературы, стала своеобразной программой этого кружка. Евгений Кропивницкий окончил Строгановское училище в 1911 г., прошёл через многие художественные эксперименты первых десятилетий XX в. Его произведения в духе немецкого экспрессионизма, например «Изгнание из рая» (1957 г. ), и абстрактные графические «Композиции» начала 60-х гг., всегда несли на себе оттенок иллюстративности, несмотря на то что художник стремился избегать прямой повествовательности, этого непременного требования соцреализма. Сын Е. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922—1994) и Владимир Николаевич Немухин (родился в 1925 г. ) использовали в своём творчестве приёмы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги, а также создавал графические работы, навеянные впечатлениями от литературных произведений: «Чудовища. По мотивам В. Я. Брюсова» (1975 г. ), «Сто лет одиночества. По мотивам романа Г. Г. Маркеса» (1980 г. ). Одна из «примет», по которым легко узнать стиль Немухина, — это всячески обыгрываемый мотив игральных карт, которые художник изображал или наклеивал на свои холсты. Оскар Яковлевич Рабин (родился в 1928 г. ) стал одним из организаторов печально знаменитой «Бульдозерной выставки» художников-«нонконформистов». Его картина «Паспорт» (1972 г. ), возможно, лучше всего выразила драму советской жизни. На фоне унылого пейзажа художник изобразил свой паспорт как символ несвободы, контроля советского государства над личностью. С горькой иронией наряду с датой и местом рождения он указал в документе дату и место смерти. В 1978 г. Рабин был лишён советского гражданства и эмигрировал во Францию, где и живёт в настоящее время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|