Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство второй половины XX века




ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В 1947 г. была создана Академия ху­дожеств СССР, и к 50-м гг. в облас­ти изобразительного искусства утвердилась жёсткая учебно-произ­водственная система. Будущий ху­дожник должен был пройти ряд обязательных этапов: художествен­ную школу, училище или институт. Своё обучение он, как правило, за­канчивал большой тематической картиной и затем становился чле­ном Союза художников, периодиче­ски представляя на официальные выставки новые работы. Государст­во являлось главным заказчиком и покупателем этих произведений.

В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился «су­ровый стиль». Название, придуман­ное критиками, относилось прежде всего к работам художников из мо­лодёжной секции Московского отде­ления Союза художников (МОСХ),

обратившихся к традициям отечест­венной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политиче­скими причинами: после разоблаче­ния культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажён­ным сталинским правлением.

Источником вдохновения для ма­стеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они пере­давали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». В «На­ших буднях» (I960 г. ) Павла Фёдоро­вича Никонова (1930—1998) и «Плотогонах» (1961 г. ) Николая Ива­новича Андронова (родился в 1929 г. ) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразитель­ности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру.

Некоторые мастера в противопо­ложность навязываемой соцреализ­мом тематической картине обрати­лись к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пей­зажу, натюрморту. Их камерные,

Павел Никонов.

Наши будни. 1960 г. Музей изобразительного искусства, Алма-Ата.

Дмитрий Жилинский.

Под старой яблоней. 1969 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

*Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) —советский партийный и государствен­ный деятель, руководитель советского государства. В конце 20-х и в 30-х гг. он начал проводить политику массового террора и устано­вил в стране режим личной власти. На XX съезде Комму­нистической партии Совет­ского Союза (1956 г. ) новый глава правительства Никита Сергеевич Хрущёв подверг резкой критике культ лично­сти и деятельность Сталина.

 

 

Виктор Попков.

Александр Сергеевич Пушкин. Осенние дожди. 1974 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

интимные произведения не пред­ставляли собой оппозиции социали­стическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью.

В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной куль-

туры. В кругах творческой интелли­генции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их на­звали «шестидесятниками») — фор­мировалась всё более мощная оппо­зиция официальному искусству, идеологическому диктату со сторо­ны государства. Ярче всего феномен «шестидесятничества» проявился в «неформальной» деятельности: «сам­издате», авторской песне, полуофи­циальных выставках и т. п.

Важным источником художест­венной информации стали выстав­ки современного западного искусст­ва, проведённые в Москве в конце 50-х — начале 60-х гг. в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957 г. ) и после него. В залах московского Государствен­ного музея изобразительных ис­кусств имени А. С. Пушкина и ленин­градского Эрмитажа открылись постоянные экспозиции француз­ской живописи рубежа XIX—XX вв.

*«Самиздат» — маши­нописные копии статей и произведений художест­венной литературы, которые по цензурным соображениям не могли быть опубликованы в Советском Союзе. Особен­но широкое распростра­нение практика «самиздата» получила в 70-х гг.

«ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА»

«Лианозовская группа», сложившаяся в середине 50-х и просуществовавшая до конца 80-х гг., включала поэтов, му­зыкантов, живописцев, которые собира­лись на квартире художника Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893—1979) в подмосковном посёлке Лианозово. Показы картин были одним из поводов для встреч московской интеллигенции, а поэзия, как наиболее «свободная» об­ласть литературы, стала своеобразной программой этого кружка.

Евгений Кропивницкий окончил Строгановское училище в 1911 г., про­шёл через многие художественные экс­перименты первых десятилетий XX в. Его произведения в духе немецкого экспрессионизма, например «Изгнание из рая» (1957 г. ), и абстрактные графи­ческие «Композиции» начала 60-х гг., всегда несли на себе оттенок иллюст­ративности, несмотря на то что худож­ник стремился избегать прямой повествовательности, этого непременного требования соцреализма.

Сын Е. Кропивницкого Лев Евгень­евич Кропивницкий (1922—1994) и Владимир Николаевич Немухин (родил­ся в 1925 г. ) использовали в своём творчестве приёмы абстрактного экс­прессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги, а также создавал графические работы, навеянные впечатлениями от литера­турных произведений: «Чудовища. По мотивам В. Я. Брюсова» (1975 г. ), «Сто лет одиночества. По мотивам романа Г. Г. Маркеса» (1980 г. ). Одна из «при­мет», по которым легко узнать стиль Немухина, — это всячески обыгрыва­емый мотив игральных карт, которые художник изображал или наклеивал на свои холсты.

Оскар Яковлевич Рабин (родился в 1928 г. ) стал одним из организаторов печально знаменитой «Бульдозерной выставки» художников-«нонконформи­стов». Его картина «Паспорт» (1972 г. ), возможно, лучше всего выразила дра­му советской жизни. На фоне унылого пейзажа художник изобразил свой пас­порт как символ несвободы, контроля советского государства над личностью.

С горькой иронией наряду с датой и ме­стом рождения он указал в документе дату и место смерти. В 1978 г. Рабин был лишён советского гражданства и эмигрировал во Францию, где и живёт в настоящее время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...