Оскар Рабин. Паспорт. 1972 г. Коллекция Верни, Париж. Анатолий Зверев. Дон Кихот. 1970 г. Частное собрание.. Илья Кабаков. Из цикла «Вопросы и ответы». 1976 г.
Оскар Рабин. Паспорт. 1972 г. Коллекция Верни, Париж. Анатолий Зверев. Дон Кихот. 1970 г. Частное собрание. Анатолий Тимофеевич Зверев (1931—1986) не получил систематического художественного образования. Его работы непосредственны, спонтанны, импровизационны, порой выполнены почти на уровне детского рисунка. Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с увлечением отдались экспериментам в духе новейших западных художественных течений, черты которых в их творчестве порой прихотливо переплетались. О таком многообразии стилей и индивидуальных манер раньше не могло быть и речи. Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы — дипломаты и журналисты. Западные критики назвали этих мастеров «нонконформистами» (от англ. nonconformists -«несогласные»). На выставке в честь тридцатилетия МОСХа, проходившей в 1962 г. в московском Манеже, тогдашний глава государства Н. С. Хрущёв подверг «нонконформистов» жёсткой критике. Однако скандал «планировался» с
СЮРРЕАЛИЗМ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Уже в конце 50-х гг. сложилась группа художников, увлечённых европейским и американским сюрреализмом, но в полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков. Владимир Борисович Янкилевский (родился в 1938 г. ) окончил художественную студию при Московском полиграфическом институте. Его произведения — «Атмосфера Кафки» (1969 г. ), серия гравюр «Мутации» (70-е гг. XX в. ) и другие — представляют собой ребусы, сложенные из разнообразных значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трёхмерные объекты.
Илья Иосифович Кабаков (родился в 1933 г. ) выбрал для своих работ иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книжкам, штампы советской наглядной агитации — стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение. Содержание произведений Кабакова строится на столкновении изобразительного и текстового ряда. Таковы, например, работы «Смерть собачки Али» (1969 г. ), «Составьте по картинке рассказ» (1977 г. ). Для Эдуарда Аркадьевича Штейнберга (родился в 1937 г. ) характерно обращение к авангарду 10— 20-х гг., к элементам супрематической живописи («Композиция. Памяти Казимира Малевича», 1970 г. ). Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925—1991) свои «стилистические фигуры» (с отсылкой на итальянскую метафизическую живопись) — кувшины, раковины, свитки — выполнял по единой «технологии» чёткого, контрастного распределения светотени («Свиток с неизвестным алфавитом», 1962 г. ), что сближает его работы с печатной графикой. Илья Кабаков. Из цикла «Вопросы и ответы». 1976 г. COЦ-APT Слово «соц-арт» придумали московские художники Виталий Анатольевич Комар (родился в 1943 г. ) и Александр Данилович Меламид (родился в 1945 г. ) по аналогии с американским поп-артом, который они изучали по зарубежным журналам. Представители соц-арта также использовали продукцию массового потребления, а кроме того — расхожие приёмы социалистического реализма, плакаты, различные штампы советской идеологической пропаганды, переосмысливая всё это в гротескно-ироническом стиле. Однако, находясь на границе между искусством и жизнью, мастера западного и отечественного «артов» двигались в противоположных направлениях: «поп» — в сторону искусства, «сои» — в сторону жизни.
Наряду с творчеством И. И. Кабакова соц-арт пользовался особенной популярностью на Западе в качестве узнаваемого явления (аналога поп-арта) и одновременно советской «экзотики».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|