Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виталий Комар, Александр Меламид.




Виталий Комар, Александр Меламид.

Рай. Инсталляция-комната. Фрагмент. 1972—1973 гг. Фотография.

обеих сторон — не только властями, но и самими художниками. Для мно­гих «неформалов» он послужил на­чалом карьеры на Западе. Спустя некоторое время после выставки «нонконформисты» ушли «в под­полье»: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе, а также в научно-ис­следовательских институтах. Некото­рые художники нашли покровителей и покупателей в среде научно-техни­ческой интеллигенции.

Следующим крупным выступле­нием «нонконформистов» стала вы­ставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г. ), которую городские власти в присутствии иностранных журналистов разогна­ли с помощью бульдозеров (она во­шла в историю как «Бульдозерная выставка»). Событие получило меж­дународную огласку, и спустя две не­дели уже с разрешения властей в Из­майлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор в официальных экспозициях, в част­ности на выставках, проходивших в Москве на Малой Грузинской улице с 1974 г. до середины 80-х гг., допу­скалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

В 70—80-х гг. среди «нонкон­формистов» всё более популярными становились формы авангардного искусства, такие, как акции, хэппе­нинги, перформансы. Здесь худож­ник представлял не какую-либо ра­боту, а самого себя как носителя идеи. Произведения стали частью (реквизитом) театрализованного действа или иллюстрацией к худо­жественной программе.

В 80—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. Гель­мана, А. Салаховой и др. ), поддержи­вающие «нетрадиционные» формы искусства. Сегодня произведения мастеров самых разных направле­ний можно видеть на крупнейших экспозициях, включая выставки в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСКУССТВО ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г. ), боль­шинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жиз­ни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два. Пер­вый находился в Центральной Америке, на территории современных Мек­сики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд — это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эква­дора и Чили.

Здесь существовали могущественные государства с высокоразвитой культурой. Некоторые из них исчезли задолго до Колумба, другие были унич­тожены во время конкисты (исп. conquista) — завоеваний испанцев и пор­тугальцев в Мексике, Центральной и Южной Америке в конце XV—XVI вв.

Завоеватели-конкистадоры мало интересовались культурой покорённых народов: они жаждали золота. Города и дворцы разрушались, золотые из­делия переплавлялись в слитки — так их удобнее было вывозить. Письмен­ностью у индейцев владели в основном жрецы и правители, поэтому с раз­рушением государств память о прошлом быстро угасла. Джунгли и пески поглотили развалины городов. Великие цивилизации Америки ушли в небы­тие, казалось навсегда.

Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Аме­рики — культура ольмеков. Она су­ществовала на побережье Мекси­канского залива приблизительно во II—I тысячелетиях до н. э. и ис­чезла в начале новой эры. Эта циви­лизация названа так по имени наро­да, жившего здесь значительно позже — в XI—XIV вв. Ольмеки вла­дели письменностью, но язык их не­известен, и надписи расшифровать пока не удаётся. Они строили горо­да, которые, как и у других народов Центральной Америки, прежде все­го были святилищами, а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли, как было, например, в Западной Европе. Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и дру­гие центральноамериканские циви­лизации. В храмах жрецы прино­сили богам человеческие жертвы; ритуальные убийства — общая чер­та древнеиндейских культур. Глав­ным божеством был ягуар (сохрани­лось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты.

Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры — огромные каменные «головы» высо­той до трёх метров и весом до со­рока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изо­бражают — неизвестно. Непонятно и предназначение «голов», а ведь их зачем-то доставляли вручную за де­сятки километров от каменоломен!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...