Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Голова. Культура. ольмеков. Ла-Вента. Маска. Культура Теотиуакана. Национальный антропологический музей, Мехико.. Статуи воинов. Культура тольтеков. Толлан (Мексика).




Голова. Культура

ольмеков.

Ла-Вента.

Ольмеки были прекрасными масте­рами по обработке камня.

О закате ольмекской культуры ничего не известно. В более позд­ние американские цивилизации пе­решло многое из искусства этого за­гадочного народа.

Так называемый классический период центральноамериканских культур изучен лучше. У истоков его находится культура Теотиуакана (II в. до н. э. — VII в. н. э. ). Так назы­вался город, находившийся неда­леко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солн­цу и Луне, располагались на огром­ных пирамидах (храм Солнца сто­ял на пирамиде высотой почти шестьдесят пять метров). Центр го­рода, названный испанцами Сьюдадела (Цитадель), состоял из возвы­шающихся одна над другой террас, где размещались пятнадцать малых пирамид и грандиозное святилище Кетцалькоатля (Пернатого Змея), одного из самых чтимых божеств Центральной Америки. Храмы были украшены разноцветными роспися­ми и статуями богов. Глаза изваяний

инкрустировали пер­ламутром и драгоценными камнями, а сами статуи ярко раскрашивали. Печатью высо­чайшего мастерства отмечены и другие произведения искусства, созданные мастерами Теотиуакана: расписная керамика и ритуальные каменные маски.

Цивилизации «классического» периода были разрушены нашест­вием народа тольтеков. В VII в. они пришли на плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. соз­дали собственную культуру, испол­ненную своеобразной мрачной вы­разительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих пор возвы­шаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные стол­бы, которым с помощью резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма Тлауискальпантекутли (Владыка Рас­света), а бабочка символизировала планету Венеру — одно из воплоще­ний божества Кетцалькоатля.

В XI в. с севера пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив мно­гое из наследия более древних культур, они создали могучую циви­лизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала рели­гия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требова­ли человеческих жертвоприноше­ний ежедневно — иначе миру

Маска. Культура Теотиуакана. Национальный антропологический музей, Мехико.

Статуи воинов. Культура тольтеков. Толлан (Мексика).

грозила бы гибель, — а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние пле­мена; это называлось священной «войной Цветов».

Всё искусство ацтеков было под­чинено главной цели — умилости­вить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохрани­лось описание огромной статуи, усы­панной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изо­бражающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь отда­лённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рожде­ния и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Че­репа и кости — символы смерти -частые мотивы в этом искусстве.

Ювелирное мастерство ацтеков известно главным образом по рас­сказам, сохранились лишь немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец: «Они могут отлить птицу с движу­щимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое жи­вотное с подвижным языком, голо­вой, и ногами, и руками, а в руки вло­жить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйка­ми, причём одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Поражала своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан, осно­ванный в 1325 г. Испанцы назвали его «озёрной Венецией»: центр горо­да стоял на острове посреди озера, и его окружали постройки на сваях и дамбах. Дамбы были перерезаны каналами, через которые перебра­сывали подъёмные мосты. Стенки каналов украшались изразцами и мозаикой. В 1521 г. Теночтитлан разрушили испанцы, под предводи­тельством Эрнана Кортеса уничто­жившие государство ацтеков.

На юго-востоке Мексики, в Гвате­мале, Белизе и Гондурасе с IV в. су­ществовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света — куль­тура народа майя. Они обладали по­разительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени да­леко позади. У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в. Города майя — Ушмаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица и многие дру­гие — были красивы и величествен­ны. Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей совре­менный баскетбол, и широкие пло­щади для всенародных обрядов.

Пирамиды у народов Централь­ной Америки в отличие от еги­петских служили не гробницами, а своего рода пьедесталами, на кото­рых высились храмы. Только одна из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...