Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новая экономическая политика в Советской России




X съезд партии (март 1921 года) принял решение о замене продразверстки натуральным продовольственным налогом, (продналог), что положило начало новой экономической политике. Но НЭП как система регулируемой рыночной экономики складывалась постепенно. На протяжении 1921-1925 годов шло поэтапное воссоздание элементов рынка. Оно проходило в острой борьбе с защитниками идеологии «военного коммунизма», считавшими незыблемыми его установки для построения социалистической модели хозяйствования. В период НЭПа практически каждый год система сбора сельскохозяйственного налога уточнялась, дополнялась, претерпевала изменения. Однако при этом наблюдались следующие характерные особенности: размер налога был существенно меньше размера продразверстки (в среднем в 2); основная тяжесть при его выплате возлагалась на зажиточных крестьян; продукцию, оставшуюся после выплаты сельхозналога, крестьяне могли продавать на рынке по свободным ценам.

Были также разрешены аренда земли, использование наемного труда, различные формы сельскохозяйственной кооперации. Получили развитие непроизводственные кооперативы и простейшие формы производственной кооперации: коммуны, артели, товарищества, которые объединяли в основном бедняков и часть середняков. В период НЭПа государство продолжало поощрять создание колхозов и совхозов, однако они по-прежнему были очень слабыми и не вносили существенного вклада в производство продукции. НЭП создал у крестьян стимул к увеличению производства хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, повышению урожайности.

В 1925 году был достигнут довоенный объем сельскохозяйственного производства в растениеводстве. В животноводстве был превышен уровень 1916 года по поголовью крупного рогатого скота. Основную роль в восстановлении сельскохозяйственного производства сыграло индивидуальное крестьянское хозяйство. Восстановление промышленности проходило медленнее, чем сельского хозяйства и торговли. В 1925 году общий объем промышленного производило составлял 75% от уровня 1913 года. Показатели 1913 года превысили только легкая и пищевая промышленность, а также производство электроэнергии. Трудности в развитии промышленности требовали принятия более радикальных мер по ее подъему и использованию рыночного механизма, и, прежде всего – созданию новых предприятий, разнообразных форм собственности.

Социалистический, обобществленный сектор промышленности был представлен государственными и кооперативными предприятиями. Вся крупная промышленность по-прежнему оставалась в руках государства и рассматривалась как главное экономическое око власти, основа обороноспособности страны. Деятельность этих предприятий определялась хозяйственным государственным планом. Кооперативные промышленные предприятия образовывались в отраслях группы «Б», и к 1928 году они производили 13 % валовой промышленной продукции. Советскому правительству предпочтительнее было развивать госкапитализм, чем частное предпринимательство. Механизм хозяйствования арендных и концессионных предприятий обусловливался советским законодательством и находился под контролем государства. После окончания срока аренды или концессии эти предприятия вновь становились государственными.

Однако частная промышленность развивалась быстро и в короткий срок смогла обеспечить выпуск необходимых населению товаров народного потребления и бытовых услуг.

Государственный сектор в промышленности по-прежнему оставался главным в экономике, но принципы управления им стали резко меняться. Экономическая ситуация в стране складывалась таким образом, что государство не могло больше обеспечивать всеми необходимыми ресурсами предприятия. В этих условиях государство стало снимать свои предприятия с государственной дотации и переводить их на принципы хозяйственного (коммерческого) расчета.

В торговле в годы НЭПа было сформировано три сектора: государственный, кооперативный и частный. Государство занимало основные позиции в оптовой торговле. До 77% товарооборота в 1922-1923 годах принадлежало государственным организациям, 8% – кооперации, 15% – частному капиталу. В розничной торговле преимущество было за частным торговцем, его доля в этот же период составляла 78%.

Государство, допустив частника в торговлю, в то же время старалось его деятельность ограничить. Механизм для этого использовался разный: повышение налоговых ставок, установление высокого учетного процента за пользование кредитом, жесткий государственный контроль за ценами, создание государственных структур, конкурирующих с частником, и др. Нужные результаты достигались: в конце 1927 года в розничной торговле доля частного торговца составляла уже только 36,9%.

Вытеснение частника из оптовой торговли — одна из основных задач синдикатов. Они представляли собой добровольные объединения трестов для осуществления оптового сбыта их продукции. Начав с объединения трестов, производящих предметы потребления, к концу 1922 года синдикаты сплачивали уже большую часть трестированной промышленности разных отраслей. Выполняя в первую очередь сбытовые и снабженческие функции трестов, они также изучали спрос на их продукцию, регулировали торговые операции, заготавливали сырье и фактически начинали управлять производственной деятельностью трестов. Синдикаты устанавливали им задания по выпуску продукции, финансировали наиболее нужные производства, планировали специализацию трестов. Завоевывая рынки, они начинали диктовать цены. Например, Всероссийский текстильный синдикат сосредотачивал в своих руках свыше 80% хлопчатобумажных изделий и значительную часть производства других отраслей текстильной промышленности. Вследствие этого оптовые цены на текстильные товары всецело определялись условиями производства в этой отрасли и политикой синдиката.

Важной проблемой в области ценообразования в период НЭПа было установление оптимального соотношения между оптовыми и розничными ценами (ликвидация разрыва между ними). Поскольку оптовые цены во многом определялись синдикатами, они были более устойчивыми, и амплитуда их колебания по всей стране была незначительна.

Это позволяло резко суживать возможности спекулятивной наживы на разнице в ценах со стороны частных оптовиков. Основные трудности возникали при регулировании розничных цен в связи с большим удельным весом частной розничной торговли. Кроме того, от уровня розничных цен зависели напрямую реальная заработная плата рабочих и благосостояние крестьян. На ряд товаров, в которых наблюдался недостаток, государство устанавливало этикетные цены. Они были обязательны для всех категорий, торгующих, в том числе и для частника. Что касается товаров, которые были в избытке, то в этом случае воздействие на поведение частных торговцев осуществлялось путем усиления розничного сбыта этих товаров через сеть государственно-кооперативных магазинов. В 1922 году для обслуживания населения были созданы сберкассы. Вклады населения страховались от обесценения. Они выплачивались по курсу золотого рубля, установленного на день выплаты.

Переход к НЭПу, развитие товарных отношений и денежного обращения вызвали необходимость восстановления банковской системы. Постановлением ВЦИК от 3 октября и СНК от 10 октября 1921 года был учрежден Государственный банк (Госбанк). Его основные функции были следующие:

· мобилизация денежных средств в целях создания источников кредитования восстанавливающейся экономики;

· предоставление коммерческих кредитов кооперации, промышленным, торговым предприятиям и другим организациям.

Поначалу, в связи со сложным финансовым состоянием и неразвитостью кредитно-денежной системы, Госбанк выполнял также функции, ранее несвойственные Центральному банку. Например, Госбанк принимал на комиссию товары государственных и кооперативных организаций, мог осуществлять в дальнейшем их реализацию, принимал активное участие в заготовке и сбыте хлеба и т. д.

В период с 1922 по 1925 год в стране сформировалась разветвленная сеть банковских учреждений. Среди них важное место заняли акционерные банки, осуществлявшие кредитование отдельных отраслей народного хозяйства:

· государственной промышленности, транспорта, внутренней и внешней торговли – Торгово-промышленный банк (Промбанк);

· сельскохозяйственной кооперации и единоличного крестьянства – Центральный сельхозбанк;

· местных государственных предприятий, жилищной кооперации и частных домовладельцев – Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк);

· электрохозяйства в стране – Электробанк и др.

В период НЭПа было восстановлено народное хозяйство страны и был достигнут уровень развития экономики 1913 года. Большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении командных высот в экономике — крупной и средней промышленности, транспорте, внешней торговли, банков. Через налоговую, кредитную, ценовую, тарифную политику правительство контролировало все сферы экономической жизни страны. По мнению Ленина, НЭП представлял единственно возможную, реальную дорогу к социализму после быстрого слома всех рыночных структур в период гражданской войны и политики «военного коммунизма». Однако многие в руководстве страны, особенно после смерти Ленина, считали, что НЭП — не «навсегда», так как он являлся «отступлением назад» к капитализму.

А это означало, что советское государство, если сочтет нужным, всегда может отказаться от этой модели хозяйствования. Наряду с идеологическими причинами отказа от НЭПа (несовместимость НЭПа с представлениями большевиков о социализме) существовала очень важная экономическая причина: невозможность, используя хозяйственную модель НЭПа, решить проблему быстрого накопления финансовых средств для интенсивного развития крупной промышленности, прежде всего тяжелых отраслей. Иначе говоря, в 1925 году была поставлена задача возобновления индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной Первой мировой войной и революцией 1917 года. Именно потребности индустриализации стали доминировать при формировании концепции экономической политики. Индустриализация, осуществляемая достаточно быстро, давала СССР шанс стать экономически сильным государством.

Огромное достижение НЭПа – формирование устойчивой денежной системы, установление твердой валюты – червонца – постепенно стало обесцениваться. Для поддержания курса червонца на внутреннем рынке Госбанк должен был вводить в обращение золото и валюту. Но страна их получала в основном в результате продажи зерна. Но как только положительное сальдо торгового баланса сменилось отрицательным, денежная система стала неустойчивой. Теряя золотой запас и не имея возможности получить его извне, Госбанк уже в начале 1927 года отказался от обмена советских денег на иностранную валюту. Это означало отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец превратился во внутреннюю валюту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...