Общие положения организации
Стр 1 из 9Следующая ⇒ МИНИСТЕРСВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСМОРФЛОТ НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
А. П. Ремнёв СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ Учебное пособие
Утверждено на кафедре БЖД «__» ___________2004г.
протокол №___
Г. Новороссийск Г. Учебное пособие содержит систематизированный материал по вопросам стратегии и тактики борьбы с пожаром на морских и речных судах, содержит конкретные рекомендации по организации и действиям аварийных подразделений судна. Подробно рассмотрены вопросы организации тушения пожаров опасных грузов и пожаров в различных частях судна. Предназначено для курсантов высших морских учебных заведений, членов экипажей судов, других специалистов, связанных с эксплуатацией флота. Будет полезно в процессе обучения слушателей тренажерных центров работников морского и речного флота и в практической работе на судах. Учебное пособие соответствует требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также документам ИМО.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ
Пожаробезопасность является составной частью живучести судна. Живучестью судна называется его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность грузов и судового имущества. Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром, дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств.
Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условия для безопасности эвакуации людей. Организация экипажа по борьбе за живучесть судна является составной частью повседневной организации службы на судне и направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа и по эффективному использованию стационарных технических средств, аварийного, противопожарного имущества и спасательных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для управления действиями экипажа в чрезвычайных ситуациях на судне создается комплекс управления, включающий КП и посты, состав и расположение которых определяет и утверждает капитан судна (КМ), и они согласовываются с "Расписанием по тревогам". К основным документам, определяющим действенность организации экипажа по борьбе за живучесть судна, относятся: расписание по тревогам, каютные карточки – выписки из расписания по тревогам, стояночное расписание по общесудовой тревоге. Борьба с пожаром должна быть направлена на: 1. обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; 2. установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; 3. эвакуацию людей; 4. ограничения распространения пожара по судну; 5. предупреждение возможных взрывов; 6. борьбу с пожаром; 7. ликвидацию его последствий. При борьбе с пожаром очень важны факторы: времени (с момента обнаружения очага пожара и до начала действий по его тушению), умения и знания каждого члена экипажа, способов тушения, четкой организацией судна по борьбе с пожаром.
По сигналу общественной тревоги экипаж, одевшись по погоде и имея при себе спасательные жилеты, прибывает на место сбора, где производится проверка наличия членов экипажа, получение указаний по борьбе с пожаром. После этого все убывают на свои командные пункты (КП) и посты (П), где немедленно приступают к выполнению обязанностей по борьбе с пожаром согласно "Расписания по тревогам". Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП). Непосредственное руководство экипажем осуществляет старший помощник капитана (СПКМ) по всему судну кроме машинных помещений (МП). В МП руководит борьбой с пожаром старший механик (СТМ). При отсутствии на судне КМ и СПКМ действия экипажа возглавляет второй помощник капитана (2ПКМ) или вахтенный помощник (ВПКМ). Борьба с пожаром на постах и командных пунктах осуществляется личным составом этим постов и пунктов. В помещениях, не занятых постами и пунктами борется с пожаром аварийная партия, а в машинных помещениях - аварийная группа машинных помещений. По указанию ГКП (исходя из конкретной обстановки) личный состав постов, аварийных партий и групп могут оказывать друг другу помощь в борьбе с пожаром. Основную и особую роль по борьбе с пожаром на судне выполняют аварийная партия и аварийная группа МП (МО).
НАЗНАЧЕНИЕ СУДОВЫХ АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ И ГРУПП На судне при численности экипажа 15-50 человек создаются и утверждаются КМ: 1) Постоянная аварийная партия (ПАП). Командир - 2 ПКМ. Место сбора - П10 2) Аварийная группа поддержки (АГП). Командир - боцман. Место сбора - П 15. 3) Группа оказания первой помощи и аварийного снабжения шлюпок и плотов (ГОППАС). Командир - повар I категории (ст. повар). Место сбора П 12. 4) Постоянная аварийная группа машинного отделения (ПАГМО). Командир - 2МХ. Место сбора П 8. 5) На танкерах - Бортовая аварийная группа по борьбе с разливом нефти (ПАГ - Н) Командир КМ. Место сбора - Пост «Oil Spill Station" вблизи ПУГО. 6) Ежедневная стояночная аварийная партия (САП).
Организация аварийных подразделений судна. 1. Каждое подразделение должно иметь свои знаки различия, а каждый член подразделения то же должен опознаваться.
2. Между членами подразделения должны устанавливаться меры безопасности для контактов и знания их местоположения. 3. В аварийных подразделениях должны быть: а) группы: - разведки с переносными огнетушителями; - с пожарными шлангами и пожарными стволами; - оказания первой помощи; - проверки лифтов, закрытия пожарных заслонок, контроля вентиляции и топливных клапанов. б) ответственные: - за запуск аварийного дизель-генератора (АДГ); - за запуск аварийного пожарного насоса (АПН); - за объемное пожаротушение (заполнение помещения газом); - за заполнение и использование огнетушителей; - за подготовку к спуску спасательных шлюпок и плотов (и спуск их на воду, если им угрожает пожар).
ПАП предназначена для: - герметизации судна; - эвакуации людей, выноса раненых из аварийных помещений; - постановки пластырей, заделки пробоин в корпусе судна; - удаления воды из затопленных помещений и воды, скопившейся от фильтрации и при тушении пожаров; - борьбы с пожарами, дымом, паром; - ликвидации повреждений грузопроводов, трубопроводов, электрокабелей, внутрисудовой связи; - разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна; - перекачки жидких грузов; - взаимодействия с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту. Область действий ПАП -- жилые, служебные, грузовые помещения, грузовая зона, палубы и надстройки (кроме МО). АГП предназначена для оказания необходимой поддержки и технического обеспечения ПАП: – дополнительным оборудованием, инструментами и материалами; – людскими резервами или заменой людей; – подготовкой спасательных шлюпок и плотов к спуску на воду и т.д. ГОППАС предназначена для транспортировки раненых и пострадавших, ухода за ними, оказания первой помощи, а также подготовки и размещения на спасательных шлюпках (плотах) дополнительных запасов пресной воды, продовольствия, теплых одеял, снабжения. ПАГ МО предназначена для решения тех же задач, что и ПАП, в помещениях и постах МО, но по решению КМ может привлекаться для совместных действий с ПАП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|