Тушение пожаров топлива за бортом
Борьбу с пожарами жидкого топлива или нефти за бортом судна, стоящих у пирса или терминала, вести силами экипажа совместно с береговыми пожарными подразделениями. При этом необходимо: - сосредоточить в наиболее опасном месте водяные компактные струи для создания водной преграды и отгона топлива от борта; - заполнить поверхность воды между судном и пирсом воздушно – механической пеной; - охлаждать борт и пирс водой; - включить систему водяной защиты судна; - удалить людей и технику с причала, если горящий нефтепродукт затек под него. Компактная струя воды, подаваемая на слой нефти (топлива), создает негорючую эмульсию воды и нефти. Тушение пожаров в кладовых Особенностью пожаров в таких помещениях является: - большая удельная загрузка горючим материалом; - взрывы из-за наличия горючих жидкостей, способных образовывать взрывоопасные смеси, разливы этих жидкостей; - сильная задымленность помещений и очень высокая температура пожара; - высокое давление газов в помещениях при пожаре, то есть возникают опасности при открывании двери. В случае возникновения пожаров в кладовых необходимо сразу же применить стационарную систему пожаротушения, загерметизировав помещение и вооружив рубежи обороны по всему периметру. Если отсутствует стационарная система объемного пожаротушения, то следует очень осторожно открывать дверь со страховкой ствольной группой и тушить пожар распыленной водой или воздушно – механической пеной, одновременно охлаждая переборки и палубы этого помещения снаружи. При тушении пожара водой или пеной лучше применять водяную или пенную атаки. Пожар в кладовых можно потушить путем забрасывания углекислотных огнетушителей (один ОУ-8 на 10 м3 объема помещения).
Можно потушить пожар и способом выдержки с обязательной полной локализацией пожара.
Тушение пожаров в трюмах сухогрузных И рефрижераторных судов Главные задачи – спасение людей, находящихся в трюме и локализация пожара. Эти задачи возлагают на аварийную партию судна. Разведка пожара должна установить: - наличие людей в трюме; - установление места пожара, рода груза и его свойства; - возможные пути распространения пожара; - способы проникновения к очагу пожара. После разведки и локализации очага пожара необходимо принять решение по способу атаки. В трюме трудно определить место пожара. Если невозможно проникнуть к очагу пожара, место горения следует определить по косвенным признакам: по изменению окраски и степени нагревания бортовой обшивки и переборок; по температуре газов, выходящих из вентиляционных труб, а в рефрижераторных трюмах – из температурных трубок путем введения в вентиляционные каналы телескопического типа индикационного шланга или линя. По наиболее закопченной части вытащенного через некоторое время линя или шланга определяют место горения. Если дым выходит из люка в полном сечении его, это обозначает, что имеется доступ воздуха к очагу помимо люка. При возникновении пожара во время погрузки (выгрузки) следует объявить общесудовую тревогу, вызвать пожарную команду порта и, если шла погрузка, прекратить её и начать выгрузку для установления места пожара, а если шла выгрузка, то продолжать её для тех же целей. При обнаружении очага пожара применяют водотушение или пенотушение. При открытом пламени на больших площадях лучше применять пенотушение (пенную атаку). После прекращения горения необходимо произвести охлаждение горевших материалов распыленной водой. Производить водяную или пенную атаку можно с верхней палубы, прикрыв люк брезентом для уменьшения конвенционных потоков.
Если эти средства пожаротушения оказались неэффективными, необходимо использовать стационарные средства объемного пожаротушения (углекислотное, химическое, паротушение). Если объемное тушение не дало должного эффекта, (температура переборок, палуб повышается) необходимо затопить трюм с учетом допустимой остойчивости, запаса плавучести судна и особенностей груза. Некоторые грузы тушить водой нельзя. К затоплению нужно подготовить как можно больше пожарных рукавов без стволов и подавать воду сверху. Локализация пожара производиться путем контроля температуры и охлаждения переборок и палуб. При невозможности охлаждения смежных помещений (трюмов) водой, нужно создать в них атмосферу не пригодную для горения путем подачи СО2, пара, инертных газов. Для герметизации трюма также закрывают заслонки вентиляторов, отверстия вентиляционных трубопроводов затягивают парусиной, которую необходимо часто смачивать водой. После применения систем объемного пожаротушения трюм остается задраенным до прихода в порт, где необходимо воспользоваться помощью береговых пожарных. При пожаре в нижнем твиндеке распыленную воду или воздушно-механическую пену подают через отверстия, которые можно проделать в палубе. В нижнем твиндеке лучше применять систему объёмного тушения. При подаче огнетушащего вещества в трюм места выхода дыма означают места не герметичности, где возможна утечка газа или подсос воздуха. Утечки необходимо ликвидировать. При работе в смежных помещениях возможно появление дыма и огнетушащего газа, поэтому нужно иметь наготове воздушно–дыхательные аппараты или аварийные дыхательные устройства.
Пожар в трюме при перевозке угля Уголь, добытый в глубоких шахтах, в основном, содержит большое количество метана – легко воспламеняющегося газа, а уголь, добытый вблизи поверхности содержит меньше метана, но более подвержен самовозгоранию. Причина пожара: самовозгорание при окислении угля (особенно влажного, молодого и измельченного угля). Каменный и бурый уголь является опасным грузом. При окислении угля и саморазогреве из него выделяются горючие газы, способные воспламениться или взорваться от внешнего источника тепла.
Для предотвращения пожар или взрыва при перевозке угля должны быть приняты следующие меры: - не допускать погрузки угля с температурой выше 35оС; - грузовые помещения должны быть подготовлены к приему угля, трюма должны быть чистыми и сухими, без остатков перевозимого ранее груза; - - должны иметься в наличии приборы для измерения концентрации метана, кислорода и СО, термометры для контроля за температурой в трюме. Измерения температуры производятся раз в вахту, при повышении температуры до 40-45оС – раз в 2 часа, при повышении температуры до 60оС необходимо применять меры к прекращению самонагревания. Для этого прекращается доступ воздуха в трюм. Если это не помогает, в трюм вводят углекислый газ. Если СО2 нет для грузовой зоны, то тушение пожара производить по следующей схеме: постоянно вентилировать трюм, охлаждать уголь водой в достаточном количестве, чтобы уголь был мокрым а не влажным, оберегаться отравления газами и провала в уголь при его тушении. При поверхностном горении угля подавать распыленные струи воды в очаги наиболее интенсивного горения и по мере их ликвидации орошать остальные участки угля, а также нагревающиеся переборки. При глубинном горении видимого горения не будет, только выделяются продукты горения. При этом приступают к перештивке угля и поливке его водой под небольшим давлением. В крайнем случае можно производить затопление бункера водой с одновременным откачиванием воды системой осушения.
Пожар в трюме при перевозке хлопка, джута Хлопок и джут относятся к волокнистым материалам и опасным грузам. Их свойства: гигроскопичность, пылеемкость, способность к самонагреванию и самовозгоранию. Самонагревание способствует развитию микроорганизмов, разрушающих волокно, что способствует выделению тепла и дальнейшему повышению температуры. Данный процесс портит груз и приводит к пожару. Джут обладает отличительными свойствами: при попадании масла или незначительной влажности одной из кип приводит к самовозгоранию в результате выделения тепловой энергии.
Во время перехода необходимо систематически проверять состояние груза и обеспечивать непрерывную вентиляцию грузовых помещений. Одной вентиляции бывает недостаточно, особенно при переходе из теплой в холодную зону (вследствие снижения точки росы). Также не допустим открытый огонь в грузовых помещениях и в близи вентиляционных труб. Прежде чем загореться материал долго тлеет, при этом распространяется удушливый запах, что позволяет своевременно обнаружить опасность. При возникновении пожара его следует немедленно тушить. Если загорелись кипы в верхних рядах, их следует немедленно поднять на палубу и затушить водой. При возникновении пожара в нескольких местах, в средней и нижней части штабеля необходимо загерметизировать трюм, применить объемную систему пожаротушения. В этом случае необходимо контролировать температуру в трюме, при возможности добавлять количество огнетушащего вещества, если температура продолжает расти, охлаждать борта, палубу, переборки водой и не разгерметизировать трюм до прихода в порт с максимальной скоростью. Затопление трюма является крайней мерой, т.к. при разбухании груза возможно повреждение корпуса судна.
Пожар сжиженного природного газа Для предотвращения утечек и пожаров на судах, перевозящих сжиженный природный газ, принимается ряд предосторожности. Эти суда оборудуются системой водораспыления, которые локализуют растекание жидкости, предотвращают появление хрупких трещин в палубном настиле и способствуют более равномерному прогреванию паров, что снижает возможность возникновения пожара при распространении испарившегося газа. Система водораспыления образует водяную завесу для защиты наиболее важных участков судна, трубопроводов, танков от сильного теплового излучения. Каждое такое судно оборудуется достаточным количеством постов порошкового тушения для защиты всей площади грузовой палубы. При возникновении разлива газа и возникновении пожара необходимо прекратить грузовые операции, включить систему водораспыления и тушить пожар порошком. Для того, чтобы газ не воспламенялся от нагретых металлических конструкций судна, их нужно охладить водой, а пламя сбить порошком. Люди, занятые тушением разлившегося природного газа, должны иметь защитный костюм, резиновые перчатки и щиток для защиты лица от ожогов. На судне должны быть дыхательные аппараты, теплоотражательные и термостойкие костюмы, в которых можно приблизиться к пожару, закрыть клапаны и выполнить другие необходимые действия в зоне высоких температур.
Пожар контейнеров на палубе При возникновении пожара в контейнере на палубе судна можно действовать следующим образом: - вооружить 3-4 рукавные линии; - охладить распыленной водой горящий и соседние контейнеры; - по грузовому манифесту и биркам контейнеров установить род груза, какие средства можно применять; - пробить отверстие в верхней части стенки контейнера отверстие диаметром 2-3 см.; - подавать огнетушащее вещество; - несколько часов контролировать обстановку, при необходимости дополнительно подавать огнетушащее вещество; - осмотреть помещения под палубой. Для тушения необходимо применять разрешенные средства. Воду, углекислый газ, фреон подавать через пробитые отверстия. Воду подавать до полного заполнения контейнера. Для тушения пожара в 40 футовом контейнере необходимо: - углекислотных огнетушителей ОУ-8 – 6 шт., ОУ-5 – 10 шт.; - фреоновых огнетушителей емкостью 9 литров – 2 шт. Если пожар полностью потушен, его вскрытие и смотр нужно отложить до прихода в порт. В противном случае, когда признаки пожара еще присутствуют и они не значительны, контейнер нужно вскрыть (имея наготове 2-3 пожарных ствола), осмотреть, потушить очаги тления.
Пожар в контейнере, установленном в трюме Действия по локализации трюма аналогичны при пожарах в трюме сухогрузных судов. Если видимость в трюме достаточна, то пожар можно тушить выше указанными способами. При действии в трюме нужно использовать воздушно–дыхательные аппараты. При сильной и плотной задымленности действия группы разведки становятся очень опасными и малоэффективными. В этом случае трюм необходимо заполнить инертным или углекислым газами. При выгрузке контейнера в порту быть готовыми к тушению пожара в аварийном контейнере. Пожар на танкере Если пожар возник у терминала необходимо немедленно поднять сигнал общесудовой тревоги и сообщить об этом персоналу терминала, для получения помощи береговых пожарных команд. Пожар локализуется быстрой подачей слоя пены и оперативным выключением судовых грузовых насосов (если шла грузовая операция). В зоне пожара необходимо снять электропитание с механизмов. Пожар на палубе тушится воздушно–механической пеной из лафетных стволов (самое мощное средство тушения на танкере) и воздушно–пенных стволов или генераторов (которыми нужно заполнять разрывы в пене). Пена должна подаваться равномерно, чтобы горящий нефтепродукт покрывался без разрывов. Пену из лафета или пеногенератора подавать можно или на вертикальную поверхность, чтобы она стекала вниз, или на кромку горящего материала, двигая стволом из стороны в сторону. Защищать пожарных работающих стволами или лафетами нужно распыленной водой. Сплошной слой пены необходимо поддерживать над всей поверхностью до тех пор, пока не будут ликвидированы все очаги пожара. Борьба с пожаром не должна производиться с мест, где люди могут быть отрезаны огнем и не будут иметь путей эвакуации. На танкере необходимо постараться не подпустить пожар к надстройке. При приближении пожара к надстройке её необходимо охлаждать водой. При атаке пожара пеной необходимо организовать поддержку атаки водой, вооружив как можно больше пожарных шлангов. Когда закончится пенообразователь, осуществляется водяная атака на пожар от надстройки в нос и с наветренной стороны, чтобы ветер относил горячий газ и дым от пожарных. Ствольщики передвигаются медленно, не оставляя с боков и сзади непогашенных языков пламени, иначе можно попасть во вторичное возгорание. Распыленные струи воды подают параллельно поверхности палубы, перемещая ствол из стороны в сторону. Если пожар будет потушен, нужно достаточно долго охлаждать палубу и конструкции водой до нормальных температур (30-40°С). Для предотвращения пожаров и взрывов паров в смежных танках во время всего пожаротушения постоянно подавать инертный газ. Если атаки пеной и водой не удались и пожар продолжает развиваться, судно необходимо покинуть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|