Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание методики. Обработка и интерпретация результатов. Инструкция. Бланк опросника. Оценка параметров шкалы FACES-3. Нормы оценок и средние показатели для FACES-3




Описание методики

Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда — 1,

редко — 2,

время от времени — 3,

часто — 4,

почти всегда — 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функцио­нирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его ви­деть.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается ко­личество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверж­дений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных — уровень семейной адап­тации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарны­ми оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см. табл. 5).

2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определе­ния оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка рас­хождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адапта­ции, а общая опенка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой се­мейной удовлетворенности.

ФИО ________________________________________________________

Возраст ___________

Дата исследования; _

Инструкция

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной се­мьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.


Бланк опросника

Утверждение почти никогда 2 редко время от времени 4 часто почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью          
2. При решении проблем учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи          
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения          
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу          
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером          
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом          
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел          
9. Мы любим проводить свободное время все вместе          
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе          
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу          
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями          
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи          
14. Правила в нашей семье изменяются          
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей          
16. Домашние обязанности могут пере­ходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство очень важно для нашей семьи          
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи          

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплочен­ности и адаптации (табл. 4).


Таблица 4

Оценка параметров шкалы FACES-3

Диагностические параметры № утверждений Шкала
Эмоциональная связь 1, 11, 19 Семейная сплоченность
Семейные границы 5, 7  
Принятие решений  
Время  
Друзья  
Интересы и отдых 13, 15  
Лидерство 6, 18 Семейная адаптация
Контроль 2, 12  
Дисциплина 4, 10  
Роли 8, 16, 20  
Правила  

 

Таблица 5

Нормы оценок и средние показатели для FACES-3

(Шкала семейной адаптации и сплоченности)

 

 

Основные параметры

Группы семей

Зрелые супружеские пары

Семьи с подростками

Молодые супружеские пары

X SD X SD X SD
Сплоченность 39, 8 5, 4 37, 1 6, 1 41, 6 4, 7
Адаптация 24, 1 4, 7 24, 3 4, 8 26, 1 4, 2

Сплоченность

  ранг % ранг % ранг %
Разобщенный 10-34 16, 3 10-31 18, 6 10-36 14, 9
Разделенный 35-40 33, 8 32-37 30, 3 37-42 37, 2
Связанный 41-45 36, 3 38-43 36, 4 43-46 34, 9
Сцепленный 46-50 13, 6 44-50 14, 7 47-50 13, 0

Адаптация

  ранг % ранг % ранг %
Ригидный 10-19 16, 3 10-19 15, 9 10-21 13, 2
Структурный 20-24 38, 3 20-24 37, 3 22-26 38, 8
Гибкий 25-28 29, 4 25-29 32, 9 27-30 32, 0
Хаотичный 29-50 16, 0 30-50 13, 9 31-50 16, 0

Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.

Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизнен­ного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кри­зиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрес­соров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Про­блемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в со­стоянии хаоса надолго.

Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи по­зволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждаю­щая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответствен­ность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.

Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функциони­рования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффектив­ного преодоления стресса (кризисного состояния).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...