Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к феномену семьи в теории и практике соц.работы.




Технология социальной работы как помогающий процесс. Сущность и

структура технологического процесса. Технология соц.работы — это алгоритм деятельности, в результате кот.достигается определенная соц.цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, кот.циклично повторяются при решении каждой новой задачи в соц. работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс. Технолог.процесс — целенаправленный связанный с причинными и структурно-функциональными специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействие людей др. с другом,групами,соц.институтами в целях содействия личным и соц. переменам. Процесс-это изменение состояния предмета под воздействием внеш. или внутр. факторов. В СР внеш.факторы – соц.условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутр.факторы -нравственно-психолог-е, физиолог-е и физич-е ресурсы чел.или группы людей.Основная функция тех.СР-целенаправленное воздействие специалиста СР на внеш.и внутр. факторы, их активизация в интересах клиента. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом - сущностная характеристика тех.процесса. Структура: 3 компонента;- Алгоритм, Операция, Инструментарий. Алгоритм составляет основу тех.процесса. Алгоритм в СРпонимается как последовательность воздействий направленных на преобразование обьекта СР и перевод его в искомое состояние. Операция -это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью, составляет процедуру тех.процесса. 4 основных этапа: 1.формулирование цели воздействия(для чего,цель-сбор информации, диагностика, развитие проблемы,выроботка программ.).2.вырабатываются и избираются способы воздействи(на основе выявл. проблемы ищем пути решения).3.организуется воздействия (организация действия).4.оценка и анализ результата воздействия (сопоставление того что прогнозировали и достигли,выявили-и делаем соответствующий анализ). Инструментарий -это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или соц.общность.Процедуры и операции, входящие в тех.процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий.

Подходы к феномену семьи в теории и практике соц.работы.

Подходы к феномену семьи в теории и практике социальной работы: семья как субсистема; семья как сеть межличностных отношений; семья как малая группа; семья как социальный институт.

Супружеская пара или семья – это люди, создающие систему на долгое время. Вместе они создают свое жилище, воспитывают детей и взаимодействуют с более крупными социальными системами - соседями, городом, страной и миром. Супружеская пара или семья – это социальная, культурная и экономическая ячейка общества. Внутри самой семьи существуют, образуются субсистемы.

Субсистемы семьи это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой-либо внутрисемейной или внесемейной задачи и соответствующей ей деятельности.

Семья как социальная группа, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Семья – это общность людей, включающая черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, образцов поведения, посредством которых организуется общественная жизнь. Как малую группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта и взаимопомощью. Как малая группа семья играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализации.

Семья – соц. институт. Семья - группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и соц.становления. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Неблагополучная семья – это семья, в кот.ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Глав.характеристикой такой семьи явл.отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. К данной категории относятся: • Проблемные семьи - это семьи, функционирование кот. нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем сем.воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). • Кризисные семьи - это семьи, переживающие внеш.или внутр.кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). • Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). • Аморальная семья - это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. • Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

3. Процедурные этапы технологического процесса. Четыре основных процедурных этапа:1. Формулирование цели воздействия- предусматривает сбор и анализ информации, осуществление соц.диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.2. Выработка и выбор способов воздействия- предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.3. Организация воздействия- включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов соц.служб.4. Оценка и анализ результатов воздействия.- сопровождаются сопоставлением прогнозируемых и достигнутых результатов, выявлением положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.В практике СР те или иные операции могут не фиксироваться, если управленческие взаимоотношения достаточно отлажены, поскольку многие проблемы, которые повседневно призван решать персонал социальных служб, зачастую однотипны. Однако это говорит лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не об игнорировании какой-либо операции в структуре технологического процесса.

4.Социально-организационные технологии соц.работы с семьей. Технологиями социально-организационной поддержки семьи занимаются в основном управление соц.защиты населения или центры соц.обслуживания. Здесь оказываются такие виды помощи: пособия на детей, адресная соц.помощь, неотложная мат. помощь разового характера, так же может оказываться натуральная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, лекарств. Кроме того, некот.категориям семей м.быть предоставлены бесплатные путевки в санатории, дома отдыха. Технологии экстренной помощи при наличии жестокого обращения в семье помогают найти защиту более слабым членам семьи, например, детям. К таким технологиям относятся организация соц. приютов, гостиниц, кот.дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. К социально-организационным технологиям с.р. с семьей также м.быть отнесены: 1.Создание комплексных региональных программ по созданию и сохранению рабочих мест, проф.обучение новым профессиям, повышение квалификации. 2.Выплаты гос.пособий на детей. 3.Строительство домов-интернатов для детей-инвалидов. 4. Оказание финансовой и натуральной помощи нуждающимся гражданам. 5. Оказание психолог.помощи конфликтным семьям. 6.Генограмма - это графическое изображение семейной истории. Выступает в качестве диагностического инструментария, а также помогает вовлечь во взаимодействие конфликтных членов семьи. 9.Семейный договор – договор заключается в произвольной форме, не подлежит официальной регистрации и его выполнение проверяется еженедельно. 10.Семейная психопрофилактика-это разработка и регулярное использование заместительных средств отреагирования отрицательных эмоций и разрядки психических напряжений. Основные тактики соц.работы с семьей. 1.Непосредственная работа c конкретной семьей. Соц.работник наносит визит семье, обращая внимание на состояние дома; может организовать консультацию с представителями др.служб. 2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает контакты по телефону; выдачу специальных книг, игр, пособий. 3.Непосредственная работа с группой родителей: встреча с родителями в соц. учреждении, выступление соц.работника, ответы на вопросы, проведение лекций, привлечение родителей к подготовке и проведению особенных мероприятий. 4.Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям информационных проспектов услуг, подготовка видеопрограмм, учебных пособий. 5.Развитие контактов между семьями для развития групп самопомощи родителей (ассоциации, клубы по интересам) Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого чел., но в современных условиях переживает серьезные проблемы (нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль соц.работника в сохранении и усилении соц.потенциала этого феномена общества возрастает.

5. Когнитивная и структурная модели технологии социальной работы. Когнитивная модель -основана на знаниях. Принцип – соц.услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. В когнит.модели выявляются возможности регуляции соц. поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные соц. условиям или той конкретной соц.ситуации, в кот.он оказался. Когнит.модель соци.работы явл. комплексной, она включает и социолог-е, и психолог-е подходы к ее организации. Такое понимание этой модели обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая соц.последствия: она оказывает влияние на соц.среду (как непосредственную среду обитания индивида, так и опосредованно на соц.реальность в целом), изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменения личности. Владея когнит.подходом,специалист может разрешать конфликты, кот.возникают между индивидуальными и соц.целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной соц.ситуации.В рамках когнит.модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дискриминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента. Системная(структурная) теория. Теории соц.система представляет собой не конкретное целое, а определенный набор устойчивых сочетаний конкретных форм взаимосвязи и поведения людей, их объединений. На основе теории систем соц.работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие взаимодействия или воздействия на клиента др.людей, а также влияние различных соц.факторов. В соответствии с этим соц.работник вместе с клиентом изыскивает возможности различными (порой альтернативными) способами помочь клиенту достичь намеченной цели, «снять», «обойти» те обстоятельства, кот.могут привести к негативным нежелательным последствиям или побочным негативным явлениям. Соц.работник в этом случае, может использовать технологию сопоставления нормы и патологии соц.поведения. Теория систем позволяет соц. работникам и социологам разрабатывать программы борьбы отклонениями в соц.поведении. Теория систем фиксирует наличие определенных связей между различными соц.факторами и уровнями развития соц.процессов, но не объясняет причины нарушения или, напротив, установления этих связей, т.е. не предлагает соц.работнику конкретный способ решения возникшей проблемы и контроля за результатом ее решения. Соц.работник должен учитывать, что, во-первых, существуют различные явления, кот.могут не вписываться в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, в частности, уникальный, личностный уровень развития соц.процессов и явлений; во-вторых, теория систем — это преимущественно абстрактная теория, которая порой может изменяться в конкретных специфических ситуациях. В настоящее время теория систем наиболее эффективно используется в практике соц.обеспечения, а также при разработке региональных и государ-х концепций соц.защиты населения и их реализации в виде различных соц. проектов.

6. Социально-терапевтические подходы в технологии социальной работы с семьей. Структурная- состав семьи и число ее членов,а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры дает представление каким образом реализуются функции семьи; кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Системный подход означает понимание, что в семье все взаимосвязано, что она есть единое целое, единый психолог. и биологический организм. Поэтому рассмотрение любого вопроса осуществляется в увязке со всеми остальными сторонами семейной жизни. Основывается на модели теории систем: система, подсистема, обратная связь, информация и т. д. Индивидуальное психотерапевтическое воздействие на члена семьи, преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Призвана создавать конструктивные варианты семейного функционирования.К психодинамическому подходу следует отнести концепцию психологического консультирования семьи и концепцию контекстовой психологической помощи семье. Согласно первой концепции, семья - это эмоциональная система, в кот.входят все члены семьи, живущие, усопшие и находящиеся вне семьи. Эмоциональная система семьи как общее «Я» влияет на детей и формирует их личности, среди кот.можно выделить два типа: обособленную, независимую- и подчиненную, зависимую от семьи. Люди из таких семей имеют склонность создавать подобные семейные союзы. Определяющее значение для оптимального функционирования личности в социуме и семье имеет уровень дифференциации и интеллекта. На его основе можно определить понятие идеального брака и поставить максимальные задачи психологического консультирования. При идеальном браке супруги отличаются высоким уровнем дифференциации и способны согласовывать эмоциональную интимность с автономией. Такие отношения позволяют родителям должным образом воспитывать детей, не принуждая их жить в соответствии со своими нереализованными ценностями.С учетом понятия идеального брака семейное консультирование строится на основе наблюдений эмоциональных процессов, проявляющихся в семье. Наблюдение связано с искренними рассказами клиентов о себе, а целенаправленная помощь — с рекомендациями психолога. Контекстное консультирование семьи строится на изучении исследуемых из поколения в поколение традиций, а задача психолога — помочь членам семьи по-новому оценить семейные отношения в контексте этих традиций. Личность не может сама освободиться от контекста предшествующих поколений, поэтому положительные или отрицательные оценки людей опираются на наши фантазии и предрассудки. Баланс обязанностей (долгов) и прав (вернуть себе долги) формируется через принятие и выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. Ребенок имеет больше обязанностей, чем прав. При дисбалансе родители часто проецируют на ребенка долги других людей. Баланс прав и обязанностей — признак хорошо функционирующей семьи. Цель контекстного психологического консультирования — обеспечить этот баланс, углубить искренность, доверие, откровенность в семье, ее способность к согласованным действиям. Роль психолога состоит в том, чтобы побудить семью к таким изменениям.

7.Общая модель индивидуальной работы со случаем. Индивидуальная соц. работа осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы.Взаимодействие в индивидуальной работе происходит через систему последовательных действий: 1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.. Важным элемент-отношения. Проявление сердечности, сочувствия со стороны социального работника позволяет установить необходимые отношения. 2. Исследование и разъяснение проблемы. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы. 3. Мотивация Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента: · желание получить помощь; · вера в достижение перемен; преодоление дискомфорта. Поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет. 4. Концептуализация проблемы Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели 5. Исследование стратегий решения. Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. 6. Выбор стратегии Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. 7. Реализация стратегии
Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства. 8. Эволюция. При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.. Пожелание о завершении контактов оговаривается контрактом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.
В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права.

8. Технологии соц.работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Основная задача - помочь семье наилучшим образом приспособиться к новым условиям и требованиям жизни.

Приоритетной формой работы с такой семьей в настоящее время явл.работа в условиях реабилитационных центров, преимущество кот.состоит в том, что дети сохраняют привычные родственные связи, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую помощь. Одна из основных задач центра — помощь семьям, воспитывающим ребенка или подростка с отклонениями в развитии, проведение необходимых мероприятий по его выздоровлению в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми и их родителями. Целенаправленное сопровождение деятельности родителей детей-инвалидов в соответствии с программой реабилитации называется патронированием. Выделяются следующие виды патронажа: медико-социальный — обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях; культурно-досуговый — направленный на содействие развитию ребенка и включению его в общество; социально-педагогический — коррекция внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях, поддержка семей риска.В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, необходима реабилитация всех ее членов, в первую очередь матери. Суть реабилитации - помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:разработку методики диагностики состояния всех членов семьи;определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с конкретной программой для каждой семьи;организация групп взаимоподдержки родителей;эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.Развитие ребенка с ограниченными возможностями в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий. Родители должны все знать о болезни своего ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания. Поэтому необходимы консультации психотерапевта, индивидуальные беседы и групповые психотренинги. В ходе работы с семьей необходимо научить родителей и других родственников воспринимать ребенка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавая условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, поскольку именно в семье ребенок с ограниченными может включиться в мир звуков, ощущений, образов, предметов.

9. Содержание технологического процесса. Этапы и операции замкнутого цикла технологического процесса. Технологическая задача СР заключается в выявлении соц.проблемы и в своевременном скорректировании действий соц.работника и поведения объекта СР для оказания ему соц.помощи. Соц.проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте соц. воздействия, об условиях, обстоятельствах и др.факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение. Соц. проблемы могут носить глобальный характер;- могут касаться интересов отдельных или нескольких соц.систем;-могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности людей. Личностные проблемы, возникают в процессе взаимодействия личности и соц. среды. Важное условие решения соц.проблемы явл. точное ее формулирование. Требования к формулированию соц. проблемы –обоснованность, проблема должна вытекать из реальных потребностей клиента. Решение проблемы сводится к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий. Соц.противоречиеэто взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях соц.жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является результатом несовпадения интересов людей или соц.групп в их совместной жизнедеятельности. Личностная проблема — это столкновение между притязаниями чел.и степенью их удовлетворения. Может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, соц.или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание. Замкнутый цикл технолог.процесса включает следующие этапы и операции: 1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. 2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов соц. работы. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; понятна для конкретных исполнителей. 3. Этап обработки информации. На этом этапе идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. 4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности соц.работы.5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап, на кот. организаторы СР анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению соц.проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач соц.работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...