Особенности молодежной среды. Теории девиантных проявлений молодежи
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. С одной стороны молод.среда представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её частьВ молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Теории девиантных проявлений молодежи. Сторонники биологическойтеории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход рассматривающий различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы Ч. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). Сторонники культурологических теорий считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. В теории стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считается, что девиация – «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.Сторонники радикальной криминологии отстаивают позицию, что девиация – это результат противодействия норм общества.
29. Соц. технологии и технологии СР. Содерж. технологий СР.Соц. технологии — это с-ма знаний об оптимал. способах преобразования и регулирования соц. отношений и процессов в жизнеД. людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования соц. отношений и процессов. Технология СР — это одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.Признаки технологии СР (Холостова):1.Разделение помощи клиенту на этапы. 2. Поэтапная координация действий специалиста.
3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций. Содержание технологии СР заключается в обосновании проекта, программы Д, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатовД. Технологию СР характеризуют: — динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере Д; — непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние; — цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами; — дискретность технологич процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.Таким образом, технология СР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологич процессов — основа профессионализма кадров соц сферы Д и специалистов соц служб. 30. Технологии СР с молодежью. Технология СРс молодежью относится к группе частных соц. технологий в различных сферах человеческой жизнеД. Соц. р-та с молодежью - проф. д-ть по: 1) оказанию помощи как отд.молодому ч., так и группе молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к соц-му функционированию 2) созданию условий благоприятствующих достижению этих целей в об-ве 3) р-те с молодыми людьми на бытовом уровне по месту жит-ва или в молодежных коллективах.Особенностью технологий соц. р-ты с м-жью явл. дифференцированный подход к каждой соц.группе м-жи: инвалиды, сироты, молодая семья, дети дошкольного возраста, школьники, студенты, молодые специалисты, подростки правонарушители и т.д. В зав-ти от той или иной группы м-жи могут использоваться различные технологии соц. р-ты такие как соц. реабилитация, соц. ад-ция, соц. профилактика, соц. диагностика, соц. экспертиза, соц. терапия, консультирование и др. Сегодня появляются новые интересные технологии соц. р-ты с м-жью- «мобильная соц. р-та с молодежью». Мобильная р-та направл. на помощь молодежи в процессе социализации и адаптац к обществу.Направления моб.р-ты с молодежью:1.оказ индивид.помощи,2.р-та с группами,3.р-та на улице,4.р-та в микросоц.среде
Др. важное направление соц. р-ты с м-жью - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях 31. Этапы разработки технологий СР. Выработка технологии решения соц проблем — процесс сложный, требующий как научн. обоснований, так и практич. апробации теоретич. выводов и рекомендаций. Можно выделить 3 основных этапа разработки технологии СР: теоретический, методический, процедурный.. Их совокупность представляет собой с-му. Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект соц. политики или клиент СР. Методический этап характериз решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта соц. политики или клиента СР, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической Д по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий. 32. Особенности пож. Ч как клиента. Изменение соц. статуса Ч в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой Д, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различ затруднений как в соц-бытовой, так и в психологич адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов СР с пожилыми людьми. Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, соц. работнику нужно знать их соц-экономич положение, особенности х-ра,материальные и духовные потребности, состояние Зд. Изменение соц. статуса Ч в старости, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психич состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окруж. среды.Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения. В пожилом возрасте проявляется«заострение» личностных черт. Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость — с чувствительностью и слезливым слабодушием. Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые ролевые отношения, трудно привыкают к новым ценностям, к новым представлениям о себе и других. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать жалость,привлечение внимания, попытка добиться материальных привилегий). Социальный работник должен учитывать особенности психики людей пожилого и старческого возраста, расположить к себе клиента, завоевать его доверие. В разговоре необходимо проявлять внимание и заинтересованность. Следует ободрить клиента, создать у него хорошее настроение. Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, отношений с близкими людьми— часто основные факторы,способствующие нормализации состояния их здоровья Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требует большего времени по сравнению с опросом лиц молодого возраста. Необходимо учитывать возможные нарушения слуха, зрения,замедленность реакций. Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной.Первичный опрос клиента с признаками старческого слабоумия должен проводиться только с участием родственников.
33. Классиф. технологий СР. Технология СР — это одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.Классификация технологий СР достаточно обширна и основана на разнице подходов к различным компонентам: субъекту, объекту, управлению, цели и содержанию, средствам СР и т.д. 1.Универсальными, «сквозными» (базовыми, общими) можно назвать технологии, которые могут применяться в СР с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью: 1.технология соц реабилитации;2.технология соц консультирования;3.технология соц профилактики;4.технология соц адаптации;5.технология соц обслуживания;6.технология соцдиагностики;7.технология опеки и попечительства;8.соц страхование;9.соц обеспечение.
2. Конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, несовершеннолетними и т.д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д. 3. технологии СР в различных сферах жизнеД -представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнеД соц направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер. Существует классификация технологий с учетом уровней СР: индивидуально-личностный, соц-групповой и социетальный (местный, региональный, а также континентальный и мировой).
34. Требования к технологии СР с пожилыми и престарелыми людьми. В основу технологии СР с пожилыми положены следующие требования:1.предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;2.содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;3.соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении соц помощи и услуг;4дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов соц риска, влияющих на их положение;5выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в соц помощи и обслуживании;6.адресность при предоставлении соц услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;7.использование новых технологий соц работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;8.ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;9.обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях соц помощи и услуг. Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов соц защиты пожилых на всех уровнях соцуправления должны способствовать получению ощутимых результатов соц обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов соц защиты населения, имеющих возможность детально учитывать соц-экономический, соц и соцкультурный контекст конкретного региона или местности. 35. Теоретические модели групповой работы. В основе классификации(Papell и Rothman)родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями явл: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им наметить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель соц целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи) Модель соц целей представляла собой традиционную парадигму Д, принятую в практики добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики СР. Клиническая модель групповой СР базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы как контракт, план лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение. Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики. На схеме показано различие групповой работы в пределах их моделей. 36. Классификации социальной групповой работы. Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности от благосостояния и образования, до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различную этиологию проблем. Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Первая классификация социальной групповой работы была предложена в 60-е годы Дж. Клейном. В основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени, что дало возможность предложить ему следующую классификацию: 1. Группы досуга 2. Образовательные группы: • Группы семейного образования; • Группы профессиональной ориентации; • Группы свободного выбора. 3.Социальные группы: Нацеленные на сохранение адаптивных моделей;Нацеленные на изменение адаптивных моделей. Терапевтические группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|