Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии соц.работы с семьями, имеющими детей-наркоманов.




Работа с семьями, имеющими детей-наркоманов, предполагает следующие направления: индивидуальное консультирование взрослых членов семьи, помощь при организации взаимодействия с наркологическими службами, обучение основам взаимодействия с ребенком, употреблявшим наркотики, приемам антинаркогенного контроля; привлечение родителей к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.

Этапы: ‑ первый этап – становление доверительных отношений между специалистом и родителями, обратившимися за помощью; оценка семейной ситуации и проблемы; обсуждение с родителями тех сфер, где они в первую очередь хотели бы увидеть изменения; привлечение к работе других специалистов и близких семье людей, если это требуется; ‑ второй этап – обсуждение с родителями факторов наркориска, анализ жизненной ситуации семьи и отдельно ребенка с целью поиска тех обстоятельств, кот.могли повлечь проблему употребления наркотиков, определение возможностей снизить интенсивность действия этих факторов или устранить их в целом;

‑ третий этап – обсуждение личностных особенностей ребенка, в первую очередь его самооценки, обучение членов семьи способам поддержания позитивной самооценки ребенка; ‑ четвертый этап – поддержание оптимистичного настроя семьи, чувства уверенности в себе, профилактика созависимого поведения.

Задачи специалиста в процессе реабилитации включают в себя:

‑ диагностика соц.статуса семьи, консультирование близких наркозависмого по социально-правовым вопросам;

‑ оказание социально-экономической, психолого-педагогической помощи семье клиента;

‑ постреабилитационный патронаж клиента и его семьи, поддерживающее консультирование, оказание экстренной помощи при угрозе рецидива;

Реабилитация: В программу индивид.реабилитации семьи должны быть прежде всего включены мероприятия оказание психологической поддержки созависимым членам семьи.

При наркотической зависимости несовершеннолетнего в процесс его реабилитации активно включается образовательное учреждение, в кот.обучается ребёнок.Педагоги учебного заведения обязательно должны предложить семье, чтобы ребёнок посещал кружок по интересам или спортивную секцию, постараться, чтобы ребёнок активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Кроме того, педагогам нужно обязательно осуществлять педагогический патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов. Составляется программа работы с семьей наркозависимого— это консультации, психотерапия и психокоррекция, социально реабилитация.

11. Индивидуальная соц.работа. Теоретические подходы к индивид.работе. Индивидуальная соц. работа осуществляется в ситуации «один на один», когда соц.работник совместно с клиентом решает его личностные и соц.проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике соц.работы явл.эмоциональные проблемы, семейные.и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.Соц. индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональной помощи отдельным людям и семьям, разрешение их соц.проблем. Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача соц.работника – помочь клиенту в этих вопросах. Психосоциальный подход - заключается в умении раскрыть причины девиационного или дезадаптационного поведения субъекта, воссоздании «истории болезни клиента». Психосоциальный метод применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и соц.проблем, например, проблем, связанных со здоровьем. Подход, центрированный на задаче, – это набор процедур для восприятия клиентом целевых проблем. Последовательные шаги взаимодействия соц.работника и клиента предусматривают определенные действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Поведенческий подход рассматривает личностные ресурсы окружающей среды, кот.используются для стимуляции и сохранения измененного поведения. Техники оперативного изменения поведения – коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов. Техники респондентного изменения поведения – помогают рациональные дискуссии, поведенческие ролевые игры. Экологический подход – улучшение взаимодействия чел.и окружающей среды. «Чел. – окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где чел.имеет такую окружающую среду, кот. он формирует соответствующими способами: – повышение компетентности клиента, обучение его «умениям жизнедеятельности»; – формирование благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты. Функциональная индивидуальная работа -в основу положен психологический подход Отто Ранка. Он считает, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами. Методы индивидуальной работы: 1. Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы использует элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в соц.работе. Соц.работник ослабляет психологическую и соц.напряженность клиента. 2. Рациональный метод индивидуальной работы. В его основе лежат положения когнитивной теории. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, кот. понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. 3. Терапия реальностью. В основе положения то, что людям необходимо чувствовать свою ценность, признание и любовь других. Такой подход в практике соц. работы имеет условное название «соц. лечение».

12. Технологии соц.работы с неблагополучными семьями. В настоящее время в республике развивается адресная, соц.помощь семье, включающая в себя денежную помощь, натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, льготы и услуги. Также, соц.педагог с семьями «группы риска» работает по следующим направлениям:

- соц.-профилактическая работа, направленная на устранение причин возникновения проблем, а также систему мер профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний; Соц.-профилактическая работа с семьёй заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, организацию работы по преодолению ошибок, нарушений в системе семейного воспитания.

- соц.помощь, цель - оказание разносторонних соц.услуг семьям в условиях конкретного сообщества, конкретной ситуации.Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности и могут носить информационный, консультативный характер с целью оказания психолого-педагогической, правовой, соц.-медицинской, материальной поддержки семьи.- соц.патронаж - одно из направлений соц.работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимся в ней. Патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.- Соц.реабилитация - это комплекс профессиональных (педагогических, медицинских, правозащитных и психологических) мер, направленных на восстановление способности семьи к жизнедеятельности в соц.среде, восстановление её соц.статуса и выхода на самообеспечение. Соц.реабилитация направлена на восстановление самой соц.среды, условий жизнедеятельности семьи, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. В профилактической работе, может быть осуществление комплекса адаптационных, коррекционных, реабилитационных и др. мероприятий для предотвращения распада семьи, возникновения безнадзорности детей, ситуаций насилия и т.д. Основная цель такой работы - выведение членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинств, прав и свобод членов семьи. Принцип самообеспечения семьи через оказание ей соц.помощи с целью поиска и стимулирования внутренних резервов, кот.помогут семье разрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьёй ориентирована как на всю семью, так и на отдельных её членов - детей, родителей и т.д.Организация специфических образовательных учреждений-центров психолого-педагогической и медико-соц.помощи детям. Первоочередная задача социального педагога в работе с семьёй - это разрешение кризисных ситуаций. Соц.педагог кроме педагогических проблем, работая с семьёй, решает соц., эконом., мед. и психологические задачи. Главная цель соц. работы с семьёй - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.

13. Функциональная и ресурсная модели технологии социальной работы. Главное внимание, согласно функциональной модели, необходимо уделить началу процесса обслуживания клиента, структуре данного процесса, построению «правильных» отношений «клиент – соц.работник». Важное значение в построении такого взаимодействия имеет заключение контракта, кот.может быть письменным или устным, формальным или неформальным. Цель контракта - прежде всего в обсуждении и достижении согласия относительно формы, содержания и задач предстоящего контакта. Обсуждение контракта и планирование совместной работы создают ощущение надежности и повышают мотивацию, вместе с тем предоставляют клиенту возможность отказаться от контракта и даже любого контакта. Составляющие контракта: цель контакта, место встреч, частота и продолжительность встреч, методы совместной работы, обязательства по сохранению тайны. Наряду с этим в контракте даются ответы и на такие вопросы, как: какие дополнительные структуры будут или должны быть задействованы, каковы правила в случае отсутствия клиента или появления его в нетрезвом виде, какие правила существуют в учреждении, если речь идет об определении туда клиента. Право клиента решать за себя описывается приверженцами функционального подхода с помощью понятия самоопределения. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности соц. работы, отказ от авторитарных и формальных отношений «клиент - специалист», характерных для диагностического подхода. Задачей специалиста становится принятие ответственности за процесс оказания помощи.

Социальная работа как профессиональная деятельность предполагает взаимодействие с человеком, обладающим индивидуальным потенциалом адаптации и развития. Этот потенциал является слагаемым тех ресурсов, с помощью которых можно активизировать устремления человека к переменам собственных деятельности и мировоззрении. Актуальными становятся вопросы: как эти ресурсы распознать, как их использовать и как привести человека к осознанию необходимости развивать эти ресурсы в дальнейшем.

Социологическое видение проблем социальной работы позволяет комплексно проанализировать важнейшие аспекты успешности социального взаимодействия клиентом. Одним из таких аспектов и является уровень реализации ресурсного потенциала клиента. При этом именно социальная адаптация является универсальной технологией социальной работы, направленной на вхождение индивида в систему социальных отношений. Внешние и внутренние ресурсы в совокупности с осознаваемой готовностью их развивать и использовать создают тот самый личностный потенциал, который определяет успешность человека на разных этапах жизнедеятельности.

14. Технологии соц.работы с семьями, имеющими детей, находящихся в местах лишения свободы.Индивид.работа с семьями осужденных предполагает:установление контакта с членами семьи;выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, кот.семья не может решить самостоятельно;патронирование семьи, если оно необходимо. Соц.диагностика:специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные. Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения соц.проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни осужденного. Целый ряд соц.патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, соц.наследуется. Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии соц.проблемы, строении соц.объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Соц.адаптация процесс, в течение кот.социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию соц.среды. Психологическая адаптация семьи осужденного к сложившимся обстоятельствам. Соц. реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, соц.статусе. В рамках соц. работы с семьями осужденных выделяют: Соц.-бытовая (средовая) реабилитация - комплекс мер, направленных на создание оптимальной соц.среды (социально-бытовых условий) жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления соц.статуса и утраченных общественных связей. Профессионально-трудовая реабилитация - система гарантированных государством мероприятий по профориентации, профобучению, профконсультированию и трудоустройству членов семей осужденных в соответствии с их здоровьем, квалификацией, возможностями и способностями. Социально-психологическая реабилитация - система мер, направленных на успешную адаптацию чел.в среде и в обществе в целом. Консультирование как технологический способ решения соц. проблем семьи осужденного - это процедура, часто используемая в соц. работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации семьи путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. Консультирование - это вид соц.работы, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.С оц.терапия – на первом этапе контакт соц.работника с членами семьи осужденного осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Две формы работы - индивидуальная и групповая, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и семьей осужденного. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.

15. Система взаимоотношений специалиста по соц.работе с клиентом. Принципы индивидуальной работы с клиентом. В процессе соц.работы используются в основном субъект - субъектные отношения, помощь ориентирована прежде всего на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер. Соц.работник должен найти компромисс с клиентом, для решения проблем. Существует несколько способов решения проблем: заключение соглашений и сотрудничество. Заключение соглашений. Когда соц.работник вступает в первичный контакт с клиентом, его отношения с ним находятся на стадии заключения соглашений. Особенность этой стадии в том, что каждая сторона прощупывает намерения другой стороны, уточняет взаимные требования и ожидания, а также выясняет, какие результаты должны быть получены. Если этот предварительный тест подтверждает надежность условий достижения конечного результата, соглашение заключается в форме контракта и отношения сотрудничества продолжаются. Сотрудничество. Как правило, соц.работники вступают с клиентами в отношения сотрудничества, так как сущность заключения трудового договора или контракта проявляется в соглашении между соц.работником и клиентом относительно целей процесса перемен и методов их достижения. Три общих признака профессиональных отношений: Первый признак свидетельствует о том, что формирование отношений соц.работника обусловлено профессиональными целями. Второй признак указывает, что в профессиональных взаимоотношениях соц.работник на первое место ставит потребности, интересы, ожидания других людей. Третий признак подчеркивает, что соц. работник строит взаимоотношения на базе объективности и осознания своей ответственности, позволяющей ему отвлечься от собственных забот и эмоциональных состояний для того, чтобы вчувствоваться в заботы и потребности других.В процессе индивидуальной работы соц.работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике соц.работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:-клиент индивидуален;-клиент имеет право на выражение своих чувств;-социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;-клиент не должен чувствовать со стороны соц.работника отторжения, он должен быть «принят»;-он не должен чувствовать со стороны соц.работника, что его «оценивают»;-клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;-клиент имеет право на конфиденциальность. Дополнительные принципы:-никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;-никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);-не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;-не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор.

16. Соц.проблемы женщин в современной Беларуси.1.Главная соц.проблема женщин -сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, продолжает сохранять актуальность.Подавляющее большинство женщин, воспитывающих детей, совмещает семейно-бытовую функцию с профессиональной деят-тью. Совмещение ф-й соотв-ет интересам самой женщины, создает возможность для самореализации, личност. развития, помогает решить матер-е проблемы семьи, приносит допол.доход. Вместе с тем соц.положение женщин не лишено ряда негативных тенденций. К ним относятся следущее:1.Рост смертности женщин в трудоспособных возрастах. 2.Снижение продолжительности жизни женского населения.3.Сохранение высокого уровня занятости женщин на работах с неблагоприятными условиями труда.4.Чрезмерное увеличение трудовой нагрузки женщин. воспитывающих детей.5.Чрезмерно высокий рост внебрачной рождаемости6.Сохранение высокой доли женщин среди безработных7.В настоящее время отмечается ускоренный рост женского алкоголизма. 2.Проблема трудоустройства, так как рынок занятости предлагает женщинам вакансии в основном в сфере обслуживания, предусматривающие выполнение вспомогательных операций, а сфера принятия решений любого уровня все более считается прерогативой мужчин. Женщин увольняют под предлогом «возвращения в семью», увольнение называют «высвобождением» с работы; сферой женской занятости становятся преимущественно второстепенные, подсобные виды труда; все шире и откровеннее распространяется сексплуатация, т.е. эксплуатация, использование женщин в качестве товара. Первыми жертвами увольнений становятся женщины, так как право на декретный отпуск и на льготы, гарантированные женщине законодательством, потенциально делает их менее выгодными работниками. Снижение соц.статуса и уровня жизни женщин приводят к ухудшению их здоровья. Общая нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне отрицательно сказываются на моральном и психосоматическом состоянии женщин и ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний. 3.Равенство мужчин и женщин.

17. Целеполагание в технологии соц.работы: значение, типы и принципы. Цель- означающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. Целеполагание -процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров для допустимых осуществления идей. Предполагает:умение планировать рабочее время;-способности к выявлению оптимального решения задач;-умение правильно устанавливать цели и достигать их. Целеполагание -важнейший этап технологического процесса в соц.работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы. Целеполагание в соц.работе следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации. Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц.проблем различного уровня. Организационный аспект целеполагания в соц.работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы. Типы целей:- Конкретная цель -это идеальный образ продукта непосредственной деятельности. Абстрактная цель - это общее представление о некотором идеале, ради достижения кот. осуществляется человеческая деятельность.Цели м.б.: стратегические; тактические; индивидуальные; групповые; общественные. Принципы целеполагания: 1. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.2. Определение целей др. лиц и организаций, на кот.предполагается направлять воздействие.3. Определение характера взаимосвязи целей др.лиц и организаций, на кот.оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.4. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей.

5. Определение обстоятельств способствующих и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.6. Выявление переменных проблемной ситуации — управляемых и неуправляемых.Основополагающий принцип - выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

18. Технологии социальной работы с женщинами. Говоря о гендерных направлениях соц.работы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам:: по реабилитации, по поддержанию функционирования и по развитию. В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих соц.услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной соц.или экстренной помощью. Поддержание соц.функционирования может обеспечиваться соц.- психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав. Задачи соц. развития могут' обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты соц.и иных прав различных страт женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.Эти задачи, выполняются соц.работниками совместно с сотрудниками правоохранительными органами, службами занятости, мед.и образовательными учреждениями и т.п. Формы соц.работы с женщинами: 1. Экстренная соц.помощь - разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. 2. Адресная соц.помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей,может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители соц. неблагополучных семей. 3. Соц.убежище, соц.приют, соц.гостиница — учреждения соц.помощи стационарного типа, в кот.лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, предоставляется возможность временного пребывания. Клиенты там могут укрыться от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае нужды защитить собственные права, трудоустроиться. Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, кот.в силу известных причин нередко вынуждены уйти из дома и прекратить обучение в школе. 4. Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений соц.обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. 5. Оказание женщинам содействия в планировании семьи — это многосторонняя деятельность ряда учреждений кот.оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуянаиболее подходящие из них. Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится их сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видами содействия в существующие мед., соц. или иные учреждения. 6. Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Такая помощь оказывается совместно усилиями учреждений соц. обслуживания и служб занятости.7. Содействие в самопомощи и самозанятости женщин— это создание в ряде центров соц.обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в кот. женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям: продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов.

Перечисленные технологии, методики и формы соц.работы призваны обеспечить благополучие и достойную жизнь женщин, разрешить их основные проблемы и препятствовать появлению новых.Поскольку соц.проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей; тесно переплетены с соц.проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

19. Технология выработки цели в соц.работе. Этапы формирования цели. Построение дерева целей. Целеполагание — это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. Целеполагание-выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;- предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.Целеполагание обусловливает алгоритм, кот.определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Условия формулирование цели:

- цель д. быть обоснованной;- цель д.быть ясной и достижимой;- основная цель д. быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка. Этапы формулирования цели:

1. выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;2.определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;3.ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.Основополагающий принцип - выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей. Древо целей-это способ формирования структуры целей соц.программ,обеспечивающих взаимосвязь множества целей,их согласование для достижения главной цели. Глав.цель определяет направление соц.действия. Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине — главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели — средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные в свою очередь расчленяются на более частные.Цель должна быть четко и ясно сформулирована, д,б, обоснованной, д.б. соизмеримой и иметь сроки достижения.

Формулировка и определение цели — важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.

При формулировании цели в социальной работе особое внимание уделяется нравственным аспектам. При этом социальному работнику необходимы исключительная ответственность, творческий, нешаблонный подход, инициатива. Основным этическим правилом специалиста социальной работы должно быть: «Не навреди!». Решение этого вопроса зависит от личности субъекта целеполагания, его профессиональных и личностных качеств.Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном, непосредственном срезе деятельности социальных служб.Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. На этом уровне, исходя из основных направлений социальной политики государства, определяются стратегические цели, ставятся задачи, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Сформулированные на этом уровне цели предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.

20. Индивидуальная соц.работа с детьми и подростками. Индивидуальная соц.работа с детьми, имеет свою специфику. Индивидуальная работа с детьми - это всегда работа и с их родителями, опекунами, воспитателями, т.е. теми взрослыми людьми, которые с ними рядом. Поэтому соц.работники выстраивают отношения и с детьми, и со взрослыми, от кот. они получают информацию о беспокойствах ребенка и его проблемах. Основными индивидуальными.методами соц.работы с детьми являются: терапевтическая работа, консультативная работа,работа по профилактике и соц. реабилитации.Терапевтическая работа с детьми:у детей недостаточно развиты коммуникативные навыки,поэтому игровые методы терапии преобладают в работе с детьми до 12 лет. Индивид.терапевтическая помощь детям направлена на осознание и преодоление ими в своих проблем и страхов. Терапевтическая работа с ребенком в ситуации «один на один» начинается тогда, когда у ребенка начинает проявляться определенная симптоматика: у него меняется поведение, он перестает общаться с другими детьми, не может «решать задачи» своего возраста. Работа по изменению поведения ребенка и работа со страхами - это те случаи, когда осуществляется индивидуальная социальная работа с детьми.

Особенность терапевтических отношений определяет «терапевтический ответ» на игровой язык ребенка. Соц.работник должен понимать то, о чем говорит ребенок, и как отношения, которые складываются между ним и ребенком, отражаются на его эмоциональной сфере.Основ. терапевтических моделей индивидуальной работы с детьми:

-клиенто-центрированную детскую терапию;-психодинамическую терапию с ребенком;

-когнитивно-поведенческую терапию с ребенком. Клиенто-центрированная детская терапия. Особенность работы заключается в том, что ребенку дается возможность вести себя в той манере, в какой он привык. Терапия носит косвенный характер. Ребенка побуждают к осмыслению и исследованию своих проблем. Психодинамическая терапия с ребенком – соц.работник должен реконструировать картину событий, приведшую к психической травме. Психическая травма - разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов и иных заболеваний. Основная задача терапевта - подвести ребенка к осознанию, что все осталось в прошлом. Когнитивно-поведенческая терапия детей сосредооточена на изменении представлений и поведения ребенка о ситуации. Поведенческая терапия наиболее эффективна при реорганизации стимулов, реорганизации последствий и в программах многофакторного воздействия,эффективена в формировании навыков преодоления. В работе с детьми важен акцент на развитие у них навыков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окружение клиента.Общая модель терапевтической работы с детьми1-й шаг.Установление отношений с ребенком2-й шаг.Наблюдение и слушание ребенка3-й шаг.Определение тем в детской игре4-й шаг.Формулирование динамического понимания ребенка

5-й шаг.Ответ ребенку в зависимости от понимания

21. Соц.диагностика: цель, сущность, принципы. «Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Суть соц.диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Цель диагностики состояния соц.объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие соц.объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, соц. проектирования действий по оказанию соц. помощи. Технология соц. диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих соц.развитие человека, социальных групп, общества. Соц.диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы соц.помощи. Сущность соц.диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов соц.обслуживания. Соц.диагностика —требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе соц.диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим соц.работник должен соблюдать ряд социально-этических требований — принципов диагностики. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов соц.диагноза без согласия на это лица, кот.явл.объектом исследования. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа д.б., как минимум, валидными (достоверными) и надежными. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты не д.б.использованы во вред чел., кот.подвергся исследованию. Принцип объективности. Выводы должны делаться на основе научно обоснованных результатов. Принцип эффективности. Не следует предлагать чел.такие рекомендации, кот. по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...