Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение термина «Моделирование».




Моделирование (в психологии) (от французского modele - образец) - исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего, математических, моделей.

Определение термина «Модель».

Под «Моделью» при этом (при моделировании) понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

Первые попытки применения моделей в философии и психологии связаны с изучением и философским осмыслением психофизических зависимостей (Психофизика) и процессов памяти. Систематическое применение моделирования в гештальт-психологии, стремившейся найти физические аналоги образования целостных структур (гештальтов) в процессах кристаллообразования, изменения натяжения плёнок и т. д., привело к тому, что начиная, примерно, с 5О-х годов XX века, началось распространение этого метода в философии и психологии. Аналитически опираясь на концепцию «Гомоморфизма», предполагающую наличие отношения частичного подобия в отношении «Система - Модель», что позволяет использовать модель в качестве «заместителя» или «представителя» изучаемой системы, аналитиками посчитали, что создание упрощённых моделей систем будет хорошим инструментом проверки истинности и полноты их теоретических описаний. Таким образом, с 5О-х годов XX в. развитие кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ.

Развитие современной философии и психологии в сторону кибернетизированного представления психических процессов в определённой степени предопределялось работами П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Они создали уникальные теоретические модели сложных функциональных физиологических систем человека, содержащие все основные компоненты последующих кибернетических моделей поведения. За сравнительно короткий срок появились математические модели, описывающие процесс обучения, процесс внимания, информационные модели памяти. Моделирование охватило такие наиболее сложные виды интеллектуальной деятельности, такие как игра в шахматы и решение разнообразных задач (А. Ньюэлл, Г. Саймон). Особенно перспективным оказалось понимание психических процессов по аналогии с процессами, осуществляемыми электронными устройствами. Часть авторов пытаются найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства. Этот «компьютерный подход» особенно распространён в современной когнитивной психологии. Других привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности. В этом случае моделирование фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как искусственный интеллект и машинное зрение.

Несмотря на ряд примеров успешного моделирования психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и т. д), в целом преобладает мнение, что для психологических теорий использование одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удаётся дать однозначное описание имеющихся данных. Для того чтобы уменьшить произвольность интерпретаций этих данных, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа.

1.16.1.3. Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой [53] предлагает следующее определение термина «Модель».

Определение термина «Модель».

Термин «модель» обозначает «вспомогательный объект (или система), заменяющий изучающий объект»

1.16.1.4. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля [19] предлагает следующее определение термина «Модель».

Определение термина «Модель».

Модель - «образец в малом виде»

1.16.1.4.2. Производное от этого слова - «моделировать», которое по Далю обозначает исследовать «явления и процессы на моделях, чтобы по результатам опытов судить о процессах, протекающих в натуральных условиях».

1.16.1.5. Термин «Модель», на данный момент рассуждений, мы будем понимать в следующих классификациях его смысловых интерпретаций. «Модель» как термин, употребляемый при описании каких либо процессов, когда мы берем это понятие и говорим: «Модель этого процесса. Смоделируем этот процесс... и т. д.», то в данных случаях мы подразумеваем, что термин «Модель» описывает какую-то целостность, состоящую из абстракций, которые имеют распределение своих структурных единиц, подчиняющихся каким-то присущим только данной целостности закономерностям.

1.16.1.5.1. Достоверность модели по описанию феномена сравнима с точностью описания данной моделью анализируемого феномена. Для модели параметр «Точность описания» анализируемого феномена не является величиной произвольной. Этот параметр имеет социально определённую величину, которую мы обозначаем термином «Социально необходимая точность описания». В модели «Социально необходимая точность описания» анализируемого феномена может компетентно варьироваться только в определённых пределах, обозначаемых как «Шаг изменения точности». Таким образом, достоверность описания данной моделью анализируемого феномена - это величина точности описания анализируемого феномена, необходимая социуму в данной точке его эволюционного развития.

1.16.1.5.2. Для социума точность описания теоретической модели анализируемого феномена большая, чем «Социально необходимая точность» описания анализируемого феномена, вредна так же как точность описания анализируемого феномена, меньшая, чем «Социально необходимая точность» описания анализируемого феномена, которая требуется социуму в его данной точке эволюционного развития для компетентного описания анализируемого феномена. То есть, например, если бы в своё время Коперник имел современный телескоп, то он никогда бы не смог составить математическое описание основных закономерностей движения звёздных тел, так как он бы запутался в частных случаях этих движений. В этом случае, для компетентного математического описания, система была бы слабо описана из-за избыточности изначальных данных. Но, с другой стороны, Коперник никогда бы не смог математически описать основные закономерности движения звёзд, если бы у него вообще не было телескопа. В этом случае для математического описания система была бы слабо описана из-за недостаточности изначальных данных.

Философские концепции, которые нам пришлось сформулировать в главе № 1 для общетеоретического описания существующих в современном естествознании феноменальных проявлений психической деятельности индивидуума

 

1.17.1. В главе № 1 для теоретического описания существующих в современном естествознании феноменальных проявлений психической деятельности нам пришлось:

1.17.1.1. Концептуально сформулировать причины, которые привели современную философию к концептуальному кризису.

1.17.1.2. Логически обосновать введение дополнительного ряда философских концепций, необходимых для компетентного описания фактического ряда феноменальных проявлений человеческой психической деятельности и обозначить концептуальные взаимосвязи, существующие между философскими категориями: «Взаимодействие», «Материальный объект», «Ощущение», «Познание» и их феноменальными составляющими:

1.17.1.2.1. Логически обосновать введение концепции «Номинальной составляющей философской категории «Взаимодействие»» и логически обосновать введение концепции «Феноменальной составляющей философской категории «Взаимодействие»».

1.17.1.2.1.1. Логически обосновать введение формального, терминологического описания этой концепции, которое имеет вид: j = j0 + j1. (1.17.1.2.1.2.) Логически обосновать введение в данную концепцию структурных единиц, обозначенных нами как: j, j0, j1, j1-0, j1(L), j1(S), j1(V), …, j1(t), j1(+t), j1(-t) и j1(±t).

1.17.1.2.2. Логически обосновать введение концепции «Номинальной составляющей философской категории «Материальный объект»» и концепции «Феноменальной составляющей философской категории «Материальный объект»».

1.17.1.2.2.1. Логически обосновать введение формального, терминологического описания концепции «Материальный объект», концепции «Номинальной составляющей философской категории «Материальный объект»» и концепции «Феноменальной составляющей философской категории «Материальный объект»», которое имеет вид: «Материальный объект» = «Материальный объект0» + «Материальный объект1».

1.17.1.2.2.2. Логически обосновать введение в данную концепцию структурных единиц, обозначенных нами: «Материальный объект», «Материальный объект 0», «Материальный объект 1», «Материальный объект 1-0», «Материальный объект 1(L)», «Материальный объект 1(S)», «Материальный объект 1(V)», …, «Материальный объект 1(t)», «Материальный объект 1(+t)» «Материальный объект 1(-t)» и «Материальный объект 1(±t)».

1.17.1.2.3. Логически обосновать введение концепции «Номинальной составляющей философской категории «Ощущение»» и логически обосновать введение концепции «Феноменальной составляющей философской категории «Ощущение»».

1.17.1.2.3.1. Логически обосновать введение формального, терминологического описания этой концепции «Ощущение», имеющей вид: «Ощущение» = «Ощущение0» + «Ощущение1».

1.17.1.2.3.2. Логически обосновать введение в данную концепцию структурных единиц, обозначенных нами как: «Ощущение», «Ощущение 0», «Ощущение 1», «Ощущение 1-0» «Ощущение 1(L)», «Ощущение 1(S)», «Ощущение 1(V)», …, «Ощущение 1(t)», «Ощущение 1(+t)», «Ощущение 1(-t)» и «Ощущение 1(±t)».

1.17.1.2.4. Логически обосновать введение концепции «Номинальной составляющей философской категории «Познание»» и логически обосновать введение концепции «Феноменальной составляющей философской категории «Познание»».

1.17.1.2.4.1. Логически обосновать введение формального, терминологического описания концепции «Познание», имеющей вид: «Познание» = «Познание0» + «Познание1».

1.17.1.2.4.2. Логически обосновать введение в данную концепцию структурных единиц, обозначенных: «Познание», «Познание 0», «Познание 1», «Познание 1-0», «Познание 1(L)», «Познание 1(S)», «Познание 1(V)», …, «Познание 1(t)», «Познание 1(+t)», «Познание 1(-t)» и «Познание 1(±t)».

 

Основные уточнения

 

1.18.1. С учётом того, что социально адаптированная философия создала философские модели только для номинальных концепций «Взаимодействие0», «Материальный объект 0», «Ощущение 0», «Восприятие 0», «Познание 0» и т. д., поэтому её теоретическое обеспечение входит в концептуальное противоречие с феноменальными концепциями «Взаимодействие 1», «Материальный объект 1», «Ощущение 1», «Познание 1» и т. д. Исходя их этого, нам для компетентного философского анализа основных философских категорий: «Взаимодействие», «Материальный объект», «Ощущение» и «Познание», в дальнейшем необходимо:

1.18.1.1. Уточнить социально адаптированное концептуальное понимание категорий «Взаимодействие», «Материальный объект», «Ощущение» и «Познание», формулируемое с позиции социально адаптированной концепции материалистического познания. Найти иллюстрационные варианты социально адаптированного проявления феноменальных составляющих основных философских категорий.

1.18.1.2. Концептуально сформулировать новую философскую модель философской категории «Взаимодействие» с учётом её формального описания: «Взаимодействие» = «Взаимодействие0» + «Взаимодействие1-0» + «Взаимодействие1(t)».

1.18.1.2.1. Найти иллюстрационные варианты социально адаптированного проявления феноменальных составляющих основной философской категории «Взаимодействие»: «Взаимодействие1», «Взаимодействие1-0», «Взаимодействие1(L)», «Взаимодействие1(S)», «Взаимодействие1(V)»,..., «Взаимодействие1(t)», «Взаимодействие1(+t)», «Взаимодействие1(-t)» и «Взаимодействие1(±t)».

1.18.1.3. Концептуально сформулировать новую философскую модель философской категории «Материальный объект» с учётом её формального описания: «Материальный объект» = «Материальный объект0» + «Материальный объект1-0» + «Материальный объект1(t)».

1.18.1.3.1. Найти иллюстрационные варианты социально адаптированного проявления феноменальных составляющих основной философской категории «Материальный объект»: «Материальный объект1», «Материальный объект1-0», «Материальный объект1(L)», «Материальный объект1(S)», «Материальный объект1(V)»,..., «Материальный объект1(t)», «Материальный объект1(+t)», «Материальный объект1(-t)» и «Материальный объект1(±t)».

1.18.1.4. Концептуально сформулировать новую философскую модель философской категории «Ощущение» с учётом её формального описания: «Ощущение» = «Ощущение0» + «Ощущение1-0» + «Ощущение1(t)».

1.18.1.4.1. Найти иллюстрационные варианты социально адаптированного проявления феноменальных составляющих основной философской категории «Ощущение»: «Ощущение1», «Ощущение1-0», «Ощущение1(L)», «Ощущение1(S)», «Ощущение1(V)»..., «Ощущение1(t)», «Ощущение1(+t)», «Ощущение1(-t)» и «Ощущение1(±t)».

1.18.1.5. Концептуально сформулировать новую философскую модель философской категории «Познание» с учётом её формального описания: «Познание» = «Познание0» + «Познание1».

1.18.1.5.1. Найти иллюстрационные варианты социально адаптированного проявления феноменальных составляющих основной философской категории «Познание»: «Познание 1», «Познание1-0», «Познание1(L)», «Познание1(S)», «Познание1(V)», …, «Познание1(t)», «Познание1(+t)», «Познание1(-t)» и «Познание1(±t)».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...