Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовное попечение о глухих людях в Русской Православной Церкви в период с 988 по 1917 год




Духовное просвещение людей с нарушением слуха в России имеет многовековые традиции. Попечением о глухих занимались русские князья, священнослужители, государственные деятели и другие благодетели[21].

В некой степени духовное просвещение инвалидов по слуху начинается с Крещения Руси, со времен святого князя Владимира. В то время оно являлось частью системы общественного призрения и ограничивалось самыми элементарными понятиями. Люди, имеющие физические недостатки (хромые, слепые, глухие и др.), значились под наименованием «убогих»[22].

Отечественные исследователи истории сурдопедагогики Басова А. Г. и Егоров С. Ф. утверждают, что понятие «глухоты» на Руси было известно с глубокой древности, о чем свидетельствуют сохранившиеся следы в русском языке. Дифференцированные понятия о глухоте говорят о достаточно отчетливом представлении русских людей уже в далекой древности об этом недуге, его особенностях и последствиях для развития человека. Здесь сказалось влияние Византии, так как частично использовались понятия, заимствованные из греческого языка. В русском языке отразились как определения дефекта слуха, так и степень его утраты: «Характерным для тех далеких времен было то, что в понятиях глухоты и немоты различались состояние и степень дефекта: глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие»[23].

За 25 лет своего христианского правления равноапостольный князь осуществил не только внешнюю христианизацию Руси, но реально, деятельно выполнил «свое исключительное служение как главы христианского народа, чтобы воплотить осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь народа»[24].

Самый ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов «Повесть временных лет» свидетельствует о делах милосердия крестителя Руси, которые соответствуют заповедям Божиим, призывающим творить милостыню, любить всем сердцем Бога и ближнего, как самого себя: «Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что “немощные и больные не могут добраться до двора моего”, приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной, нищий или кто не может ходить?”. И раздавали тем все необходимое»[25].

О том же свидетельствует митрополит Киевский Илларион, в своем труде «Слово о Законе и Благодати» он приносит похвалу князю Владимиру за его неслыханное и невиданное милосердие: «К тому же, кто расскажет о многих твоих ночных милостях и дневных щедротах, которые убогим творил (ты), сирым, болящим, должникам, вдовам и всем просящим милости. Ибо слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: “Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: грехи твои милостями очисти и неправды твои — щедротами нищим”. То, что слышал ты, о пречестный, не для слуха оставил, но делом исполнил сказанное: просящим подавал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников выкупал, рабам свободу давал. Ведь твои щедроты и милости и ныне среди людей поминаются, паче же пред Богом и ангелами Его»[26]. В милосердии великого князя святитель Илларион видит исполнение заповедей Христа Спасителя, реально воплощенных в его государственной деятельности.

Активно занимаясь личной благотворительностью, святой равноапостольный великий князь Владимир передал общественное призрение убогих и неимущих на попечение церковной власти, о чем свидетельствует Церковный устав князя Владимира: «А се суть церковные людие: игумен, поп, дякон и кто во клиросе, чернец, черница (проскурница), попада, попович, лечец, прощеник, задушьный человек, манастыреве, больници (больнии), гостинници, страноприемници. То люд церковный, богадельный, митрополит или епископь, ведает межи ними суд или обида которая (которую кольвек), задницал»[27].

Тем же уставом устанавливалось, чтобы десятая часть доходов передавалась церквам, монастырям, богадельням, в которых должны содержаться убогие[28].

По примеру князя Владимира и другие князья активно занимались благотворительностью. Особо можно отметить великого князя Ярослава Мудрого, которым в Новгороде было открыто первое училище для бедняков, а также Владимира Мономаха, завещавшего своим детям: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»[29].

Со времени Крещения Руси до Петровских реформ дело милосердия и благотворительности, «общественного призрения» находилось в попечении Церкви[30].

Нищие, слепые и хромые, называемые «убогими», причислялись к церковным людям, да и само слово «убогие» свидетельствовало об особом Божественном промысле и попечении об этих людях. И хотя попечение в своей основе имело социальный характер (кормить голодных, лечить болящих, давать приют бездомным и т. д.), оно, конечно, было неразрывно с духовным просвещением опекаемых.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании глухонемых детей в это время имел Киево-Печерский монастырь, в котором был накоплен большой опыт их воспитания. Уже при преподобном Феодосии Печерском при монастыре был организован дом для слепых, глухих, немых и хромых с церковью святого архидиакона Стефана. На содержание этого дома преподобным Феодосием выделялась десятая часть доходов монастыря.
Подобные дома призрения открывались и в таких городах, как Новгород, Псков, Ростов, Смоленск и многих других. Усилиями князей, епископов и монастырского руководства учреждались приюты, больницы, богадельни для сирот, нищих и странников[31].

До XVIII века духовно-нравственное просвещение глухих не имело систематического подхода и в основном осуществлялось через труд и подражание поведению людей с сохранным слухом. В 1763 году в Москве был открыт «Воспитательный дом», приютивший значительное количество детей с нарушением слуха. Его открытие можно считать началом систематического воспитания и обучения глухих детей в России.

В 1806 году после встречи императрицы Марии Феодоровны в Павловском парке с глухим мальчиком она решила основать в Павловской крепости Бин опытное училище для глухонемых на несколько мест, а в 1810 году — уже полноценное Санкт-Петербургское училище глухонемых с преподаванием Закона Божия.

За время существования училища в нем трудились и служили выдающиеся преподаватели, воспитатели и священнослужители. Они разработали уникальные методики обучения глухих, составили различные учебные пособия. Особый интерес представляют труды, посвященные изучению Закона Божия, Священной истории, богослужению, молитвенной практике, духовно-нравственному воспитанию глухих. Использовался и опыт ведущих зарубежных специалистов, в частности Парижского института глухонемых.

К вступлению на престол императора Николая II в России уже находилось несколько училищ для глухонемых, был накоплен опыт, необходимый для преобразований в области сурдопедагогики. За время правления царя-страстотерпца Николая II была создана развитая сеть учебных заведений для глухонемых, во многих городах были открыты специальные школы и училища[32].

В 1892 году училище для глухонемых было открыто и в Саратове, но вскоре из-за недостатка средств оно было закрыто и открылось вновь только в 1909 году[33].

Уже в XIX веке в России глухие получали начальное образование, трудовую подготовку и духовно-нравственное воспитание в специализированных учебных заведениях. Часто именно по инициативе священников и епархиальных архиереев открывались начальные школы для глухих и специальные отделения для них при обычных школах. Глухие получали полноценное, разностороннее образование и воспитание.
Но за советский период многолетней государственной атеистической пропаганды и открытых гонений на Русскую Православную Церковь этот опыт духовного просвещения глухих был утрачен, так как запрещалась всякая социально-общественная и образовательная деятельность Церкви. Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» было запрещено «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы»[34].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...