Стимул может вызывать неадекватные реакции.
3. Стимул может не вызывать реакции. Данное неоднозначное «поведение» человеческого процесса возникновения «Чувственного феномена» определяет аналитическое противоречие философской категории «Восприятие». В своей монографии П. Милнер определяет характер и формы неоднозначности «поведения» процесса психической деятельности человека, обозначенного философской категорией «Восприятие», или процесса человеческого восприятия как своеобразного феномена. Данную феноменальную неоднозначность «Восприятия» он ставит в логическую зависимость от намерений, прошлого опыта, мотивации и т. д., воспринимающих этот стимульный ряд человека. Если абстрагироваться от наипростейшей формы «Рецепторно-Стимульного Взаимодействия», рассматриваемого автором, до более сложных форм взаимодействия, например, взаимодействие адекватного рецепторного обеспечения взаимодействующей сенсорной системы человека со стимульным рядом, то мы увидим, что и в этом случае проявляется феномен такого же неоднозначного поведения анализируемого механизма. Вследствие этого, мы вправе предположить, что неоднозначность поведения «Восприятия», которую нам предлагается воспринимать как противоречие, мы определяем как системную закономерность функционирования процесса психической деятельности человека, обозначенного философской категорией «Восприятие». 2.17.4. Разложим данную системную закономерность функционирования процесса психической деятельности человека, обозначенного философской категорией «Восприятие», на варианты, описывающие её проявление. Аналитически мы имеем три варианта проявлений восприятия человеком адекватного стимула, которые будут описывать весь спектр проявлений закономерностей его изменения:
2.17.4.1. 1-й вариант «Восприятия» человеком адекватного стимула. Если мы имеем случай взаимодействия, когда стимул может вызывать у человека адекватную реакцию воспринимаемой сенсорной системы, то у человека возникают «Адекватные ощущения». Таким образом, мы имеем дело как бы со стандартным, социально адаптированным случаем реализации «Механизма восприятия». Поэтому можно сказать, что в данном случае адекватное «Ощущение» будет являться как бы «продуктом» или социально адекватной интерпретацией «Взаимодействующей пары», которую мы обозначим как: «Стимульный ряд - Человек». Процесс реализации ими закономерностей совместного взаимодействия мы обозначили как «В. № 1». 2.17.4.2. 2-й вариант «Восприятия» человеком адекватного стимула. Если мы имеем случай взаимодействия, когда стимул может вызывать у человека неадекватную реакцию воспринимаемой сенсорной системы, то у человека возникают «Ощущения», которые критически отличаются от ожидаемых, - «Неадекватные ощущения». Таким образом, мы имеем дело как бы с непривычным, нестандартным случаем реализации «Механизма восприятия». Поэтому неадекватное «Ощущение» будет являться как бы социально неадекватной интерпретацией «Взаимодействующей пары», которую мы обозначим как «Стимульный ряд - Человек». Процесс реализации ими закономерностей совместного взаимодействия мы обозначили как «В. № 2». 2.17.4.3. 3-й вариант «Восприятия» человеком адекватного стимула. Если мы имеем случай взаимодействия, когда стимул не вызывает реакции, то есть не вызывает ощущения этого стимульного ряда. Таким образом, мы имеем дело как бы с нестандартным случаем реализации «Механизма восприятия», поэтому отсутствие «Ощущения» тоже будет являться как бы социально неадекватной интерпретацией «Взаимодействующей пары», которую мы обозначим как «Стимульный ряд - Человек». Процесс реализации ими закономерностей совместного взаимодействия мы обозначили как «В. № 3».
2.17.4.4. С нашей точки зрения, вышеописанное противоречие является в большей степени противоречием относительно нашего привычного, сложившегося стереотипа в понимании процесса человеческого «Восприятия». Дело в том, что человек, анализирующий данный вопрос, привык к анализу «Процесса восприятия» с позиции преобладающего, социально адаптированного «Способа восприятия», соответствующего описанию в «1-м варианте восприятия человеком адекватного стимула» («В. № 1»). Все остальные проявления вариантов «Восприятий» («В. № 2» и «В. № 3» - социально неадекватные варианты восприятий), обычно или исключаются из анализа вообще, или туманно маскируются под нечто аналитически не совсем ясное, так как данные варианты восприятия имеют место в жизни человека, но проявляются спонтанно и он не понимает закономерностей в их проявлениях при существующем социально адаптированном методе их анализа.
Теоретическая конкретизация философской концепции «Ощущение» с учётом алгоритма формирования у «Субъекта познания» феноменальной чувственной категории, подходящей под определение категории «Ощущение»
2.18.1. При создании теоретической формулировки определения категории «Ощущение», классические аналитики используют ленинскую концепцию возникновения ощущения, которая теоретически сводится к форме взаимодействия: «Материя» + «Взаимодействие» + «Субъект познания» = «Ощущение» (2.15.2.1), где за счёт увеличения теоретической конкретизации концептуальной формы субъектов взаимодействия - «Материи» и «Субъекта познания» исходное выражение приобретает следующую формальную форму: «Физический объект» + «Взаимодействие» + «Субъект познания» = «Ощущение» (2.16.7.2.1). Исходя из того, что описываемое «Взаимодействие» трактуется «Классической философией» только как «Рецепторное взаимодействие», мы можем говорить о том, что логика классического подхода к пониманию человеческого механизма «производства» ощущений предполагает, что у «Индивидуума» не весь возникающий массив «Чувственных феноменов» будет соответствовать по определению философской категории «Ощущение». Концептуальное ограничение в философском определении философской категории «Ощущение» мы обозначим как вывод.
Вывод 2.18.2.1. Из всего массива чувственного многообразия, существующего у индивидуума, был выделен подмассив его чувственных проявлений, который концептуально можно связать с активностью рецепторного обеспечения воспринимаемой сенсорной системы. 2.18.3. При существующем сейчас неведении относительно связи между нервной активностью и ощущением классический подход к формированию философской концепции «Ощущение», существующая сегодня «Классическая философия» концептуально требует, чтобы из всего массива чувственного многообразия, существующего у индивидуума, мы понимали под категорией «Ощущение» только те проявления чувственного феномена, которые возникают у «Субъекта взаимодействия» при адекватной реализации им «Взаимодействия», происходящего по типу: «Стимул» + «Рецепторное обеспечение «Субъекта взаимодействия»». Таким образом, «Структура механизма реализации взаимодействия», происходящего между «Материей» и «Субъектом взаимодействия», предполагает, что только реализация «Рецепторного взаимодействия» происходящего между «Стимульным рядом» и «Адекватным рецепторным обеспечением» воспринимающей «Сенсорной системы «Субъекта взаимодействия»» является необходимым условием для формирования у «Субъекта познания» феноменальной чувственной категории, подходящей под определение категории «Ощущение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|