Порицаемо или одобряемо давать обет Аллаху?
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Обеты и клятвы.
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Содержание: Вступление. Стр.: 2. Порицаемо или одобряемо давать обет Аллаху? Стр.: 2. Виды обетов. Стр.: 3. Условием действительности обета, является его произнесение вслух. Стр.: 5. Порицаемые и запретные виды обетов. Стр.: 5. Обеты связаные с отстранением от грехов. Стр.: 6. О уточнении с чем связан обет, чтобы там не было запретного и ширка. Стр.: 6. О искупление не выполненого обета. Стр.: 7. Нужно ли возмещать обет, который дан в ослушании Аллаху? Стр.: 7. Посвящение своего обета не Аллаху является ширком. Стр.: 8. Видео об Обете. Стр.: 10. Исполнить клятвы обеты за покойного мусульманина. Стр.: 11. Сахих Муслима. 23. Книга об Обетах. Стр.: 11. 13. Верность обету повиновения. Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Стр.: 13. 14. Кто дал обет или поклялся и сказал "ин шаа Аллах" и не выполнил обет или клятву, то нет на нем ничего. Стр.: 13. Нарушение клятвы и искупление (каффара). Стр.: 14. О искуплении ложной клятвы. Стр.: 19. Достаточно ли для искупления нарушенной клятвы накормить детей? Стр.: 19. О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом. Стр.: 20. Хукм не выговоренной вслух клятвы Стр.: 21. О многочисленности клятв. Стр.: 22. О клятве от Имени Аллаха. Стр.: 25. 22. Можно ли говорить: «Клянусь Аллахом, я воспитаю тебя, душа!». Стр.: 27. Принесении клятвы о том, что человек считал верным, но потом оказалось, что это не так. Стр.: 27. Принесение клятвы, когда клянутся не Аллахом. Стр.: 29. О клятве жизнью Корана. Стр.: 34. Можно ли клясться Кораном? Стр.: 35. Клятва на Коране. Стр.: 36.
Если человек дал обет отправиться к одной из трех мечетей. Стр.: 37. Хадисы из книги Булуг Аль Марам. Книга 13 Клятвы и обеты. Стр.: 38. Хадисы из мустасара Сахиха Бухари. Стр.: 42.
_______________________________________________________________________
Вступление.
Обет (Назр)- это одно из видов поклонения, которое является обязательным посвятить только одному Аллаху, у которого нету сотоварищей. А если же его посвятить кому-то кроме Аллаха, то это является ширком (многобожием), которое выводит человека из религии.
Аллах Всевышний говорит в Куране: "Они выполняют свои обеты и боятся дня, в котором зло распространиться". (Сура аль-Инсан, 7).
Человек, давший обет Аллаху, обязан его выполнить. За невыполнение обета следует искупление: освобождение раба, если нет раба, то кормление 10 бедных, если нет возможности, то пост 3 дня подряд.
Аллах Всевышний говорит: "Что бы вы не расходовали, какие бы обеты не давали Аллах знает об этом". (Сура аль-Бакара, 170).
Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал: "Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, то пусть не делает этого". Назр, языковое значение – обязывать себя чем-то из действий. Назр, его шариатское значение – это обязывать себя поклонением, которым не обязал шариат в основе.
______________________________________________________ Порицаемо или одобряемо давать обет Аллаху?
Существует разногласие, однако я придерживаюсь того, что обет является вещью порицаемой, в том, случае, когда муслим делает для себя исполнение чего-либо обязательным. Так как в этом трудность для него.
Пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал: "Поистине обет не приходит с добром".
Однако если дал обет подчинятся Аллаху, то следует выполнять его до конца.
Однако возникает вопрос: если обет - поклонение, то как он может быть макрух (нежелательный)?
Шейх аль-'Усеймин говорил: "Из аята (сура аль-Инсан, 7) следует то, что Аллах хвалит тех, кто выполняет обеты, т.е. это любимо Аллаху, а всё что любит Аллах есть поклонение. Знай, что тот обет, который похвалил Аллах Всевышний - это обет тех, который связан с выстаиванием обязательных видов поклонений, которыми Аллах обязал Своих рабов. Так как совершать поклонение, которым обязал себя мусульманин, является обязательным. Так Аллах Всевышний говорит: "Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Каабы". (сура аль-Хадж, 29). А обет, которым человек обязывает себя и свою душу, не является из предписанных обязательных видов поклонения, то такой обет будет порицаемым (макрух), а некоторые из учённых говорили о таком запрете - харам. Так как пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, запрещал обеты, сказав: "Поистине обет не приходит с добром, и поистине, он исходит только от скупого". (приводит имам аль-Бухарий, 6608, 6693 и имам Муслим, 1639, от ибну 'Умара) Но вместе с тем, если дал обет подчинятся Аллаха, то нужно подчиняться Ему, следуя словам пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия..." (конец слов шейха Усеймина). Этого мнения так же придерживался ибн Баз, да помилует его Аллах и учённые до него.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях». аль-Бухари в “ат-Тарих” 2/97. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3124. В другой версии сказано: «Не поступайте по отношению к себе сурово, ибо тогда и Аллах станет поступать с вами сурово!».
Имам ас-Саффарини в отношении этого хадиса сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность в вопросах религии и сообщил, что когда раб Аллаха проявляет к себе чрезмерность сверх того, что от него требуется, то это является причиной, из-за которой к нему начинает проявлять строгость Аллах, либо путем предопределения, либо путем шариатским! Строгость в отношении раба посредством шариата проявляется в обязательности выполнения обетов, которые могли быть тяжелыми, но которыми себя обязал человек. А что касается суровости посредством предопределения, то к этому относятся поступки людей, подверженных сомнениям и наущениям (уас-уас). Поистине, эти люди поступали по отношению к себе сурово, по причине чего эти наущения вернулись к ним через предопределение, взяли над ними верх и стали их неотъемлемым качеством”. См. “Шарх сулясият” 1/380.
______________________________
Виды обетов.
Назр бывает двух видов, как об этом упомянул шейх Солих али Шейх (да сохранит его Аллах) когда разбирал книгу «Китабу ат-таухид»:
Первый вид: Абсолютный назр – это когда раб обязывает самого себя на поклонение Аллаху ни с чем не связывая, как например: «Я даю Аллаху обет помолиться два ракаата или поститься» и т.д. Не обуславливая ничем этот назр. В основе своей, назр давать не обязательно, но если уже дал, то является обязательно выполнить его, поскольку - это поклонение Аллаху и Аллах похвалил тех, которые исполняют обеты, сказав: «Они исполняют обеты и бояться Дня, зло которого разлетается» Аль-инсан, 7
Второй вид: Связанный назр – это когда раб обязывает самого себя, на поклонение Аллаху, связывая это с чем-то. Например: «Если же Аллах меня излечит, то я даю Аллаху обет, что дам садака (милостыня) тому-то и тому-то» или «Если я успешно сдам экзамены, то даю обет Аллаху, что я буду выстаивать ночные молитвы». Как будто он этим самым ставит условие Аллаху, говоря: «О, Аллах! Если ты мне дашь то и то, я буду поститься ради тебя» или «Если ты излечишь мою супругу, то я сделаю то и то». Вот сама такая форма назра – порицаема. Не желательно давать назр таким образом, а если уже дал, то обязательно нужно выполнить.
Сказал шейх Салих Али Шейх, комментируя слова Мухаммада ибну Абдиль Ваххаба об обете из книги " Усулю саляса ": Ан-назр - это когда раб берет для себя обязательным то, чем не обязал его Аллах. Иногда это бывает "назру мутлякъ" (безусловный обет), а иногда "назру мукъайад" (обусловленный обет) с сопоставлением (т.е. требованием чего либо взамен). Что касается "назру мутлякх" то он не из порицаемого, а "назру мукъайад" - порицаем (а по мнению одних ученых - запретен). Поэтому большинство ученых находили сомнительным сущность назра как поклонение с тем, что оно порицаемо. По этому поводу есть слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Поистине, назр не приходит с добром, и истекает только от ленивого". (Бухари 6608, 6693; Муслим 1640, 1639).
И сказали ученые: "Как может быть назр поклонением, когда он является порицаемым?". Ответ: "Мы говорим, что эта сомнительность не пришла в основе, т.к. назр делится на два вида: Первый: не бывает с сопоставлением (т.е. требованием чего-либо в замен), и это не порицаемо. Это есть - братья на себя обязательным поклонение Аллаху без требования взамен. Как к примеру сказать: Я беру на себя обет перед Аллахом выстаивать ночные молитвы в 10 ракаатов (без требования взамен). И это похвальное обязывание себя к поклонению, которое не было обязательным, без требования чего-либо взамен. Второй: Когда просишь что-то в замен, он является порицаемым (по мнению некоторых ученых - запретным), к примеру говорить так: Если Аллах исцелит моего больного, то я буду поститься день или если я получу успех в каком-то деле то совершу намаз в два ракаата". Это обязывание себя чем-то, которым ты как бы заключаешь сделку. Подобно тому, как сказать: Если ты дашь мне, я совершу намаз для тебя и тому подобное. Как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "..истекает только от ленивого", потому что муъмин подчинившийся своему Господу не поклоняется Аллаху ради платы или возмещения, а поклоняется потому что Аллах, Свят Он и Велик, заслуживает поклонения.
Сказал шейх 'Усаймин (рахимаху-Ллах): "Следует знать, что обет в основе нежелателен, а некоторые ученые даже сказали, что он запрещен. Они говорят, что человеку запрещено давать обет, ибо этим самым человек возлагает на свою душу то, чем ее не обязал Аллах Всевышний. Поэтому, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил давать обеты и сказал: «Поистине, обет не приносит блага, а служит лишь средством, позволяющим получить что-нибудь от скупого». [аль-Бухари, 6692-6694; Муслим, 1639, 1640].
Но если обет уже был дан, то он может быть трех видов:
1. Обет, который несет постановление клятвы - это такой обет, который дается человеком для подтверждения чего-либо. Например, человек рассказывает людям о чем-то, однако они не верят ему. Тогда он говорит: ″Если я лгу, то тогда я даю обет Аллаху поститься целый год″. Этот обет по сути является клятвой, ибо, давая его, человек имел намерение подтвердить правдивость своих слов. Сюда также относятся слова человека: ″Если я не сделаю того-то и того-то, то даю обет Аллаху поститься целый год″. Давая такой обет, человек желает побудить себя к выполнению данного поступка.
Такой обет также несет постановление клятвы. Доводом является хадис: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)». [аль-Бухари, 1; Муслим, 1907]. Такой человек, давая обет, имел намерение клятвы, и ему будет лишь то, что он намеревался совершить.
2. Запрещенный обет - к этому виду относятся такие обеты, давая которые, человек собирается совершить нечто запрещенное. Например, человек говорит: ″Даю обет Аллаху, что выпью вино″. Это – запрещенный обет, ибо человеку запрещено пить вино. Такой обет запрещено выполнять. И по более правильному мнению его нужно искупить так же, как искупается клятва.
3. Обет совершения какого-либо поклонения - то есть, человек дает обет совершить что-либо благое. Например, говорит: ″Я даю обет Аллаху поститься в дни полнолуния″. В таком случае человек должен обязательно выполнить свой обет. Ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему». [аль-Бухари, 6696]. Если же обет включает в себя как благое, так и запретное, то человек обязательно должен выполнить благое, а запретное не выполняется. После этого он должен искупить свой обет так же, как искупается клятва". Шарх "Рияд ас-Салихин", т.2, хадис №152.
______________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|