Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. О том, кто дал обет добраться до Каабы пешком.




 

Хадис 1014. Передают, что "Укба ибн 'Амир,сказал: «[Когда-то] моя сестра дала обет дойти до Дома Аллаха босиком и велела мне спросить, что ей [об этом] скажет посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует. Я спросил его, и он сказал: "Пусть и идёт, и едет верхом"».

 

Хадис 1015. Передают со слов Анаса, что [однажды] пророк да благословит его Аллах и да приветствует увидел старца, который шёл, опираясь на двух своих сыновей, и спросил: «Что случилось с этим [старцем]?» [Ему] сказали: «Он дал обет идти пешком». Тогда [пророк да благословит его Аллах и да приветствует] сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах не нуждается в том, чтобы он подвергал себя мучениям», и велел ему ехать верхом.

 

Глава 4. Запрещение давать обеты [и указание на то, что обет] ничего отвратить не [может].

 

Хадис 1016. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк да благословит его Аллах и да приветствует запретил давать обеты и сказал: «Поистине, [обет] не приносит блага, а служит лишь [средством], позволяющим [получить что-нибудь] от скупого».

 

Хадис 1017. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Поистине, обет не приблизит к сыну Адама того, что Аллах ему не предопределил, однако [бывает так, что] обет совпадает с предопределением и становится [средством] извлечения из скупого того, [с чем] он не хотел [расставаться]».

 

 

Глава 5. Обет не [следует] выполнять, ни [в том случае, когда для этого потребуется] ослушаться Аллаха, ни [тогда, когда] раб [Аллаха пообещал распорядиться] тем, что ему не принадлежит.

 

Хадис 1018....['Имран ибн Хусейн также] сказал: «[А потом] в плен попала одна женщина из числа ансаров, и [вместе с ней] была захвачена аль-'Адба [кличка верблюдицы, которая стала принадлежать пророку да благословит его Аллах и да приветствует]. Эту женщину держали связанной, что же касается скота людей, [которые её захватили], то они оставляли его на отдых перед своими домами. [Однажды] ночью [женщине удалось] освободиться [от верёвок], и когда она приблизилась к верблюдам, они начали реветь. Тогда она [удалилась] от них и подошла к аль-'Адбе, которая не заревела, поскольку была обученной верблюдицей. [Потом] она села ей на круп, прикрикнула на неё и двинулась [в путь]. [Узнав об этом, люди, у которых она находилась, пустились за ней вдогонку, но аль-'Адба бежала так быстро, что] измотала [верблюдов преследователей]. И [эта женщина] дала Всемогущему и Великому Аллаху обет, что принесёт [аль-'Адбу] в жертву, если Аллах спасёт её, [а когда она вернулась домой, люди] пришли к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует и рассказали ему об этом. [Выслушав их, пророк да благословит его Аллах и да приветствует] воскликнул: "Преславен Аллах! Как плохо вознаградила её [эта женщина], давшая Аллаху обет, что принесёт [аль-'Адбу] в жертву, если Аллах спасёт её! Обет не [следует] выполнять, ни [тогда, когда для этого потребуется] ослушаться Аллаха, ни [тогда, когда] раб [Аллаха пообещал распорядиться] тем, что ему не принадлежит"».

 

Глава 6. Об искупительных действиях за [невыполнение данного] обета.

 

Хадис 1019. Передают со слов 'Укбы ибн 'Амира,что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Искупление за [невыполнение данного] обета [должно быть таким же, как] искупление за [нарушение] клятвы»*.

 

*[В Коране сказано: «Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы, но взыщет с вас за то, в чём вы [поклялись намеренно]. Во искупление [нарушения клятвы следует] накормить десять неимущих тем, чем вы [обычно] кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба, тот же, кто не найдёт [возможности сделать это, должен соблюдать] пост три дня» (5:89).

 

______________

 

13. Верность обету повиновения. Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху* повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)». Ахмад и аль-Бухари.

*(Здесь имеется в виду обет совершить нечто угодное Аллаху).
Таким обетом является вменение рабом Аллаха в обязанность самому себе повиноваться Аллаху, что он может сделать без особого повода, например, сказав: «Ради Аллаха следует мне…”, или: «Я дал Аллаху обет построить мечеть”, или: «Я дал Аллаху обет поститься столько-то”, или: «Я дал Аллаху обет раздать столько-то в качестве садаки”. Можно дать обет и по какому-нибудь поводу, например пообещав сделать что-либо в случае появления отсутсвующего человека, или исцеления больного, или достижения цели, или устранения ненавистного, и тогда этот обет обязательно нужно выполнить после осуществления желаемого.

В данном хадисе речь идёт обо всех видах проявления повиновения Аллаху или же религиозных обязанностях (та‘ат). Если человек даёт обет повиноваться Аллаху в чём-либо обязательном или желательном, такой обет непременно нужно выполнить. В данном случае говорить об искуплении недопустимо, поскольку выполнение такого обета, в соответствии с велением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое содержит в себе этот хадис, является обязательным. Обязательно это и в силу того, что, воздавая хвалу тем, кто верен своим обетам, Аллах Всевышний сказал: «Они* верны своим обетам…» «Человек”, 7. *Имеются в виду праведники.
Вместе с тем о нежелательности давать обеты свидетельствует то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретивший делать это, сказал: «Поистине, (обет) не приносит блага, если не считать того, чего с его помощью можно добиться от скупого». Аль-Бухари и Муслим.
Если говорить об обете неповиновения, то рабу Аллаха обязательно нужно отказаться от ослушания своего Господа, даже если он и дал обет поступать так.
Что же касается прочих видов обетов, в том числе обета неповиновения, дозволенного обета или обета, данного во время спора или в гневе, то на них распространяются те же установления, что и на случаи нарушения клятвы. Иными словами, их неисполнение требует искупления, поскольку они подобны клятвам, а Аллах знает об этом лучше.

 

Источник: книга Шейха ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

 

 

__________________________________________

14. Кто дал обет или поклялся и сказал "ин шаа Аллах" и не выполнил обет или клятву, то нет на нем ничего.

Был спрошен выдающийся ученый шейх Абд уль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах): «Если человек поклялся или дал обет, затем сразу после этого сказал "Ин шаа Ллаh" (Если пожелает Аллах), и не выполнил то, на что он давал обет или клялся, лежит ли на нём обязанность искупления?»

 

Шейх ибн Баз ответил: «Правильно, что нет на нем искупления. Если сказал: "Клянусь Аллахом я непременно сделаю то-то, ин шаа Ллаh"; или сказал: "Даю обет Аллаху непременно сделать то-то, ин шаа Ллаh", то нет ничего на нем. Потому что желание (имеет в виду то, что он сказал ин шаа Аллаh) дает ему облегчение и выход. И в достоверном хадисе говорит (Пророк) да благославит его Аллах и приветсвутет: "Кто сказал в клятве "ин шаа Ллаh", то нет на нем греха (или его клятва не считается нарушенной)"».

Ссылка на источник: http://www.binbaz.org.sa/noor/3184

 

Ибн Аби Шейба (да помилует его Аллах) в "аль-Мусаннаф" приводит от нескольких сподвижников (да будет доволен ими Аллах) подобные ответы. Из современных ученых также ответили шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах) и шейх Фалих аль-Харби (да сохранит его Аллах).

________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...