Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Могилёв 2003. Социальная философия.   Тема основные проблемы и понятия социальной философии. Литература




 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

Могилёвский государственный технический университет

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

для самостоятельной подготовки

студентов-заочников

 

 

Могилёв 2003

 

Составитель ст. преп. Батюков А. Н.

 

     СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов-заочников. -Могилев: УО МГТУ, 2003 - 24с.

     В данном выпуске методических указаний по курсу " Философия" рассматривается социальная философия для изучения студентами-заочниками.

    Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин УО МГТУ " 27" мая 2003г. протокол N 10

     Рецензент                                                    доц. Макаревич Г. А.

 ст. преп. Лисовой А. Л.

       

               Редактор                                                                     Наумович Л. А.

Рекомендовано к опубликованию комиссией методического совета

 УО МГТУ.

 

 

   Ответственный за выпуск доц. Лопацкий Ю. Н.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

C Составление А. Н. Батюков, 2003

 

 

 

    

 

 

  Тема Основные проблемы и понятия социальной философии

 

  1 Место социальной философии в системе философского знания. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

  2 Основные исследовательские программы в обществознании.

 

Литература

 

1 Арон Р. Этапы социологической мысли. -М., 1993.

2 Барулин В. С. Социальная философия. -М., 1999.

3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

4 Социальная философия: Хрестоматия.. -М., 1994. -Ч. 1–3

5 Социология: краткий тематический словарь. -Ростов н/Д., 2001.

 

     1 Место социальной философии в системе философского знания

 

Философия – чрезвычайно обширная область знания, в рамках которой осуществляется осмысление человеком практически всех сторон бытия. Причем её идейные построения обладают, с одной стороны, огромной притягательной силой, с другой – выражают естественную потребность человека совершить теоретический анализ реальности, т. е. как бы понять мир. Мир человека это мир его сознания, мир природы, в которой он черпает источники своего существования; и также это мир общественных отношений – связей, объединяющих индивида с другими людьми. Стремление к оценке и критическому осмыслению общественного бытия сопровождало человека на протяжении всей его истории, в результате чего человечество накопило огромный багаж знаний, мыслей и идей относительно социального устройства общества. В первую очередь эти идеи касались возможности построения идеального, либо максимально справедливого общества, что указывает на особый статус социально-философской мысли в общей системе философского знания – в рамках данного раздела осуществляется не только философская рефлексия по проблемам общественного бытия, но также зачастую социальная философия ориентирована на принесение конкретной практической пользы человеку, указывая ему на глубинную сущность социальных отношений, на возможности их нормализации и прогностики.

В целом, как мы видим, социальная философия представляет собой особый раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества. В рамках данного раздела рассматривается отличие общества от природы, понятие государства и отношение к нему, социология религии, морали, духовной культуры. Выявляются основные подходы интерпретации общества в истории философской мысли, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл истории, направленность общественных процессов, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в историческом процессе. Т. е. предметом социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия.

    Российский философ В. С. Барулин выделяет две основные позиции, с которых может быть определена предметная область социальной философии. Первую позицию он характеризует как философское рассмотрение общества, выделяя, что в этом случае «социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека». Вторая позиция – это своеобразное общественное рассмотрение философии, это область социального обоснования философских проблем.

Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизующейся системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимости философской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет и не может отменить задачи философского исследования общества.

Если же рассуждать об истории возникновения, эволюции и становления данной области знания, то стоит отметить, что философское осмысление проблем общественного бытия имело место, пожалуй, во всякое время и было естественным образом подчинено тем исследовательским программам, которые являлись доминирующими в соответствующую эпоху. Смысл и направленность исторического процесса, проблема построения идеального или хотя бы справедливого общества, характер взаимоотношений между личностью и обществом, причина возникновения общества и общественных отношений – в скрытой или явной форме, эти и иные смежные вопросы одинаково волновали античного грека, средневекового европейца или китайца и, следовательно, являлись неотъемлемой частью философствования вообще. Первые же собственно философские сочинения в данной области были созданы великими мыслителями античности – Платоном (427 – 347гг. до н. э. ) и Аристотелем (384 – 322гг.

до н. э. ). В эпоху европейского средневековья социально-философская, равно как и вся философская мысль, была подчинена богословскому дискурсу. В целом, вся социальная жизнь человека была подчинена религиозным ценностным установкам, базировавшимся на христианской догматике. Философское осмысление проблем общественного бытия велось также с позиции церковной идеологии. Секуляризация общественной мысли, начавшаяся в эпоху Возрождения (наиболее ярко выражено это было в творчестве Н. Макиавелли), к эпохе Нового времени привела к практически окончательному разведению теологии и социальной философии. В это время возникают такие теории общественного развития, когда уже не Бог выступает в качестве «теоретика» и не Божий закон в качестве регулятора общественных отношений, но исключительно человеческие потребности.

Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – второй половины XIX вв., когда возникают попытки систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы (исследовательские программы) – системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, которые более подробно будут рассмотрены ниже. Особое значение в процессе становления обществоведения как позитивной науки, лишённой идеалистической догматики, принадлежит О. Конту (1798 – 1857), основателю философской школы позитивизма. С начала ХIХ столетия в социально-философской мысли сложились многообразные исследовательские традиции и направления, нередко имевшие колоссальное значение для истории человечества.

    Таким образом, философское осмысление социального бытия, динамики общественных процессов в рамках социальной философии позволяют выполнять ей мировоззренческую и методологическую функции, обосновывая идеалы моральной ответственности человека, критерии периодизации истории тех или иных наук, осуществлять поиск новых мировоззренческих ориентиров при решении глобальных проблем современности, проводить анализ социокультурных предпосылок научного знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...