Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2 Кризис техногенной цивилизации. Глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества




 

Обобщая имеющиеся в философской литературе подходы, можно выделить два типа цивилизаций: традиционные общества и техногенную (западную, европейскую) цивилизацию.

Традиционные общества характеризуются наличием устойчивых консервативных тенденций воспроизводства социальных отношений и существующего образа жизни. В культуре этих обществ приоритет отдаётся традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным типам мышления. Традиционные общества – это Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи Средневековья и т. д. Многим государствам современного «третьего мира» и в современных условиях присущи черты «традиционного общества», хотя их «встреча» с современной западной техногенной цивилизацией приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

Техногенная цивилизация начинает своё развитие в XVI в. и проходит три стадии развития: предындустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Преддверием же техногенной цивилизации можно считать развитие античной культуры, которая подарила человеку два великих изобретения – демократию и теоретическую науку. Второй очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека как существа, созданного по образу и подобию Бога, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения. Хотя техногенная цивилизация существует немногим более трёхсот лет, она проявила себя как чрезвычайно динамичный, подвижный и агрессивный феномен, подавляющий и подчиняющий себе и трансформирующий традиционные общества и их культуру. Формируется новое, специфическое мировоззрение – человек здесь понимается как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Причём вектор деятельности направлен вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и, в первую очередь, природы, которую человек должен подчинить себе, а позже – и на сферу социальных отношений, которые также, с этой точки зрения, могут целенаправленно изменяться.

Вторая важнейшая мировоззренческая доминанта, сформировавшаяся у истоков техногенной цивилизации, связана с пониманием природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором человек как разумное существо, познав законы природы, способен осуществить свою власть над внешними процессами, поставить под свой контроль, подчинить себе. «Знание – сила» сказал Ф. Бэкон, и для человека, вооруженного знанием, природа представлялась кладовой с бесконечными ресурсами. В современной ситуации экологического кризиса, обнаружившего неадекватность потребительского отношения к природе, всё чаще звучат призывы обратиться к поиску нового ценностно-духовного отношения к природному миру не с точки зрения покорения его, а сотрудничества, диалога с ним, гармоничного вживания в природу, что было характерно для традиционных обществ.

Третий аспект ценностной ориентации техногенного общества – ценность власти, силы и господства над природой и социальным миром. В традиционных обществах они понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. Такие общества не знали автономии личности, идей гражданина и прав человека. В техногенном мире, хотя и обнаруживаются ситуации, когда господство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власти одного человека над другим, всё же отношения личной зависимости перестают доминировать и подчиняются новым социальным связям. Власть и господство в современном мире предполагает владение и присвоение товаров, а сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека-творца, преобразователя над природным и социальным миром.

Глобальные проблемы современности – это существенные проявления кризисных явлений, характерных для всей сегодняшней человеческой цивилизации. Это актуальные проблемы глобального мира, – т. е. мира единого, отсчитывающего общий исторический отсчёт, – проблемы, возникшие в основном лишь на современном этапе развития общества, обладающие общими закономерностями развития и проявляющиеся в любом уголке земного шара. По своему характеру это довольно широкий круг проблем, объединённых одной основной чертой – они в равной степени актуальны в любой стране и в любом обществе.

В первую очередь, к числу глобальных проблем современности относят проблемы, связанные с неблагоприятным воздействием человека на природную среду. Здесь с одной стороны большое значение имеет проблема загрязнения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, с другой – проблема, связанная с исчерпаемостью природных ресурсов, активно используемых человеком. В обоих случаях это следствие потребительского отношения к природе, воспитанного, в первую очередь, в условиях западноевропейской цивилизации. Чувствуя себя властелином природы, человек, носитель «технократического» мировоззрения, теряет ощущение единства с природой, своей зависимости от её благополучия и, как следствие, ответственности за действия, нарушающие экологический баланс. «На наш век хватит» – часто употребляемая и со всей очевидностью обличающая человека-потребителя фраза. Проявления данной проблемы очевидны: это сокращение биологических ресурсов планеты, «парниковый эффект», истощение озонового слоя, тотальное загрязнение окружающей среды.

Во-вторых, к числу глобальных проблем современности следует отнести проблемы социально-экономического характера. Они составляют сложный клубок самых разнообразных, но во всех случаях универсальных проблем современного мира – это неравномерность социально-экономического развития стран, рост нищеты, безработицы, инфляция, нехватка продовольствия, рост хронических заболеваний и смертности. Особо обостряются данные проблемы в условиях стран третьего мира, где энергетический, ресурсный «голод» зачастую перемежевывается с проблемой перенаселения и неумеренного роста населения. Также к числу проблем данного вида следует отнести проблемы политического характера, связанные с широким распространением террористических настроений, с распространением в мире оружия массового уничтожения, с ядерной угрозой.

Третий тип глобальных проблем современности включает проблемы культурно-нравственного характера. Они связаны с утратой доверия в мире к государственным и социальным институтам, с отчуждением молодёжи, с этическим нигилизмом и отрицанием традиционных ценностей, с ростом преступности, наркомании, неграмотности.

Как уже было отмечено, глобальные проблемы объединяет прежде всего их всеобщий, универсальный характер. Они порождены самим типом современной цивилизации и могут быть решены только на базе усилий всего человечества.

Так, под эгидой ООН была разработана стратегия мирового сообщества на новое столетие, получившая название концепция устойчивого развития общества и экономики. При её принятии указывалось, что поскольку значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана и ей угрожает перенаселённость, а экологическая обстановка становится всё более неблагоприятной, следование человечества прежним путём развития неприемлемо. Отсюда следует необходимость перехода к устойчивому развитию, такому, при котором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обеспечивается при сохранении подобной возможности для следующих поколений.

В 1972 году итальянским экономистом, общественным деятелем и бизнесменом А. Печчеи был создан «Римский клуб», основными направлениями деятельности которого стало обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, предупреждение о возможности глобальной катастрофы как следствия научно-технической революции, формирование мирового общественного мнения, диалог с руководителями государств. Основные идеи докладов «Римского клуба» сводятся к тому, что рост промышленного производства и населения приведёт к экономическому коллапсу, драматическими приметами которого станет исчерпание невозобновляемых ресурсов, истощение пахотных земель, предельное загрязнение окружающей среды и т. д. Предложенная «Римским клубом» концепция «нулевого роста», предусматривающая отказ от развития науки и техники, сразу подверглась резкой критике ввиду её очевидной нереализуемости.

Проблемы, поднятые клубом, однако, не потеряли своей актуальности. Их обсуждение сейчас развёртывается по двум основным направлениям.

1 С одной стороны, предлагается ограничить экономический рост с учётом демографических процессов, чтобы сбалансировать соотношение между мировым производством и мировым потреблением.

2 С другой стороны, всё активнее ставится вопрос о решении глобальной ресурсной проблемы за счёт ноосферизации и космизации человеческой деятельности.

Последний путь был предугадан ещё В. И. Вернадским и К. Э. Циолковским. Человек должен выступать не столько потребителем, сколько созидателем, не только воспроизводить себя за счёт окружающего мира, но и творить его, выстраивая на природной основе, т. е. биосфере собственное пространство или ноосферу, дающую возможность смягчить жёсткую природную зависимость.

 


[1]   См., например: Социология: краткий тематический словарь. -С. 20 – 44.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 2000. – С. 306 – 310.

 

 

 

1 Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие /Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. – М., 1996. – С. 197 – 220.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...