Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема Философия культуры и техники. Приоритет философии в третьем тыся­челетии




Тема Философия культуры и техники. Приоритет философии в третьем тыся­челетии

 

1 Понятие культуры. Основные концепции в современной фи­лософии культуры. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

2 Кризис техногенной цивилизации. Глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества.

 

Литература

 

      1 Гуревич П. С. Философия культуры. -М., 1995.

      2 Каган М. С. Философия культуры. -СПб., 1995.

3 Каширин В. Философские вопросы технологии. -Томск, 1998.

4 Культура: теория и проблемы. -М., 1995.

5 Культурология. ХХ век: Словарь. -СПб., 1997.

6 Морфология культуры. -СПб., 1998.

7 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. -М., 1997.

8 Философия науки и техники. /В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов   

-М., 1995.

9 Философия культуры. -СПб., 1998.

10 Философия техники: история и современность. -М., 1997.

 

 1 Понятие культуры. Основные концепции в современной фи­лософии культуры. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире

 

Философия культуры – философское направление первой трети XX в., основной целью которого является размышление над культурой как специфическим феноменом творческой деятельности человека. Сам термин «философия культуры» возник в конце XIX в. в рамках неокантианства для обозначения философии, которая, согласно Г. Риккерту, занята не познанием сущего, а познанием должного, смысла и ценностей, сферой реализации которой является культура. В сложный и трагический для человечества период по окончании первой мировой войны философия культуры понимается как «критика культуры», концентрируя вокруг себя, во-первых, проблемы и сочинения, посвященные «трагедии» культуры, её «критике», «упадку», «закату», критике современной европейской цивилизации (О. Шпенглер, Г. Зиммель и др. ), во-вторых, подходы, связанные с методологическим анализом культуры в плане выявления специфики «наук о духе» по сравнению с «науками о природе» (Г. Риккерт, В. Дильтей и др. ). В современных концепциях культуры обращается внимание на её многоаспектные измерения, необходимость диалога культур и ориентации на общечеловеческие ценности.

Культура – это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и к другим людям. Термин культура (от латинского – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:

- «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

- мир «возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;

- мир «упорядоченных» коллективов людей, объединённых общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

- мир создания и воспроизводства сценариев социальной деятельности, воплощённых в системах социальных ценностей, норм и технологий;

- мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты – результат «опредмечивания» творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Таким образом, «культуры вообще» в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ.

Различие сфер материального и духовного производства в жизни общества позволяет выделить и две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Сюда относятся, прежде всего, материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей, проявляющихся в различных общественных отношениях.

Однако деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. Материальная культура обязательно включает в себя элементы духовной: любой процесс материального производства неосуществим без замыслов человека. В свою очередь, духовная культура всегда имеет материальную основу, поскольку духовное творчество обязательно содержит материальные элементы.

Среди основных понятий философии культуры можно выделить следующие.

1 Динамика культуры представляет собой проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Основными типами культурной динамики являются культурогенез (порождение новых культурных форм, формирование новых культурных систем), трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта), диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), системная трансформация (глобальные преобразования самих культурных систем).

2 Преемственность – это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении высших духовных достижений прошлого.

3 Культурная инновация – построение оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. Инновация одновременно продолжает культурную традицию и противостоит ей, расширяя наличный культурный контекст.

4 Многообразие культур можно понимать по-разному. Можно указать на выделение культур национальных и мировой, светской и религиозной, западной и восточной и т. д. Под многообразием культур подразумевается также наличие таких форм культуры, как элитарная, народная, массовая, и такие её разновидности, как субкультура и контркультура.

Под многообразием культур подразумеваются и такие формы культуры, как элитарная, народная, массовая, и такие её разновидности, как субкультура и контркультура.

Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных образцов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западноевропейской культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию «профанной» массовой культуре. Элитарная культура ХХ в. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по «расшифровке» авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания.

Массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций. Во-первых, массовая культура в современном обществе фактически занимает место «наивной» народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные движения коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифологического псевдообъяснения. Во-вторых, абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапевта и утешителя. В-третьих, разнообразные тексты массовой культуры выполняют функции регулятора общественных настроений и массовых предпочтений, формируя их при помощи новейших технологий. Кроме того массовая культура (например, в виде «дамских» романов или «мыльных опер») служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Молодёжь, например, развивает собственную субкультуру, в частности создаёт свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат.

Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Основных принципов контркультуры три:

1) острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей;

2) построение альтернативного культурного пространства;

3) стремление к максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона – «культурная революция».

Парадоксом же контркультуры является то, что она представляет собой «вторжение внутренних варваров», культурную оппозицию, приходящую изнутри самой культурной системы.

Уже в классической немецкой философии (у И. Канта) проводится различение между понятиями культура и цивилизация, переходящее в противопоставление. Однако классическое различие культуры и цивилизации мы находим у О. Шпенглера. Цивилизация, с его точки зрения, есть неизбежная судьба культуры, это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Эти состояния – завершение, они следуют как ставшее – за становлением, как смерть – за жизнью, как неподвижность – за развитием, как умственная радость и окаменевший мёртвый город – за деревней и за душевным детством. Когда цель достигнута, а идея завершена и осуществлена, тогда культура вдруг застывает и отмирает, силы её надламываются – она становится цивилизацией. И всё же стоит воздерживаться от категоричного противопоставления понятий «культура» и «цивилизация». Следует иметь в

виду, что концепция, согласно которой цивилизация рассматривается как стадия упадка и деградации культуры, обращает внимание на драматическую динамику цивилизации и культуры, сигнализируя о возникшем тупике в их взаимоотношениях. Поэтому в современных условиях необходим диалог различных культур в прцессе поиска утраченных культурных смыслов, обновления мировоззренческих ориентиров, обращения к общечеловеческим ценностям.

Современный мир уже невозможно представить вне диалога отдельных культур, «встречи цивилизаций». Глобальное взаимодействие культур, не оставляющее иллюзий сохранения «чистых» цивилизационных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей.

Основными направлениями взаимодействия, диалога культур являются:

- этнический, характерный для отношений между локальными этносами (например, диалог белорусской и польской культур);

- межнациональный, основанный прежде всего на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит;

- цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. Диалог культур на этом уровне наиболее продуктивен с точки зрения культурно-иновационной деятельности. Именно перекрёстки культур Востока и Запада, путей искусства Европы и Африки, традиций античности и арабского мира становились очагами радикальных поворотов в истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...