Концепции Конституционного собрания О.Г. Румянцева
Представляется целесообразным отметить, что принятие Конституции 12 декабря 1993 года стало результатом острого конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти, переросшего в силовое столкновение. Многие вопросы Конституционного устройства остались проигнорированными по политическим соображениям, так как не было сформулировано четкого представления о том, как должны развиваться эти отношения. Конституция лишь обозначила векторы развития российской государственности в долгосрочной перспективе, а в тогдашней политической ситуации закрепила доминирующее положение Президента, вышедшего победителем из политической конкуренции. Вполне закономерной в таких условиях стала проблема нереализованности многих положений Конституции в текущей политической практике, что получило отражение в критике курса реформ, проводимых Б.Н. Ельциным. Это побудило многих ученых и общественных деятелей "настаивать на ее скорейшем пересмотре". На этом фоне О.Г. Румянцевым были представлены два проекта ФКЗ "О Конституционном собрании". В них предлагалось две возможных модели образования Конституционного Собрания. Если в первом случае "созыв Конституционного собрания осуществляется путем избрания его членов непосредственно гражданами Российской Федерации в субъектах Российской Федерации", то во втором - "в Конституционное собрание входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России созыва, поддержавшего предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года, а также полномочные делегации представителей субъектов Российской Федерации".
Представляется необходимым детально рассмотреть данные проекты. Касательно Проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании. Порядок созыва - выборы", следует отметить, что структурно данный проект включал в себя семь глав, соответственно общие положения, порядок созыва Конституционного Собрания, статус членов Конституционного Собрания, устройство и органы Конституционного Собрания, основы порядка работы Конституционного Собрания и решения вопросов, отнесенных к его ведению, гарантии деятельности Конституционного Собрания, Заключительные положения. В первой главе закреплялся правовой статус Конституционного Собрания. Указывалось, что конституционное Собрание является постоянно действующим представительным органом Российской Федерации, обладающим учредительными полномочиями. (пункт 1,2; статья 1) К ведению Конституционного Собрания в пункте 3, статьи 1 относились вопросы, закреплённые в тексте пункта 3, статьи 135 Конституции. К Законодательству о Конституционном Собрании Законодательство о Конституционном Собрании относились Конституция Российской Федерации, рассматриваемый федеральный конституционный закон, федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", иные федеральные законы. В пункте 3, статьи 4 указывается, что выборы членов Конституционного Собрания проводятся в воскресенье по истечении четырех месяцев после дня получения необходимого для созыва Конституционного Собрания количества голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Определялся срок деятельности Конституционного Собрания до принятия решения о новой Конституции России, но не более чем на один год. Месторасположением со дня первого заседания и до истечения срока полномочий Конституционного Собрания является Московский Кремль.
Во второй главе Глава II. Определяется порядок созыва Конституционного Собрания. Основу избирательной системы при выборах членов Конституционного Собрания составляет мажоритарная система. Каждый субъект Российской федерации избирает количество депутатов равное представительству данного субъекта в Государственной Думе. Предусматриваются основные принципы выборов членов Конституционного Собрания соответствующие основным избирательным принципам Российской Федерации. В пункте 2 статьи 8 говорится о том, что членом Конституционного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 - летнего возраста. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей формируются в соответствии с порядком установленным при выборах в Государственную Думу Российской Федерации. Организация выборов членов Конституционного Собрания и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагается на Центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Учреждаются верховные полномочия Центральной избирательной Комиссии по выборам членов Конституционного Собрания, и компетенции других соответствующих избирательных органов, которые в значительной мере соответствуют порядку установленному при выборах в Государственную Думу. Каждый кандидат в члены Конституционного Собрания вправе назначить одного члена комиссии субъекта РФ, а в каждой территориальной комиссии - по одному члену такой комиссии с правом совещательного голоса. Организация деятельности комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Члены комиссии при принятии решений обладают правом высказать "особое мнение", по рассматриваемому вопросу. Кандидаты вправе осуществлять контроль за деятельность комиссий посредством своих представителей. Решения комиссий могут обжаловаться в Верховном Суде, при наличии достаточных законных оснований.
Выдвижение кандидатов осуществляется непосредственно избирателями в субъектах Российской Федерации и производится путем сбора подписей избирателей под заявлением о выдвижении кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 500 избирателями. Через три дня после получения заявления о выдвижении кандидата комиссия субъекта РФ выдает кандидату справку о приеме документов. Отказ в выдаче справки может быть обжалован в Центральную комиссию или в суд. Кандидаты в члены Конституционного Собрания регистрируются соответствующими комиссиями не позднее чем за 60 дней до выборов. Кандидат вносит в комиссию субъекта РФ не позднее чем за 70 дней до выборов подписные листы с подписями избирателей. В статье 13 определяется статус кандидатов в члены Конституционного Собрания. Предвыборная агитация и финансирование выборов членов Конституционного Собрания производиться по достаточно схожим позициям с выборами депутатов в Государственную Думу. Голосование на выборах членов Конституционного Собрания производиться в значительной мере по схожим принципам, принятым в Российской Федерации для избрания других представительных органов государственной и муниципальной власти. По завершении выборов, производится подсчёт голосов избирательными комиссиями, результаты заносятся в протокол, проверяются и обрабатываются. Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов, при пяти процентном барьере. При равном количестве полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. Комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов. Избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в протоколах о результатах голосования не позднее 15 дней со дня проведения выборов. В третьей главе рассматривается статус членов Конституционного Собрания. Определяется, что все члены Конституционного Собрания равны. В статье 21 описаны права членов Конституционного Собрания, в которые входят:
. Исключительное право конституционной законодательной инициативы. 2. Право осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе. . Право неприкосновенности в течение всего срока их полномочий. . Право на гарантии деятельности, трудовые права и условия материального обеспечения. . Право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Конституционного Собрания. Регламентируется основная обязанность членов Конституционного Собрания, заключающаяся в посещении заседаний. В главе четвёртой описывается устройство Конституционного Собрания. В Конституционном Собрании создается Рабочая палата, члены которой, должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области юридических, политических, исторических и социально-экономических наук. Возможно создание организационных комиссий. Создается Совет Конституционного Собрания для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности Конституционного Собрания. В статье 24 вводится понятие территориальная депутация, состоящая из членов Конституционного Собрания, избранных в одном субъекте Российской Федерации. Далее, регламентируется статус председателя, который избирается из членов Конституционного Собрания. Стоит отметить, что разработчиком, в качестве варианта, предлагалось предоставить возможность занять данный пост Президенту Российской Федерации. Достаточно предусмотрительным и мудрым представляется решение автора включить в текст проекта статью посвящённую образованию в рамках Конституционного Собрания Юридическое Совещание. Юридическое Совещание создается Государственной Думой как постоянно действующая консультативно-экспертная палата, образуемая с учетом мнения научного сообщества по предложению депутатских объединений из числа граждан Российской Федерации, достигших 30 лет, имеющих ученую степень в области юридических, политических и социально-экономических наук, а также опыт работы в области законотворчества в количестве 50 экспертов. В главе пятой регламентируются основы порядка работы Конституционного Собрания, регламент Конституционного Собрания В ходе своей деятельности Конституционное Собрание принимает на пленарных заседаниях постановления по вопросам своего ведения, которые подлежат официальному обнародованию в государственных средствах массовой информации, имеют высшую юридическую силу, обязательны к исполнению и не могут быть пересмотрены органами государственной власти Российской Федерации и субъектов.
Касательно принятия Конституции Конституционным Собранием, постановление о принятии новой Конституции России осуществляется двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания. Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа своих членов вправе также принять решение о вынесении проекта Конституции России на всенародное голосование. В главе шестой определяются гарантии деятельности Конституционного Собрания, к которым относятся независимость Конституционного Собрания, право на содействие в работе со стороны органов власти всех уровней, право на освещение деятельности право на защиту от умышленного воспрепятствования созыву и осуществлению полномочий Конституционного Собрания. Финансирование деятельности Конституционного Собрания производится за счёт средств федерального бюджета. Отмечается, что Конституционное Собрание не может быть распущено, прекращая свою деятельность с выполнением основной функции, принятия или подтверждения неизменности Конституции. Седьмой главой регламентируются заключительные положения, из которых важным представляется отметить, что закон вступает в силу, со дня официального опубликования. Касательно проекта Конституционного Закона "О Конституционном Собрании. Порядок созыва - формирование", следует отметить, что основное отличие данного проекта от рассматриваемого выше, заключается в двух характеристиках, а именно количественном составе и порядке формирования. Проекты кардинально по-разному смотрят на количественный состав Конституционного собрания: 1028 - в случае формирования и 225 (как вариант - 403) - в проекте выборов. В порядке созыва - формирование, вторая глава посвящена вопросу порядка созыва Конституционного Собрания. Согласно положениям рассматриваемого проекта, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы становятся членами Конституционного Собрания по праву, так же в состав Конституционного Собрания входят члены полномочных делегаций субъектов Российской Федерации, которые образуются представительными органами субъектов Российской Федерации в количестве, равном количеству представителей от данного субъекта в Государственной Думе и Совете Федерации. Первоначальная концепция законопроекта была заслушана на заседании Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе 24 октября 1994 года. После обсуждения было решено направить данные законопроекты в комитеты и депутатские фракции. Однако предпринятые в 1995 году неудачные попытки внести изменения в Конституцию России, а также начало избирательной кампании привели к снижению общественного интереса к указанному законопроекту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|