Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции Конституционного Собрания современной России




 

Следующий этап дискуссии о разработке проекта Федерального конституционного Закона "О Конституционном Собрании" ознаменовали приближавшиеся выборы президента, которые породили широкий резонанс по поводу возможного третьего срока В.В. Путина. В связи с этим вероятное изменение основного закона вызвало к жизни проект ФКЗ "О Конституционном собрании", внесенный на рассмотрение Государственной Думы в 2007 году депутатами С.Н. Бабуриным и В.А. Алкснисом.

Согласно данному проекту членами Конституционного собрания по должности становятся действующий и сложившие полномочия президенты России, те, кто на момент принятия постановления о созыве собрания являются членами Совета Федерации от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами Госдумы, членами Общественной палаты Российской Федерации. Кроме того, по одному представителю от субъектов Российской Федерации (член законодательного органа субъекта РФ), а также представители государственных академий наук (все по одному представителю, исключая Российскую Академию Наук, квота, которой составляет 10 человек). По мнению авторов законопроекта, предлагаемый состав Конституционного Собрания представляет собой разумное сочетание принципа представительности, включая представительство политическое, региональное, а также законодательной, исполнительной и судебной власти и принципа профессионализма и компетентности членов Конституционного Собрания. Среди особенностей данного проекта следует отметить то, что в нем не предусмотрен пункт о вынесении проекта Конституции на референдум, что придает Конституционному собранию статус высшего органа власти.

Следует отметить, что данный законопроект вызвал значительное количество критических отзывов. Один из создателей проекта закона о Конституционном Собрании 2000 года Б.А. Надеждин высказал позицию, относительно которой: "Внесенный законопроект имеет один смысл - менять Конституцию под Путина". Сообразно этой позиции, по мнению гендиректора Центра политической информации А.А. Мухина, инициатива Бабурина и Алксниса - "предвыборный популистский ход".

В то же время последовали объяснения автора законопроекта В.А. Алксниса по данному вопросу: "Мы вносим законопроект потому, что изменения в Конституции давно назрели. С нынешней Конституцией много проблем, поскольку она была принята в чрезвычайной ситуации, после разгона Верховного совета в 1993 году, она сама плоха, и ее положения власть не выполняет. Конституцию надо менять, поскольку множество ее положений уже не соответствует действительности: нет реального разделения властей, нет выборов губернаторов, нет социального государства, провозглашенного Конституцией". Между тем особо подчеркивалось, что авторы проекта ни в коем случае под изменениями основного закона страны не имели в виду пресловутый "третий срок Путина",однако данное положение не повлияло на судьбу законопроекта, который впоследствии отклонила в рассмотрении Государственная Дума.

Представляется целесообразным отметить, что в исследуемый период созданием концепции Конституционного Собрания в России занимались не только политические деятели, парламентарии, но и виднейшие научные деятели России, сдери которых стоит выделить работу С.А. Авакьяна.

Юридический факультет МГУ имени Ломоносова представил на своем сайте данный проект и концепцию федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации".

Законопроектом профессора С.А. Авакьяна, в частности, предлагается относительно небольшая - 300 человек - численность Конституционного Собрания. В Конституционное Собрание предлагается включить три группы членов Конституционного Собрания - по должности, по избранию и по назначению.

По мнению автора законопроекта, по должности в Конституционное Собрание должны войти Президент, Председатель, заместители Председателя, руководители комитетов Совета Федерации, Председатель, заместители Председателя, руководители фракций и депутатских групп, председатели комитетов Государственной Думы, Председатель и заместители Председателя Правительства, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии, Уполномоченный по правам человека. Вхождение перечисленных лиц в состав Конституционного Собрания позволяет им отражать интересы соответствующих федеральных органов государственной власти в Конституционном Собрании, подключать свои мощные и квалифицированные аппараты к разработке новой Конституции.

В состав Конституционного Собрания предлагается, далее, включить по два представителя по избранию от каждого субъекта Российской Федерации. В принципе это означает, что по численности наибольшее число членов Конституционного Собрания будет от субъектов Российской Федерации. Это логично для федеративного государства, ощутимо увеличивает роль субъектов Российской Федерации и их представителей в принятии Конституции.

По назначению в состав Конституционного Собрания предлагается включить ученых-юристов, которые смогли бы взять на себя "основной труд разработки и шлифовки" проекта новой Конституции Российской Федерации. Кандидатов предлагают юридические вузы и научные учреждения, кандидатуры рассматривает специальная квалификационная комиссия, а утверждаются кандидаты этой группы указом Президента Российской Федерации.

Проектом предлагается относительно краткий период работы Конституционного Собрания - 6 месяцев. Прежде всего, предполагается, что инициатор пересмотра Конституции должен одновременно со своими предложениями представить текст проекта новой Конституции.

Также предлагается, чтобы Председателем Конституционного Собрания не было лицо из числа членов Конституционного Собрания по должности. Внутри Конституционного Собрания не допускается создание фракций и иных организованных групп. Для работы над отдельными частями проекта Конституции члены Конституционного Собрания разбиваются на Секции, руководители секций составляют Рабочую группу. Обобщение предложений по существу концепции делает Редакционная комиссия. Профессиональную оценку отдельных положений и в целом проекта Конституции дает Экспертная группа, состоящая из ученых-юристов.

Предлагается обязательное вынесение проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное обсуждение: "Это будет способствовать лучшему осмыслению гражданами ее положений и внесению ими предложений по совершенствованию текста".

Согласно позиции С.А. Авакьяна в России возможно две перспективы: "Либо все равно придется принять данный федеральный конституционный закон и устранить явно искусственную преграду на пути реформирования Конституции Российской Федерации; либо же народ России поймет: стоящие у власти умышленно уклоняются от принятия данного акта, и тогда он, народ, на основе статьи 3 Конституции вправе выразить свою высшую, суверенную волю, путем сбора 2 миллионов подписей инициировать вынесение на референдум Конституции России, минуя сделанное нежизненным Конституционное Собрание, и принять всеобщим голосованием новый Основной Закон Российского государства".

Представляется закономерным отметить, что актуальность данного вопроса для современной России обуславливается в первую очередь тем фактом, что 5 марта 2012 года Президент РФ Д.А. Медведев поручил Администрации Президента РФ до 20 марта 2012 года представить предложения по подготовке проекта Федерального конституционного Закона о созыве Конституционного Собрания.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин прокомментировал данное предложение следующим образом: "Думаю, что эта инициатива Медведева связана не столько с акциями протеста, сколько с реабилитацией самого Медведева в информационном поле. На протяжении трех месяцев предвыборной кампании, в информационном поле доминировал премьер Владимир Путин. После того как победа стала очевидной, на первый план в информационном поле снова вышел пока действующий глава государства".

Однако работа над проектом Закона "О Конституционном Собрании" так и не увенчалась должным результатом. "Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах Администрации президента", - прокомментировал участник рабочей группы под руководством Вячеслава Володина, депутат Государственной Думы от "Справедливой России" Михаил Емельянов.

Согласно изложенному сообразным представляется привести позицию Администрации Президента по данному вопросу, в лице главы кремлевской администрации Сергея Иванова: "Рабочая группа признала вопрос нецелесообразным. В поручении президента не говорилось о создании закона. Речь шла о том, чтобы проработать вопрос. На сегодняшний день объективной необходимости в изменении Основного закона нет. Никто не собирается менять Конституцию - ни действующий президент, ни будущий - поэтому и закона не надо. Инициатива президента Медведева была озвучена в митинговой горячке".

Вопреки сложившейся ситуации, в сентябре 2012 года Государственная Дума решила разобрать проекты предыдущих созывов и прекратить практику, когда "законопроекты долгими годами пылятся на парламентских полках", рассмотрев законопроекты "О Конституционном Собрании". На рассмотрение 14 сентября выносилось два законопроекта, включая концепцию, созданную в 2000 году депутатом Сергей Ковалевым и второй аналогичный законопроект, внесенный в 2000 году группой депутатов, в том числе Вячеславом Володиным и Борисом Надеждиным. Однако сообразно предыдущим законопроектам "О Конституционном Собрании" данные предложения не смогли заручиться поддержкой Государственной Думы.

Таким образом, в настоящее время обозначено несколько подходов к проблеме формирования Конституционного собрания. Во-первых, это выборность как главный принцип создания Конституционного Собрания (проект ФКЗ О.Г. Румянцева "О Конституционном собрании", вариант А "Порядок созыва - выборы", проект ФКЗ "О Конституционном собрании" С.А. Ковалёва), отражающий представления о реализации принципа выборности при формировании политических институтов как неотъемлемом элементе становления демократии. Во-вторых, подход к формированию на должностном и статусном принципах, основанный на стремлении институтов власти, созданных Конституцией, поставить под свой контроль образование новых (проект ФКЗ О.Г. Румянцева "О Конституционном собрании", вариант Б "Порядок созыва - формирование", проект ФКЗ "О Конституционном собрании" Б.А. Надеждина, А.И. Лукьянова, Е.А. Мизулиной, В.В. Володина и В.А. Крюкова, проект ФКЗ "О Конституционном собрании" С.Н. Бабурина и В.А. Алксниса). В-третьих, стремление к сбалансированию и оптимизированию подходов, примером чего является проект ФКЗ "О конституционном собрании" С.А. Авакьяна, который представляется автору преимущественно целесообразным, так как в равной степени аккумулирует принципы образования Конституционного Собрания. Однако в современных условиях даже столь компромиссный проект вряд ли сможет снискать воплощение в форме реально существующего закона, по причине активного сопротивления действующей власти, предпринимаемым попыткам конструктивного подхода деятелей российской науки и политики в разработке единственного до сих пор не принятого Федерального конституционного Закона Российской Федерации.

Далее, в рамках данной работы, с целью обоснования эффективности функционирования, представляется сообразным рассмотреть политико-правовой опыт института конституционного собрания зарубежных стран.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...