Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы становления предмета психологии




СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

В научном употреблении термин «психология» впервые появился в 16 веке. Он образован от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (наука): переводя дословно, психология есть наука о душе.

Каждая наука независимо от того на каком этапе своего развития она находится, имеет собственный предмет исследования. С историческим развитием психологических знаний в частности и психологии как науки в целом происходят и принципиальные изменения во взглядах на предмет данной науки.

Начиная с 4 века до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки.

Этапы становления предмета психологии

I этап (донаучный) - психология как наука о душе ( 5 век до н.э. - 18 век ).

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Первое философское учение о душе «анимизм» (дух, душа): у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. С помощью такого представления о душе древним ученым удавалось логично объяснять многие явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. Считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.

На смену анимизму приходит новое глобальное учение «атомистическое»: весь мир состоит из множества мельчайших, неделимых частиц - атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них - это атомы материального органа - души. Утверждалось, что атомы души живут вполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление, сновидения и др.

В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудах Аристотеля, а его трактат «О душе» можно рассматривать как одно из первых научно-психологических произведений.

В это же время зародилось альтернативное материалистическому учению - идеологическое объяснение душевных явлений - «идеализм» (Платон и его последователи): представлена классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (воля) и вожделение (мотивация). Каждый тип душевных явлений размещали в разных частях тела: разум - в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальными особенностями и соотносилось с социальным происхождением.

Основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился «дуализм» - учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа.

II этап - психология как наука осознании (возникает в 17 веке), ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук. Сознание понималось, как способность чувствовать, желать, мыслить.

Основным методом изучения считалось самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. С его именем связывают учение о том, что человек с рождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врожденных способностей, возможности их прижизненного развития.

В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии, применяющей экспериментальные методы исследования для объяснения психических явлений.

III этап - психология как наук а о поведении (конец 19 - начало 20 века).

Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине 19 века.

Это связано с успехами медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души.

В середине 19 века появляется теория эволюции Ч.Дарвина, которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. В биологическом плане человек перестал быть существом особого рода; в его поведении обнаруживалось много общего с животными.

В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько: отрыв психологии от практики; тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования.

Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получило мощное направление бихевиоризм (американский ученый Джон Уотсон). Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

Бихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход в целом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика».

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (начало 20 века).

Знаменуется появлением в отечественной психологии наиболее важных направлений, сформировавшихся в 20-30-х гг.:

- «культурно-историческая теория» о развитии высших психических функций, разработанная Львом Семеновичем Выготским, В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне (интрапсихически). Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, переходит из внешнего плана во внутренний (интерпсихический), а затем уже может вновь э кстериоризироваться, т.е. переходить из внутреннего плана во внешний.

- психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий.

В настоящее время психология - это наука, предметом изучения которой являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность.

Психика в своих проявлениях сложна и достаточно многообразна. Обычно выделяют три группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются:

- на познавательные: ощущения и восприятия, внимание, память, мышление и воображение;

- эмоциональные: переживания активные и пассивные;

- волевые: решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изученными являются:

- общее психическое состояние (сосредоточенность или рассеянности, уравновешенность или неустойчивость, активность или пассивность).

- эмоциональные состояния (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное, творческое и т. п.).

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- направленность (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая избирательность и уровень активности человека);

- темперамент (индивидуально-психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения);

- характер (совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие);

- способности (система свойств, определяющая творческие возможности личности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...