Предметная область общей психологии.
1. Психология как наука: предмет и методы. 2. Развитие психики. 3. Сознание человека. 4. Психологи я деятельности. 5. Психология личности. 6. Познавательная сфера личности (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 7. Эмоционально-волевая сфера личности. 8. Индивидуально-типологические свойства личности (темперамент, характер, способности). 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ Существуют две истории развития психики. 1. Филогенез - процесс исторического развития психики в ходе эволюции. 2. Онтогенез - процесс развития психики живого существа от рождения до конца жизни. Возникновение психики. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром. На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит, либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений или ф акторов усложнения психики: 1. Внешние факторы -переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни; 2. Внутренние факторы -усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение. Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Чувствительность - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм. Три основных стадии развития психики у животных в филогенезе: 1. Стадия элементарной сенсорной психики. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).
Инстинкт - это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; это такие действия живого существа, которые не требуют обучения. 2. Стадия перцептивной психики. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы - центральной нервной системы. На данной стадии у животных (рыб, насекомых, птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него наравне с инстинктами появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. Навык - освоение своих индивидуальных для каждого животного форм поведения в процессе жизненного опыта, основанных на условных рефлексах. На высших этапах поведение этих животных обретает особенности, свидетельствующие о простейшем интеллекте. Окружающий мир постоянно задает животному неожиданные задачи и для их решения (если не решать - погибнуть) в процессе эволюции возник более точный способ приспособления – навык. 3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем (стадия решения задач). Поведение животных становится индивидуально-изменчивым. Особенности «разумного» поведения животного: - отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу; - вся операция проходит как целостный беспрерывный акт; - найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях; - использование животным других предметов для достижения цели. Такие действия, по словам Леонтьева А.И. становятся двухфазными: 1) подготовка (выбор палки обезьяной); 2) осуществление (подтягивание палкой банана). В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Психика человека - это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. Ее главная отличительная особенность - наличие сознания. Сознание - это высший, свойственный только человеку, уровень психического отражения действительности в виде обобщенных образов и понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|