Структура произвольного поведения
МОТИВ - ЦЕЛЬ - ПЛАН - РУЗУЛЬТАТ - РЕФЛЕСИЯ Структура волевого поведения (волевого акта)!!! Мотивация Цель Постановка задачи План Реализация действий
Смыслообразование!!!
Таким образом, волевое поведение взаимосвязано с мотивационно-смысловой сферой человека. При принятии решения и реализации действий возникает определенное эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие - это форма эмоционального стресса, которая мобилизует ресурсы человека, создает дополнительные мотивы к действию. Проблема реализации волевого усилия состоит в преодолении внутренних барьеров и трудностей, что опять-таки невозможно без смыслообразовния. Поэтому реализовать волевое усилие одержать победу над собой, а, следовательно, получить эмоциональное удовлетворение. 11. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент -это устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий (или врожденная совокупность динамических проявлений психики индивида). Идея и учение о темпераментах - одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, который дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы(слизи) и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь, «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют.
Меланхолический темперамент свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч и несдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но не продолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Согласно физиологической теория И.П. Павлова типы темперамента зависят от типов нервной системы, соотносящимися с 3 характеристиками: силой-слабостью; уравновешенностью-неуравновешенностью; подвижностью-инертностью. Исходя из этого: Сангвини к - сильный, уравновешенный, подвижный; Флегматик -сильный, уравновешенный, инертный; Холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный; Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный. В работах последователей И.П. Павлова при изучении нейрофизиологических основ темперамента и индивидуальных различий людей были уточнены и развиты представления о свойствах нервной системы человека.
Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын считали неправомерным свести многообразие индивидуальных различий к четырем типам. Этими же исследователями были открыты новые свойства нервной системы: д инамичность (от этого свойства зависит легкость, скорость образования временных нервных связей) и л абильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса). Другой важный вопрос изучения темперамента -вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического. Предметно-содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и общения. Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (по И.П. Павлову). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека.Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом. В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента человека - общая психическая активность и эмоциональность. Основными показателями общей активности поведения человека являются темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, сила, выносливость, энергичность. Активность - это прежде всего динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимоотношениях с природным и социальным миром.
Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную устойчивость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали). Эмоциональность - это формально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или характер отношения человека к предметному миру, обществу и к себе. Таким образом, темперамент можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М. Русалов выделяет семь таких критериев. Итак, темперамент: 1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.); 2) характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; 3) универсален и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) рано проявляется в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 7) является наследуемым. Изучение в научной психологии темперамента имеет длительную историю. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и противоречивого. Продолжают обсуждаться вопросы о самой возможности типологизации людей, о количестве человеческих типов, о соотношении типического и индивидуального в человеке, о природных основах различий в поведении людей и т.д. Эти проблемы исследуются в антропологии, в физиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии.
Характер (с греческого «чеканка», «примета») - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, складывающихся и проявляющихся в жизнедеятельности человека, которые обуславливают типичные для него способы поведения. Иначе говоря, характер проявляется в деятельности, в общении, в манере поведения. Поэтому характеризуя личность человека, мы говорим не только о том, что он делает, но и как он это делает. Таким образом, характер формирует индивидуальный стиль поведения. Зная характер человека легче прогнозировать его поведение в отдельных ситуациях, в том числе и в учебно-воспитательной работе. Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Он также зависит от физиологических особенностей человека (прежде всего от типа нервной системы). Свойства темперамента накладывают отпечаток на проявления характера (они либо способствуют, либо противодействуют проявлению отдельных сторон характера). Например: флегматику труднее сформировать у себя инициативность и решительность (по сравнению с холериком и сангвиником; меланхолик не может преодолеть робость и тревожность). Вообще, существуют различные подходы к классификации черт характера, условно ихгруппируют следующим образом: Черты характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к внешности, здоровью, статусу и т.д.): - самообладание (или несдержанность); - скромность (или высокомерие); - альтруизм (или эгоизм); - гордость, обидчивость, хвастливость и т.д. Черты характера, в которых отражается отношение к другим людям (к родным, знакомым и незнакомым, к лицам другого пола, нации и т.д.): - чуткость, доброта, отзывчивость, вежливость, общительность; - высокомерие, зависть, властолюбие, жестокость, агрессивность, конфликтность. Черты характера, которые выражают отношение к труду (работе), служебной (профессиональной) деятельности: - трудолюбие, добросовестность, исполнительность, пунктуальность, организованность; - пассивность, безответственность, леность. Эти черты влияют на авторитет человека в коллективе, его социальный престиж (принятие или непринятие как профессионала). Черты характера, в которых отражается отношение человека к материальным ценностям (вещам): - аккуратность - небрежность; - практичность - непрактичность; - щедрость - скупость; - добросовестность - халатность. Зная общую совокупность черт характера, можно более точно охарактеризовать человека как личность. Иметь характер - значит заявить о себе и о своем отличии от других. Говоря о типах характера, следует отметить, что в психологии нет четких типологий характера. Однако чаще всего чаще всего характер по типам определяют по Юнгу, Кречмеру, Шелдону.
К. Юнг ввел понятия: экстраверсия - направленность на взаимодействие с внешним миром, импульсивность, общительность; интроверсия - фиксация на внутреннем мире, замкнутость, затрудненность социальной адаптации, заторможенность движений. Типологии Кречмера и Шелдона являются конституционными (по строению тела). Кречмер «Строение тела и характер» выделил 3 главные типа: - астенический (худой, тонкий); - атлетический (сильное развитие скелета и мускулатуры); - пикнический (средний рост, плотная фигура, большой живот, плотная шея). Шелдон выделяет по телосложению (параметрам) следующие типы: - эктоморфный (худой, вытянутый); - мезоморфный (мускулистый, широкие плечи и грудь); - эндоморфный (большой живот, вялые руки и ноги). Этим типам телосложения свойственны 3 группы черт характера: - астеническому, эктоморфному - церебротоникупреобладание деятельности высших нервных центров)свойственны сдержанность манер, скорость реакций, тревожность, скрытость чувств; - атлетическому, мезоморфному - соматотику (преобладание двигательного аппарата) свойственны энергичность, храбрость, агрессивность, решительность, неустойчивость; - пикнику, эндоморфному – висцеротонику (преобладание органов пищеварения) свойственны расслабленность, замедленность реакции, стабильность эмоций, бесхарактерность, мягкость. Когда количественная выраженность той или иной черты характера, достигает предельной величины и оказывается у крайней границе нормы - возникает акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. (Личко), (Леонгард), (Фромм).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|