Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и виды восприятия.




К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира. Роль движения в обеспечении предметности восприятия, требует более детального рассмотрения моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т.д. В работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Так, услышав звук или почувствовав запах, человек совершает определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микродвижения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Следует отметить, что явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Например, рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда факторов. Таким дополнительным фактором является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной системы, выполняемой ею при оценке роста человека.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т.д.). Однако, благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Предшествующий перцептивный опыт имеет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы, тем не менее, безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Следующее свойство восприятия - активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие текста на учебном занятии включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Например, с помощью воображения инженер может построить образ будущего сооружения, учитель - представить своих учеников после окончания школы, следователь - схему построения допроса и т. п. Чаще всего результаты воображения представляются в форме субъективных образов, особенно зрительных. Однако они могут иметь и понятийную форму. По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление. Основное отличие воображения заключается в том, что оно актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий. Например, выпускник школы строит в своем воображении картины предстоящих вступительных экзаменов, не располагая почти никакой информацией об этой ситуации. Соответственно и результаты представляются не столь точными, а приблизительными и вероятными. Другая отличительная особенность воображения по сравнению с мышлением - более тесная связь с эмоциями и чувствами. Эмоции стимулирую работу воображения. Мышление же в условиях повышенного эмоционального напряжения вообще перестает работать. Еще одна характерная черта воображения заключается в относительной свободе от логических правил, условий окружающей среды. С его помощью человек может в субъективной форме создавать такие конструкции, существование которых просто невозможно с точки зрения науки и жизненной практики. Например, мифологические или сказочные образы: кентавр, золотая рыбка и т. п.

Воображение присуще только человеку, порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения.

На основе воображение осуществляется понимание художественной литературы и многих учебных предметов: литературы, истории, географии, биологии и др. Поэтому оно является очень важным фактором учебной деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание физиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела. Люди с очень богатым воображением, представляя себе какую-то критическую ситуацию, например угрозу, испытывают учащенное сердцебиение, сбои в дыхании и т.п. У эмоционально неуравновешенных людей неуемная фантазия может вызвать даже некоторые виды заболеваний: например, сердечно-сосудистых или желудочно-кишечных. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазиями. Представления и фантазии оказывают сильное воздействие на психомоторику. Широко известное явление, называемое идеомоторный акт, заключается в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение. Если, например, человек держит на вытянутой руке нить с грузом и представляет себе, что он вращается, то через некоторое время груз и в самом деле начнет вращаться.

Функции воображения.

1) целеполагание - будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании

субъекта направляет его активность на получение желаемого;

2) предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода

взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между её элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;

3) комбинирование и планирование - создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия

и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;

4) замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться

в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;

5) проникновение во внутренний мир другого человека - на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

Виды воображения.

Воображение - это очень сложный и многомерный психический процесс. Основанием его классификации выступают несколько параметров. К ним относятся уровень субъективности (произвольности), степень уникальности, особенности мотивации, модальность (форма) и содержание.

Как одна из форм психической деятельности, воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Самопроизвольно рождающиеся образы и сюжеты незаметно увлекают и уносят его в какой-то иной фантастический мир. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы. Непреднамеренное воображение возникает в случае, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Произвольное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, то есть примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов. В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни. Реальность пропускается через призму творческого воображения художников, которые по-новому конструируют ее. При создании нового образа человек преобразует, изменяет, соединяет черты известных объектов в необычные сочетания. В этой особенности новых образов и представлений заключаются механизмы воображения. Сущность творческого воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал - глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей.

Основанием следующей классификации воображения являются мотивы, побуждающие человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое.

Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Например, художник-модельер создает образы модной одежды для того, чтобы воплотить их в реальную практику, кулинар придумывает образ праздничного торта для того, чтобы испечь его и т. п.

Мотивы гедонистического воображения лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практической стороне. Это очень характерно для подлинных художников, ученых, писателей, музыкантов. Нередко бывает так, что их творения не находят общественного признания и не приносят им ни материального благополучия, ни славы. Тем не менее это не служит преградой для творчества. Но чаще всего движущей силой гедонистического воображения представляются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по каким-то причинам (внутренним или внешним) не могут быть удовлетворены, по крайней мере в ближайшем будущем. Например, молодой человек не осмеливается объясниться в любви, заурядный актер жаждет славы, и т. д. Воображение выступает в подобных случаях как иллюзорный способ удовлетворения соответствующих потребностей и мотивов. Субъект погружается в безудержные фантазии, мечты и грезы, рисуя для себя картины, где он успешно объясняется в любви, купается в успехе и славе, и т.п. Такие фантазии имеют очень важное значение для человека как механизм психологической защиты, поскольку они действительно приводят к частичному удовлетворению значимых личностных потребностей и мотивов и снижению внутренней напряженности. Они очень характерны для подросткового и юношеского возраста. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к своеобразному уходу личности в свой внутренний иллюзорный мир и мешает полноценному развитию и социальному бытию.

Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение. Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам: композиторам, певцам, исполнителям. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображения «обслуживают» пищевую потребность. Чаще всего они актуализируются в моменты ее обострения. Они имеют важное значение в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустаторы, повара и т.п. В реальной жизни воображение далеко не всегда представляется «чистым» по форме, то есть либо зрительным, либо слуховым, либо осязательным и т.п. Модальность воображения очень индивидуальна. Это необходимо учитывать в практической работе с людьми. Например, ученики с ведущим зрительным воображением значительно хуже усваивают информацию, представленную им в другой форме. Как правило, они стараются перевести ее в зрительную модальность. Если учитель не будет учитывать этого, то он не сможет обеспечить полноценное усвоение материала.

Воображение тесно связано с мышлением. Особенно это проявляется в проблем­ной ситуации.

Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Приемы воображения.

Создание образов воображения проходит два основных этапа.

1) происходит расчленение впечатлений, имеющихся представлений на составные части. Анализ позволяет выделять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. 2) синтез - создание образов, которые могут быть поставлены в новые сочетания и связи и им может быть придан новый смысл. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в следующих формах.

Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе, в результате чего вновь созданный в субъективном плане объект обретает соответствующие свойства и функции исходных. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы, например, русалка, избушка на курьих ножках и т.п. Прием используется и в техническом творчестве.

Аналогия - это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. При использовании этого метода сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта и отношения между признаками, но изменяются какие-то отдельные элементы. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки и т. д.

Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Например, образ Гулливера, мальчика с пальчик, многоголового дракона и другие сказочные образы.

Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения достаточно хорошо выражены определенные черты характера, то писатель может их еще больше выделить. Данный прием широко используется писателями, художниками, скульпторами и режиссерами. Например, на его основе создаются шаржи и карикатуры.

Типизация - это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Последний напоминает исходные образы, но, тем не менее, представляет собой нечто принципиально другое. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей. Например, образы литературных персонажей.

Приемы творческого воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

 

 

ЭМОЦИИ

1. Понятие об эмоциях

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

2. Базовые виды эмоций:

эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;

чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;

аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

 

3. Формы эмоций

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

Виды негативных эмоций:

— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
— застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
— чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.

Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.
Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

4. Эмоциональные явления

Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) - понятие античной культуры (в частности, древнегреческой этики), которое обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) - понятие античной культуры (древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...