Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билль об установлении религиозной свободы (1779)




1786 – стал законом.

Г. Аптекер, историк: «Закон 1786 года представлял собой предел достижений революционный эры в области отношений между церковью и государством».

· Всемогущий Бог создал ум свободным;

· Навязывать свои взгляды другим = лишать других свободы;

· Взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию:

o Власть и правители могут ошибаться, поэтому им нельзя выдавать собственные взгляды за единственно правильные и безошибочные;

o Гражданским властям надлежит вмешиваться тогда, когда чьи-либо принципы приводят к открытым действиям, направленным против мира.

· Гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, так же как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии.

· Естественное оружие истины – свободная дискуссия и спор;

· Закон, согласно которому все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии.

· Отстаиваемые настоящим документом права – естественные права человека.

· Решение ассамблеи в принципе могло быть изменено, это не был непреложный акт.

Возвращаясь к его биографии:

1779-1781 – губернатор Вирджинии;

1785-1789 – посол во Франции;

Тем временем 1787 – принятие Конституции, а его там не было;

1789-1793 – гос. секретарь при Джордже Вашингтоне.

Конституция США, преамбула, статья VI, поправка I (1791)

Запрет на издание закона об установлении какой-либо религии или о запрете свободного исповедания оной. Основана на Билле об установлении религиозной свободы.

· Статья 6: никакая проверка религиозности не должна требоваться в качестве условия для занятия какой-либо должности или официального поста на службе Соединенных Штатов.

· Поправка 1: Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Возвращаясь к его биографии:

1796 – выборы президента: Демократическо-республиканская партия vs федералисты; выиграл федералист Джон Адамс.

1800 – очередные выборы; и вот его выбрали;

1801-1809 – собственно президентство.

4 июля 1826 – умер; ровно через 50 лет после подписания Декларации независимости.

На надгробном памятнике: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации независимости Америки, автор закона штата Вирджиния о свободе вероисповедания, отец-основатель Университета Вирджинии.

Томас Пейн (1737-1809)

Англо-американский писатель, философ, публицист, «крестный отец США».

Биография:

· Родом из небогатой квакерской семьи;

· Не окончил даже местную школу; но был способным и красноречивым – что будет еще не раз отмечено;

· Инцидент со взятками => в 1774 срочно перебрался в Америку, где с упоением стал расписывать ужасы английского правительства;

· 1776 – издает брошюру «Здравый смысл», которая, по словам Вашингтона, произвела переворот в умах;

· Во время войны Англии с Америкой был в лагере Вашингтона – издавал газету «Американский кризис»;

· По окончании войны возвращается в Англию, где пишет очередную книжку «Права человека», за которую английское правительство начало преследовать его;

· Но в 1792, когда он был предан суду, он находился в Париже, будучи избранным членов Конвента;

· Выступал против казни Людовика XVI, чем заслужил ненависть монтаньяров.

· После падения жирондистов был арестован и заключен под стражу. В заключении он написал «Век разума».

· Чудесным образом бежав из тюрьмы, в 1804 отправился в Америку, где встретили его более чем холодно: о себе давал знать «Век разума», который не был принят американцами;

· Умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми.

Здравый смысл (1776)

100 т экземпляров были распроданы в первые три месяца после публикации его.

· «Мои идеи о форме правления основаны на законе природы»;

o «Я привожу лишь простые факты, ясные доводы и отстаиваю здравый смысл»;

· Выступил против самого принципа монархического правления:

o Как ни удивительно, но Пейн был первым из просветителей, кто высказался против монархии (одни верили в просвещенного монарха, другие считали, что республиканская форма правления пригодна лишь для малых стран);

o Всякая монархия – зло: этому посвящены первые два раздела «О происхождении и назначении правительственной власти» и «О монархии и престолонаследии»;

o Самое сильное доказательство престолонаследия Пейн видит в том, что эти права не одобряет сама природа, «иначе она так часто не превращала бы их в насмешку, преподнося человечеству осла вместо льва»;

o Аргументы из Библии: Гедеон, отказавшийся быть царем, и Самуил, отказавшийся дать царя израильтянам;

· Вместо монархии – представительная парламентская республика на основе всеобщего избирательного права:

o Этому посвящен третий раздел «Мысли о нынешнем состоянии американских дел»;

o На него повлияли идеи диггеров и левеллеров, а также антимонархические сочинения Джона Мильтона;

o На момент написания книжки даже в Америке были серьезные имущественные цензы и цензы по вероисповеданию;

· Идея фиксированной Конституции, разработанной специально созванным Собранием;

o «В свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого»;

С середины 1776 законодательные собрания штатов начинают принимать свои Конституции, а в 1787 принята Конституция единого государства.

Век разума (1794, 1796)

Последний из трактатов Томаса Пейна, в котором содержится смелая критика Библии, богословия и организованной религии.

Его деизм был воспринят консервативной американской общественностью как атеизм.

Термин «век разума» стал в США синонимом понятия «эпоха Просвещения», а начатый Пейном пересмотр библейской традиции был продолжен рационалистами XIX века.

· «Моим согражданам в США»,

· «Я всегда упорно отстаивал право каждого человека на свое собственное мнение, сколь бы оно ни отличалось от моего. Тот, кто отрицает за другим это право, превращается в раба своего нынешнего мнения, ибо лишает себя права изменить его».

Исповедание веры автора

· Что побудило его к написанию:

o События во Франции: уничтожение всего национального института духовенства и всего относящегося в принудительным системам религии;

o Чтобы при общем крушении предрассудков мы не потеряли из виду нравственности, человечности и той теологии, которая истинна;

· Во что он верит:

o В единого бога;

o Надеется на счастье за пределами земной жизни;

o В равенство людей;

o Религиозные обязанности состоят в справедливости поступков, милосердии и стремлении сделать наших собратьев счастливыми;

· Во что он не верит:

o В религии, исповедуемые церковью еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской или какой-либо другой; мой собственный ум – моя церковь;

§ Все церковные учреждения – человеческие изобретения, предназначенные для того, чтобы запугать или порабощить человечество, монополизировать власть и доходы;

§ Но он не осуждает: они имеют такое же право на свою веру, как и он;

· Безверие состоит в том, что человек притворяется верующим в то, во что на самом деле не верит;

· Вслед за революцией в системе правительства следует революция в системе религии:

o Связь церкви и государства эффективно запретила всякую дискуссию по установленным вероучениям и основным принципам религии;

o До тех пор, пока не будет изменена система правления, эти вопросы не смогут быть честно и открыто поставлены перед миром.

Оценка личности ИХ и его истории

· ИХ был добродетелен и нравственен,

o Его система не была никем превзойдена;

· История непорочного зачатия:

o Язычество подготовило людей к вере в эту историю, т.к. в то время мысль о небесном происхождении человека была не нова;

o Евреи, которые строго держались веры в одного бога и всегда отвергали языческую мифологию, никогда не верили этим россказням;

· История его воскрешения уравновешивает историю непорочного зачатия;

· Существование такого человека как ИХ и его распятие – историческое событие, не выходящее за рамки возможного;

o Он не только проповедовал превосходную нравственность и равенство людей, но и выступал против продажности священников, поэтому нормально, что его казнили.

Легендарные основы христианства

· Христианская мифология = языческая мифология + иудейские предания;

· Языческое в христианстве:

o Основателю приписано божественное происхождение;

o Троица – уменьшение прежнего множества богов;

o Обожествление героев превратилось в канонизацию святых;

o У язычников богов было на всяких случай жизни, в христианстве столько же святых.

· Иудейское в христианстве:

o История сатаны.

Критика Библии:

· Основной метод – использование Библии в качестве доказательства противоречий, содержащихся в ней:

o «я не выйду за пределы Библии в поисках свидетельств против мнимой подлинности Библии. Ложное свидетельство всегда хорошо говорит против себя самого»;

· Среди авторитетов:

o Средневековые философы-богословы: Ибн Эзра и Маймонид;

o Мыслители нового времени: Спиноза и Гроций;

o Английские и французские деисты: Буланже;

· Начинает критику с доказательства того, что Библия не является словом божьим:

o Каждая религия ссылается на книги, называемые откровением или словом божьим:

§ Откровение = нечто, сообщенное непосредственно богом человеку;

§ Откровение, сделанное одному человеку, для 2ого, 3его, 4ого перестает быть откровением, но становится слухом, в который он не обязан верить;

§ Откровение ограничено первым сообщением;

o Откровение не может быть приложена к чему-нибудь, произошедшему на земле, участников или очевидцем чего был сам человек:

§ => все исторические и повествовательные части Библии, которые занимают почти всю ее, не подходят под значение слова «откровение» => не являются словом божьим;

· Кропотливый разбор книг ВЗ и НЗ;

o Задача – доказать, что Библия написана людьми и поэтому священность ее вымышленная;

o Опирается на «Богословско-политический трактат» Спинозы;

Истинная теология и теология суеверная

· То, что называется теологией, суть изучение человеческих мнений и фантазий относительно бога;

o Она изучает не бога, а труды людей о боге;

· То, что называется натуральной философией и охватывает весь круг наук, в котором астрономия занимает главное место, является истинной теологией (т.е. изучением деяний бога);

· О науках:

o Они не изобретены человеком (в чем пытается убедить нас христианство);

o В их основе – системы принципов, которыми регулируется и управляется вселенная,

o Человек может только открыть эти законы;

o Откуда он черпает знания? Само устройство вселенной преподает человеку эти знания;

o Все знание происходит из изучения истинной теологии.

Лучший способ служения Богу

· Естественная мораль диктуется сознанием;

· Единственная идея служения богу – идея содействия счастью живых существ,

o Наше поведение должно строится по примеру того, как сам бог благостен ко всем;

o Это не может быть осуществлено удалением от общества и затворнической жизнью;

Резюме:

· Слово божье не может существовать в письменном виде – отсутствие универсального языка, ошибки переводчиков и переписчиков, етс;

· Мироздание есть реальное и вечно существующее слово божье; оно показывает на его мощь, мудрость, доброту и милость;

· Обязанность человека – подражание нравственной доброте и милосердию бога.

 

 

35. Американские просветители: борьба за веротерпимость и свободу разума. «Век разума» Т. Пейна.

Свободомыслие в Америке В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. Поскольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вместе с тем появилось немало людей, выступавших против религиозного фанатизма с позиций просвещенного разума. В среде протестантизма появляются либералы, разделяющие деистические представления. Ярким представителем американского Просвещения был Б. Франклин (1706 -1790), политик, естествоиспытатель и философ. Б. Франклин, как и все американские просветители, был деистом. Он говорил, что человек - часть великого механизма вселенной, а его поведение зависит от него самого. Мораль, проповедуемая Б. Франклином, в основе была свободной от религии. Он выступал против того, чтобы включать в конституцию США статью, требующую исповедания веры от членов конгресса. Самой лучшей службой Богу он считал творение добра другим его (Бога) детям. Франклин был последовательным антиклерикалом, выступал против преследований инакомыслящих, проповедовал веротерпимость.

Один из вождей американского народа в борьбе за независимость, автор "Декларации независимости" (1776) Т. Джефферсон (1743 -1826) публично выступал за отделение церкви от государства и религиозную свободу. Билль о религиозной свободе (1779 г.), «Заметки о религии». Разум и свободное исследование – вот единственно действенная сила против заблуждений, считал он. Т.Джефферсон показал негативные последствия принудительного введения христианства: миллионы людей после введения христианства были сожжены, замучены, оштрафованы, брошены в тюрьмы. Результатом принуждения было то, что "половина мира была объявлена дураками, а другая половина оказалась лицемерами...".

Т. Пейн (1737 - 1809), активный участник войны за независимость Америки и затем - Французской революции, критику религии связывал с пропагандой и использованием современного ему естествознания. В сочинении "Век разума" он показал несостоятельность учения христианства о тайнах, чудесах и пророчествах, полагая их вымыслами, использованными для обмана человечества. Пейн стоит за создание новой истинной религии, "...которая не была вымышлена и божественное происхождение которой очевидно, есть чистый и простой деизм. Он должен быть первым и, вероятно, будет последним, во что верит человек". Он делает вывод, что человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Он анализировал одну книгу Библии за другой и пришел к выводу об их человеческом происхождении.

По мнению Пейна, каждая национальная церковь, каждая религия претендует на особую божественную миссию, хочет быть исключительной, но каждая основывает свое вероучение на непонятном для человека откровении. Его же вера основывается не на религиозных догматах какой-то определенной церкви, а лишь на доводах разума: “Мой собственный ум — моя церковь”. В работе «Век Разума» Пейн заявляет, что верит в равенство людей и полагает, что “религиозные обязанности состоят в справедливости поступков, милосердии и стремлении сделать наших собратьев счастливыми”. Христос для Пейна — не божественная, а прежде всего нравственная личность: “Он был добродетельным и привлекательным человеком. Нравственность, которую он проповедовал и практиковал, была в высшей степени благородной… и его система не была никем превзойдена”.

Джон Толанд (1670-1722) — английский философ, прославившийся книгой «Христианство без тайн», осуждённой на сожжение. В ней он жёстко критиковал религию и церковь с точки зрения материализма, однако полностью атеистическую позицию считал, как и многие мыслители того времени, безнравственной. Основные идеи Толанда, оказавшие влияние на развитие материализма 18 в., связаны с доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.

Джон Коллинз (1676-1729) РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДОМЫСЛИИ, ВЫЗВАННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СЕКТЫ, НАЗЫВАЕМОЙ СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ (1713), означал свободомыслие в религии: Под свободомыслием, следовательно, я понимаю применение ума, размышление {состоящее] в стремлении узнать зна­чение какого бы то ни было положения,-в рассмотре­нии характера доказательств (evidence) за или против него и в суждении о нем в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих доказательств.

ПРАВО мыслить свободно:

1) знание истины - наше право

2) свободное испытание нужно для выяснения лучшего в ремеслах, свободные опыты, искания. то есть науки д.б разрешены

Так что ни одна моральная обязанность, содержащаяся в писании, не может быть точно и определенно понята, если не знать закона природы.

это единственный способ заставить человека понять са­мую возвышенную из всех наук — теологию, или волю бога, содержащуюся в священном писании, значит, свободомыслие помогает (в том смысле, в котором понимал его Коллинз)

не разрешено свободомыслие - будут заблуждения, суеверия.

Конституция США:

Поправка I

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб. (Ратифицирована 15 декабря 1791 г.)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...