Водитель транспортных средств категории «Tb» 6 глава
Требования, предъявляемые к электрооборудованию К электрооборудованию подвижного состава по сравнению с электрооборудованием, работающим в стационарных условиях, предъявляют повышенные требования, связанные со спецификой условий работы. При движении подвижного состава возникает тряска, она может явиться причиной ослабления крепежей деталей, надлома и обрыва проводов, вызывать отключение аппаратов. Последнее особенно относится к командным аппаратам автоматических устройств, поскольку усилия, прилагаемые к их подвижным частям для срабатывания, обычно по абсолютной величине невелики. Поэтому все болты, винты и гайки электрических соединений и крепления деталей должны быть зашплинтованы, иметь пружинные шайбы или какую-либо иную конструкцию, предотвращающую их отвертывание. Провода, шины и кабели не должны передвигаться при тряске и монтаж их должен быть таким, чтобы они не несли механической нагрузки. Для расположения электрооборудования на трамвайных вагонах и на троллейбусах отведено ограниченное пространство. Это объясняется необходимостью размещения большого количества сложных агрегатов в основном под кузовом и частично внутри него. Размеры же кузова ограничены условиями эксплуатации – определенными габаритами, определенным числом мест для пассажиров. Поэтому тяговое электрооборудование изготавливают с наименьшими размерами. Аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания электрических цепей, являются источником ионизации окружающего воздуха. Ионизированный воздух становиться проводником. Это влечет за собой опасность перекрытий (перебросов электрической дуги) между токонесущими частями или с токонесущей части на корпус. Детали электрооборудования работают в условиях повышенной влажности и загрязнения их поверхностей. Отсюда вытекают требования высокого качества изоляционных материалов, используемых в тяговом электрооборудовании. Поскольку кузов троллейбуса не может быть заземлен, то для обеспечения безопасности пассажиров и обслуживающего персонала высоковольтное оборудование троллейбуса должно иметь надежную изоляцию от кузова, состоящую обычно из трех ступеней.
Электрическое оборудование нагревается во время работы. По окончании же работы оно, особенно в холодное время, охлаждается с выделением на нем влаги или инея. В ряде случаев электрооборудование находится под непосредственным воздействием атмосферных осадков. Поэтому нельзя допускать применения гигроскопических составов изоляции и металлических деталей, поверхность которых легко поддается окислению, если оно ничем не защищено. Для предупреждения недопустимого нагрева различных частей электрооборудования необходимо обеспечить достаточную вентиляцию. Все оборудование должно работать в интервалах от +40°С до -40°С, а для некоторых вагонов еще и большем диапазоне. Во время движения более сильно подвержена загрязнению песком, пылью и мокрой грязью аппаратура, расположенная под кузовом. Скопление грязи увеличивает износ трущихся частей, ухудшает изоляцию, что может привести к отказу аппарата (например, к «заеданию» якорей) и поверхностному перекрытию изоляционных деталей, являющемуся причиной коротких замыканий. Поэтому для сохранения аппаратуры в чистом виде необходимо ее продувать сжатым воздухом, протирать ветошью, очищать места скопления грязи. Расположение оборудования должно обеспечивать свободный доступ для проведения таких работ. Сами же аппараты на своих деталях должны иметь как можно меньше углублений и горизонтально расположенных поверхностей, на которых могла бы удержаться грязь. Все оборудование должно быть тщательно закрыто кожухами с надежным уплотнением.
При работе тяговых аппаратов непрерывно меняется режим их работы. Это объясняется большими колебаниями тока, напряжения, большим числом включений и выключений (для ГЭТ вследствие частых пусков, торможений и остановок). При такой нагрузке сильно изнашиваются подвижные части аппаратов, а поскольку при этом аппаратура подвергается и тряске, то еще и расшатываются все резьбовые соединения и неподвижных, но механически загруженных частей. Поэтому необходимо предусматривать для тяговых аппаратов подвижного состава большой запас прочности по сравнению со стационарными. Условия эксплуатации тяговых аппаратов предъявляют требования надежности и простоты их конструкции, так как любые перебои на линии вызывают нарушение графика движения (а на трамвае и задержку всего движения). Конструкция их должна допускать быструю смену выбывших из строя деталей, ремонт или быструю замену аппарата целиком. Следует при этом иметь в виду, что такую замену часто приходится производить на значительном расстоянии о депо.
Кабина троллейбуса ЗиУ-682Б, ЗиУ-682В всех модификаций Панель приборов троллейбусов ЗиУ-682Б, ЗиУ-682В
Распределительный щиток ЗиУ-682В всех модификаций
Приборный и распределительный щитки в кабине троллейбусов ЗиУ-682Г00
Блок выключателей в кабине троллейбусов ЗиУ-682Г00 I. Расположение электроаппаратов и узлов на троллейбусе (крепятся к раме шасси) Генератор Г-732 используется как электропривод для насоса гидроусилителя. Находится под троллейбусом под кабиной слева, перед передним колесом. Групповой реостатный контроллер ГРК – тип ЭКГ20. Является посредником между водителем и тяговым электродвигателем (ТЭД). Находится под троллейбусом с левой стороны за передним колесом. Преобразователи напряжения ПНР-100 являются источником низковольтного напряжения (24-28В) для питания низковольтных цепей и подзаряжают аккумуляторную батарею. Находится с левой стороны троллейбуса под кузовом, имеет низковольтный вентилятор для охлаждения. ДК 408 является электроприводом для компрессора ЭК4. Находится перед задним мостом, под кузовом с левой стороны. ПС1 печь отопления салона. Находится в пассажирском салоне с правой стороны под сидением кондуктора. ЯС-42 шунтовой реостат (регулировочный). Регулирует величину тока шунтовых катушек ТЭД. Находится рядом с печью салона (под кузовом). 9НК-70 ящик с аккумуляторами (никилиевокадмиевый 9 банок, ёмкостью 70 ампер-часов). Является автономным источником низковольтного напряжения. Находится с правой стороны под кузовом перед задним колесом. ТЭД ДК-210 (тяговый электродвигатель). Является электроприводом заднего моста и приводит в движение задние колеса. Находится в средней части перед задним мостом. КФ 62 реостат регулировочный. При помощи этого реостата ослабляется поле сериесных катушек. Регулируя число оборотов ТЭД. Находится перед ТЭД.
КФ51 пуско-тормозные реостаты, предназначены для ограничения тока при пуске ТЭД и гашения энергии ТЭД в режиме торможения. Находятся под троллейбусом в ящике после переднего моста и крепятся к раме кузова на изоляторах. (в кабине водителя) ТП94 высоковольтная панель, на которой расположены электромагнитные контакторы и реле. АВ автоматический выключатель. Выполняет функции аппарата защиты, автоматически выключается, если возникает токовая перегрузка в ТЭД (защищает ТЭД). Находится на перегородке кабины за спиной водителя. ПП плавкие предохранители. Защищают различные цепи от токовых перегрузок. Находятся на перегородке кабины за спиной водителя. Приборы измерительные (приборная панель кабины) 1. 2 манометра Левый – показывает давление в тормозной системе и захват воздуха тормозными цилиндрами заднего моста. Правый - показывает давление в тормозной системе и захват воздуха тормозными цилиндрами переднего моста. 2. 2 амперметра Левый – показывает пусковые и тормозные токи ТЭД (500А). Правый – показывает ток зарядки аккумуляторной батареи (100 А). 3. Вольтметр Показывает напряжение аккумуляторной батареи. 4. Низковольтные предохранители Находятся в низковольтной панели, служат для защиты низковольтного оборудования от токов перегрузок. Аппараты управления 1. Реле времени РВ Создает выдержку времени при включении ЛК3 и выключении ЛК1 и ЛК2. Находится на перегородке кабины за спиной водителя. 2. Реле времени первое РВ1 Находится Расположено на ТП94 первое слева верхний ряд. Назначение: РВ1 размыкает цепь катушки контактора Т с выдержкой времени, чтобы меньше подгорал контактор Т. 3. КВП 22Б контроллер водителя Предназначен для управления троллейбусом. Находится за сидением водителя, выполняет 4 функции. 4. АК 11Б регулятор давлени я (автомат компрессора 11 без дугогашения) Автоматически включает и выключает двигатель компрессора. Крышевое оборудование 1. Два токоприемника штангового типа Для осуществления передачи электрического тока от контактного провода к электрооборудованию троллейбуса. 2. Две катушки радиореактора Для гашения электромагнитных волн, излучаемых электрооборудованием троллейбусов. II. Машины постоянного тока ТЭД (Тяговый электродвигатель)
Назначение Является электроприводом для заднего моста. Параметры Uв=550В Р =110кВт Iян=185А Число коллекторных пластин=175 шт. Способ возбуждения компаундный (смешанный). Вес (масса) 725кг. n (число оборотов, частота вращения). n=1500 об/мин. Крепится к раме шасси при помощи 4-х кронштейнов и 4-х болтов.
В местах крепления на болты надеваются резиновые втулки с целью уменьшения вибрации, а также для изоляции от корпуса троллейбуса. Состоит из двух основных частей 1.Статор (неподвижный корпус). 2. Ротор (подвижный сердечник). Статор 1.Статор состоит из следующих частей: 1) цилиндрический корпус; 2) крышки подшипниковые; 3) щиты (задний и передний); внешний 4) кронштейны крепления к раме шасси; вид 5) вентиляционный патрубок; 6) смотровые окна (предусмотрены крышки, плотно прилегающие к корпусу) для осмотра и ремонта. 7) вентиляционные окна (отверстия, закрытые сеткой).
1. Сердечник главного полюса 2. Сердечник добавочного полюса 3. Шунтовая катушка. внутренний вид 4. Сериесная катушка. 5. Катушка добавочного полюса. Способы соединения катушек Шунтовой - параллельный. Сериесный – последовательный. Сердечник главного полюса Назначение Для создания основного магнитного поля. Внутри статора установлено 8 электромагнитов, которые называются полюсами (4 главных, 4 добавочных). Главные полюса создают основное магнитное поле. Добавочные полюса уменьшают реакцию якоря (смотри в разделе «Электротехника»). Главный полюс состоит Из сердечника, набранного из отдельных пластин электротехнической стали и 2 катушек. Сериесные катушки выполнены из шинной меди. Шунтовые – из круглого медного провода. Все сериесные катушки между собой соединяются последовательно и к обмотке якоря подключаются также последовательно (катушка последовательного возбуждения). На схеме:
На схеме вся группа катушек обозначается одной
С1 С2 Сериесная С1 - начало, сериесная С2 - конец (Катушка последовательного возбуждения) Шунтовые катушки между собой соединяются последовательно, а все вместе к обмотке якоря подключаются параллельно.
На схеме вся группа катушек обозначается одной.
Ш1 Ш2
Шунтовая Ш1 – начало, шунтовая Ш2 – конец. Добавочный полюс Сердечник цельнометаллический и катушка из шинной меди. Катушки между собой соединены последовательно и к обмотке якоря подключаются последовательно. На схеме обозначаются Д – катушка добавочного полюса. Я – обмотка якоря. Д Д Всего катушек 12: 4 добавочных полюсов. 8 главных полюсов. Ротор (якорь) Устройство Состоит из 5-ти основных частей. 1. Вал. 2. Сердечник. 3. Обмотка якоря. 4. Коллектор. 5. Вентилятор. 1. Вал Изготовлен из стали Ст45, имеет переменное сечение (разный диаметр по длине). Вращается в двух подшипниках, которые располагаются в подшипниковых щитах. Один конец вала удлинен, выходит наружу со стороны заднего подшипникового щита (со стороны вентилятора) для крепления карданного вала. 2. Сердечник Он выполнен из отдельных пластин технической стали, надет на вал при помощи шпонки. Имеет 35 пазов или канавок для укладки обмотки якоря и вентиляционные каналы для охлаждения. 3. Обмотка якоря Предназначена для создания электромагнитного поля якоря. Катушки обмотки укладываются в пазы сердечника. 35 пазов – 35 катушек, каждая катушка состоит из 5 проводников шинной меди. 4. Коллектор Концы проводников припаиваются к коллекторным пластинам обмотки якоря, удерживаются в пазах текстолитовыми клиньями и бандажом из стеклоленты. Ток к обмотке якоря подается через пластины коллектора, которые крепятся на металлическом корпусе и изолируются от него двумя миканитовыми конусами, между собой пластины изолируются прокладками из миканита. На схеме обмотка якоря обозначается: Я1 якорная обмотка начало, Я2 – якорная обмотка конец. Я1 Я2 5. Вентилятор Вентилятор применяется для охлаждения ТЭД, жестко посажен на вал. Выполнен из силумина (сплав силумина прочный и легкий). При работе двигателя атмосферный воздух забирается со стороны коллектора через вентиляционный патрубок, прогоняется по каналам сердечника и зазорам между полюсами и ротором, охлаждает ТЭД, сам нагреваясь, выбрасывается через вентиляционные окна наружу. Щеткодержатель Назначение Щеткодержатель предназначен для закрепления щеток и провода тока к коллектору. Состоит: из двух основных частей 1. Кронштейн с изолятором. 2. Обойма с пружинами (усилие =2,5кг). В щеткодержатель устанавливается 2 щетки, которые прижимаются к коллектору пластинчатыми пружинами, давление на щетку 2,5кг. Щеткодержатель крепится к переднему подшипниковому щиту. Щетки типа ЭГ-2А, размер16×32×50мм. Износ минимально-допустимый 50% по высоте. Предел 25 мм (24мм – не допускается к эксплуатации).
Двигатели
Серводвигатель (СД) тип ПЛ-0,72 1. корпус мотора; 2. передняя крышка; 3. задняя крышка; 4. подшипниковый щит; 5. кронштейн крепления двигателя; 6. защитная крышка проводов; 7. сердечник полюса; 8. катушка полюса; 9. ротор; 10. вал; 11. коллектор; 12. щеткодержатель; 13. выводные концы обмотки якоря и катушки статора; 14. вентилятор; 15. шестерня. Назначение является электроприводом для вала (ГРК) группового реостатного контроллера. Параметры Двигатель нереверсируемый (работает только в одном направлении). Машина постоянного тока Мощность Р = 150Вт Напряжение U = 24В Ток якоря Iя = 10А Частота вращения n = 1350 об/мин. III.Реостаты (резисторы, сопротивления) По назначению различают 1. Пусковые 2. Тормозные 3. Регулировочные 4. Разрядные 5. Демпферные 6. Добавочные Пусковые – ограничивают ток двигателя ТЭД при пуске. Тормозные – гасят энергию ТЭД в режиме торможения. Регулировочные – изменяют магнитный поток шунтовых и сериесных катушек ТЭД, в результате чего изменяются обороты двигателя (изменяется скорость движения троллейбуса). Разрядные – уменьшают перенапряжение при размыкании шунтовых цепей ТЭД. Демпферные – ограничивают ток двигателей вспомогательных цепей. Добавочные – ограничивают ток в цепях катушек реле серводвигателя (серво – механизм исполнитель), сигнальных лампочек и. т. д. Пуско – тормозной реостат (ПТР) Тип КФ-51 Назначение Одни и те же реостаты используются и для пуска и для торможения. Предназначены для ограничения тока при пуске ТЭД и гашения энергии ТЭД в режиме торможения. Находятся под троллейбусом в ящике после переднего моста и крепятся к раме кузова на изоляторах.
I пуск = = 11000А – пусковой ток
550 В – напряжение в контактной сети соответственно и якоря. 0,05 Ом сопротивление якоря. Допустимый ток 185 А. Чтобы уменьшить пусковой ток, необходимо включить в цепь дополнительные сопротивления (R реостатов). I = = = 90,9 А На троллейбусе пуско-тормозной реостат состоит из двух блоков, расположенных в два этажа: В одном блоке 8 элементов (4 –1 ряд, 4 – 2 ряд). Во втором блоке 7 элементов (4 – 1 ряд, 3 – 2 ряд). Пуско–тормозной реостат выполнен из отдельных элементов типа КФ-51. Состоит Металлический штампованный держатель. Керамический изолятор с канавками. Фехралевая лента ребром намотанная на изолятор. Наконечники. Фехраль – сплав Железо. Хром. Алюминий. Имеет высокое удельное сопротивление Элементы крепятся при помощи держателей к шпилькам. Шпильки крепятся к стойкам, а стойки через изолятор крепятся к раме. Элементы изолированы фарфоровыми изоляторами. Между собой они соединены последовательно-параллельно (соединение смешанное, компаундное). Весь реостат разделен на 9 секций. Над реостатом установлен слой асбеста и закрыт листовой сталью. Время работы не более 5 мин. Чтобы предотвратить перегрев нужно следить за режимом работы (не двигаться на М позиции более 5мин). На схеме R1 … R10; R12, R13, R21 – тормозные. Регулировочный реостат Тип КФ-62 По внешнему виду очень похож на элемент типа КФ-51, только длиннее. Назначение Для ослабления (изменения) магнитного потока сериесных катушек ТЭД и увеличения (изменения) оборотов двигателя. Находится под троллейбусом перед ТЭД и крепится к раме на изоляторах. Общее сопротивление Rоб = 0,157 Ом. Масса 9 кг. Он включен в цепь сериесных катушек, разделен на 4 секции. Регулировочный реостат Тип ЯС-42 Назначение Изменяет магнитный поток шунтовых катушек ТЭД, влияя на обороты двигателя. Находится Справой стороны за передним мостом. Представляет собой ящик сопротивлений, является шунтовым реостатом, так как включен в цепь шунтовых катушек ТЭД. Состоит из 8 элементов типа СР-200.
Элемент состоит 1. Два держателя. 2. Фарфоровая трубка с канавками (полая внутри). 3. Фехралевая проволока. 4. Шпилька для крепления изолятора к держателям. 5. Клеймы или зажимы (выводы). Элементы шунтового реостата установлены в вертикальном положении на асбоцементной плите (панели). 6 элементов выполняют роль шунтовых реостатов. 2 элемента – разрядные. На схеме изображаются значком
Шунтовые реостаты обозначаются R13 R14 R15 R16 Разрядные реостаты обозначаются R14 – R15 Демпферные реостаты Назначение Ограничивают ток двигателей вспомогательных цепей. В качестве демпферного реостата в цепи двигателя вентилятора используется элемент типа СР-200. Такой же элемент используется в цепи двигателя компрессора. Добавочные реостаты В качестве добавочных сопротивлений используются элементы сопротивлений типа ПЭ75 Состоит 1. Два держателя 2. Керамическая трубка без канавок, полая внутри. 3. Нихромовая проволока. 4. Сверху покрыта жаропрочной эмалью 5. Шпилька для крепления. 6. Фарфоровые изоляторы (изолируют шпильки от держателей). На схеме изображаются значком Нерегулируемые
Регулируемые IV. Токоприёмники
Параметры Масса одного токоприёмника 80кг (оба 160кг).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|