Взаимосвязь возрастных и квалификационных показателей тренировочной и соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц
Старших разрядов. При систематическом и целенаправленном тренировочном процессе вопросы тренировочных и соревновательных нагрузок (деятельности) должны быть строго сбалансированы и решать задачи определённого этапа и периода годичного цикла. Важным условием рационального соотношения этих двух составляющих тренировочного процесса является учёт возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов и спортсменок, преемственность и последовательность в повышении тренировочных нагрузок (основные принципы тренировочного процесса). Для лыжниц-гонщиц 1 разряда (16-17 лет) с ещё в неполной мере сформировавшихся анатомо-физиологических параметров организма, весьма важным являются не преемственность форсирования подготовки. Для них длительные и интенсивные нагрузки могут привести к перенапряжению органов и систем. Нередки случаи, когда юные лыжницы теряют интерес к дальнейшим тренировочным занятиям (В.М. Ковязин, В.Н. Платонов, В.Я. Субботин, 1997). Для юных лыжниц-гонщиц (как и для юных лыжников), имеющих возраст 16-17 лет и спортивную квалификацию 1 разряд, ежегодный прирост спортивных результатов происходит, в основном, за счёт постоянного роста объёма тренировочных нагрузок (в значительной степени аэробного характера) (В.И. Михалёв, 1982; В.Н. Манжосов, 1986). Основным требованием к тренировочному процессу лыжниц-гонщиц (и лыжников) 1 разряда является постепенное повышение тренировочных нагрузок за счёт их абсолютных объёмов, ограничения и строгой дозировки сильно интенсивных тренировочных занятий (Т.И. Раменская, 2004). Для лыжниц-гонщиц (также лыжников) более старшего возраста (18-20) лет и спортивной квалификации – кандидатов в мастера спорта возникает необходимость повышения интенсивности занятий, особенно в специальных средствах подготовки. Значительное место начинают занимать анаэробные системы обеспечения специальной работоспособности лыжниц-гонщиц. Тренировочный процесс всё больше использует компоненты соревновательной деятельности (П.Янсен, 2007). В тренировочном процессе значительное место (до 30 %) занимают тренировки развивающего характера (В.Н. Манжосов, 1986; В.Н. Пальчевский, Н.А. Демко, С.В. Кортюшко, 1996; Т.И. Раменская, 2004).
Структура тренировочного процесса становится всё более «жестче» с применением всё более интенсивных методов тренировки: повторного, интервального, контрольного. Юниорский возраст, в отличие от старших юношей и девушек, характерен не только изменением тренировочной деятельности, но и соревновательной деятельности. В юниорском возрасте возрастает количество стартов и их уровень (масштаб). Юниоры и юниорки очень часто составляют сборные команды городов и областных центров, нередко тренируются совместно с мастерами спорта и выполняют значительные нагрузки, как по объёму, так и по интенсивности. Основным правилом для квалифицированных спортсменок является соразмеренность тренировочных нагрузок, адаптированных к возможностям их организма. Адаптация организма спортсмена к тренировочным нагрузкам – это «краеугольный» основной принцип построения тренировочного процесса (Л.Г. Харитонова, 1991). Ряд исследователей (С.А. Потапов, О.С. Потапова, 2007;Т.И Раменская, 2004) ставят зависимость спортивных результатов от технологии подготовки скользящей поверхности гоночных лыж. В совокупности с физической, техничнской, тактической и психологической подготовкой технологии подготовки скользящей поверхности гоночных лыж составляет единый педагогический процесс тренировочной и соревновательной деятельности.
Подобрать тренировочную нагрузку по средствам, методам, объёму и интенсивности, соответствующую возможностям спортсмена – это основное правило построения тренировочного процесса, как в годичном, так и в многолетнем планировании. Содержание тренировочного процесса лыжниц-гонщиц старших разрядов по уже разработанным правилам (принципам) построения тренировки и является важнейшей задачей на каждом из этапов, периодов годичного цикла.
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи исследования 1. Выявить основные направления тренировочного процесса лыжниц-гонщиц старших разрядов в годичном цикле подготовки (по результатам устного опроса). 2. Изучить показатели тренировочной и соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда сборных команд города Омска и Омской области в спортивном сезоне 2007-2008 года (по анализу дневников самоконтроля). 3. Оценить результаты соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда в период с января по март 2008 года.
Методы исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы; 2. Опрос тренеров г. Омска и Омской области по лыжным гонкам; 3. Анализ дневников самоконтроля лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда, являющихся членами сборных команд г. Омска и Омской области; 4. Анализ результатов выступлений лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда в городских, областных соревнованиях, в чемпионате Омской области и чемпионате Сибири и Дальнего Востока; 5. Методы математической статистики и обработки результатов исследования (по методике П.А. Ашмарина, 1978). Анализ научно-методической литературы позволил изучить состояние проблемы; разработать гипотезу, цель и задачи педагогического исследования; подобрать методы изучения поставленных задач и разработать организацию исследования. В ходе изучения литературы было проанализировано 27 источников, которые представлены в библиографическом списке. Опрос тренеров сборных команд города Омска и Омской области М,Х Талыпова и А.Г. Завирюха проводился с целью уточнения основных параметров тренировочного процесса лыжниц-гонщиц, входящих в составы сборных команд Омской области и районных центров Омской области. Опрос тренеров проводился в сентябре, октябре 2008 года. Образец вопросов для опроса тренеров представлен в приложении 1.
Анализ дневников самоконтроля лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда проводился с 2008 по 2009 год. Изучались следующие показатели: количество стартов свободным и классическим стилем (с ноября по март 2008 года); объём лыжной подготовки, выполненный с 1 ноября до главных соревнований сезона; объём тренировочной нагрузки, выполненный на бесснежных этапах подготовительного периода; объём лыжной подготовки после главных соревнований до конца спортивного сезона; а также общий объём тренировочной (циклической) нагрузки за спортивный сезон 2007-2008 года. Фиксировались спортивные результаты лыжниц-гонщиц старших разрядов в 5 основных соревнованиях с января по март 2008 года, включая главные соревнования спортивного сезона. Главными соревнованиями для лыжниц-гонщиц КМС был чемпионат Сибири и Дальнего Востока, проведённый в Алтайском крае с 1 февраля 2008 года; для лыжниц 1 разряда такими соревнованиями были старты на чемпионате Омской области 20 февраля 2008 года. Анализ результатов соревнований проводился с целью оценки эффективности соревновательной деятельности лыжниц- гонщиц старших разрядов. Были проанализированы результаты лыжниц-гонщиц в 5 основных соревнованиях спортивного сезона. Методы математической статистики использовались для обработки полученных результатов исследования. Рассчитывались средние значения по формуле: ∑Хi Х = ─ , где (1) n
Х– средняя арифметическая величина, ∑ - знак суммирования, Хi – полученные в исследовании значения (варианты), n – число вариант. Среднеквадратическое отклонение – по размаху вариационного ряда: Vmax – Vmin δ = ± ———————, где (2)
K
δ – среднее квадратическое отклонение, Vmax – наибольшее значение вариант, Vmin – наименьшее значение вариант, К – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха. Ошибка средней величины: δ mx = ± ———,где (3) √n
mx – ошибка средней величины, δ – среднее квадратическое отклонение, n – число вариант. Рассчитывалась также скорость прохождения 1 км соревновательной дистанции классическим и свободным стилем передвижения на лыжах; достоверность различий в средних значениях показателей тренировочной и соревновательной деятельности, по критерию Стьюдента, х1 – x2 tрасч. = —————,где (4) √m2x1+ m2x2
tрасч. – достоверность различий по средним значениям t критерию Стьюдента, х1 - средняя арифметическая величина первого тестирования, х2 – средняя арифметическая величина второго тестирования. Достоверность различий принималась при tрасч. ≥ tтабл., при p0 <0,05. Коэффициент вариативности: δ CV % = ——— х100%, где (5) х
δ – среднее квадратическое отклонение, х – средняя арифметическая величина. Коэффициент вариативности показателей соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц КМС и 1разряда при передвижении на лыжах свободным и классическим стилем изучался для оценки однородности групп спортсменок по спортивным результатам и их изменчивости в соревновательном периоде.
2.3 Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе 2007-2008 годах изучалась научно-методическая литература, планировалось проведение исследования с опросом тренеров сборных команд г. Омска, Омской области и районных центров Омской области. На втором этапе с 2008 по 2009 год были проанализированы дневники самоконтроля лыжниц-гонщиц (5 – у КМС и 8 -у перворазрядниц). Подсчитывались объёмы лыжной подготовки сначала занятий на лыжах до главных соревнований спортивного сезона и после них до конца соревновательного периода, а также объёмы тренировочной нагрузки за бесснежные этапы подготовительного периода и за весь спортивный сезон. Фиксировалось количество стартов свободным и классическим стилем, фиксировались спортивные результаты лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда в 5 основных соревнованиях с января по март 2008 года.
На третьем этапе – с сентября по декабрь 2009 года проводилась математико-статистическая обработка результатов исследования, анализ соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц КМС и 1 разряда в спортивном сезоне 2007-2008 года, описывались результаты исследования, готовились разделы ВКР и доклад для защиты выполненной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|