Вопрос 4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Для индустриально развитых стран мира характерной является модель смешанной экономики, или рыночная модель развития. Рыночная система основана на частной собственности и установлении цен на товары в результате спроса и предложения в условиях конкуренции. Необходимо различать рыночные системы эпохи свободной конкуренции и современные рыночные системы. В условиях капитализма свободной конкуренции рыночные системы были основаны на господстве частной собственности и использовании ресурсов для производства товаров по выбору самого собственника. Воздействие государства на экономику было ограничено. Современные рыночные системы основаны на сочетании свободы частного предпринимательства и мощном воздействии государства на процесс производства и потребления. Государство выполняет важные экономические функции по обеспечению эффективности использования ресурсов, перераспределения дохода и богатства, стабилизации экономики путем регулирования занятости, инфляции и стимулирования экономического роста. Современная смешанная экономика существует в двух основных моделях. Первая модель основана на предоставлении максимальной свободы частному предпринимательству и незначительном воздействии государства на экономику. Эта модель называется либеральной рыночной экономикой.
Структурно-логическая схема 3. Модели рыночной экономики
Первая модель осуществляется в экономике США, поэтому она получила название американской модели. Особенностями данной модели являются низкий удельный вес государственной собственности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, резкая дифференциация населения на богатых и бедных, приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения. Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, конкуренции, ведущей роли в экономике крупных корпораций, обогащения наиболее активной части населения, низкой доли социальных расходов в государственном бюджете. Данная модель функционирует в экономике Великобритании, Италии и других стран. Вторая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной защите населения. Эта модель называется социальной рыночной экономикой. Вторая модель характерна для большинства стран Западной Европы. Данная модель основана на механизме рынка, свободного ценообразования и конкуренции, регулировании государством экономики и проведении социальной политики перераспределения доходов. В рамках данных критериев существует четыре основные модели. Германская, или континентальная, модель. Она применяется в ФРГ, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %), формирование страховых фондов за счет работодателей, развитая система социального партнерства, поддержание высокой занятости.
Англосаксонская модель используется в Великобритании, Ирландии, а также Канаде. Она предусматривает более низкий (около 40 %) уровень перераспределения ВВП через бюджет, пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний в оказании социальных услуг. Средиземноморская модель характерна для Греции, Испании, Италии. Перераспределение ВВП через бюджет составляет 60 % в Греции и Италии, и только 40 % в Испании. Социальная политика не носит всеобъемлющего характера. Скандинавская модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии. В данной модели очень высока доля перераспределения ВВП через бюджет 50-60 %, реализация идеи социальной солидарности. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование через бюджет. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, перераспределением национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения и сокращением имущественного неравенства. В государственной собственности находится всего 4 % основных фондов, доля расходов на социальные цели превышает 60 % бюджета. Данная модель получила название «функциональная социализация», в которой функцию роста масштабов производства осуществляют частные предприятия, а функцию обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование, транспорт, развитие науки) – государство. Китайская модель. Китай, а ранее Япония, Корея, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии после второй мировой войны повысили темпы роста до 7-10 % и поддерживают их в течение десятилетий. Главным инструментом в этих странах явился беспрецедентный рост затрат на научные исследования, ускоренное накопление промышленного капитала путем применения эффективных технологий и «ноу-хау». В 1992 г. Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», или «технология в обмен на рынок», то есть уступка части национального рынка транснациональным корпорациям в обмен на получение от них передовой технологии, создание совместных предприятий в шести «особых зонах» Китая.
Развитие научных исследований обусловило в этих странах рост количества зарегистрированных заявок на патенты и рост экспорта капитала. Наибольший удельный вес в промышленном экспорте занимает экспорт высоких технологий «молодыми азиатскими тиграми» – Сингапуром, Южной Кореей, Китаем. При этом величина китайского экспорта превышает экспорт США в 1,5 раза; Германии – в 2 раза; Южной Кореи – в 3, раза и Сингапура – в 3 раза.
Вопрос 5. Особенности экономической модели Республики Беларусь
Рыночные преобразования в Республике Беларусь осуществляются в соответствии с «Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике», одобренными Верховным Советом республики 15 октября 1990г. В Программе указано, что рынок создает эффективные механизмы саморегуляции и стимулы хозяйственной деятельности, формирует новую экономическую среду, основанную на многообразии форм собственности, развитии предпринимательства и конкуренции, открытости и интеграции в мировое хозяйство. При этом используются гибкие методы государственного регулирования, обеспечивается социальная защита граждан. Белоруссия строит свои взаимоотношения с другими суверенными республиками на основе принципов Декларации о государственном суверенитете. В Программе определено многообразие форм собственности, признаются частная собственность и наем рабочей силы в пределах, определяемых законодательством республики. Частная собственность на землю до конца переходного периода, завершения расселения жителей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, не допускается. При переходе к рынку создаются банковская, бюджетная и налоговая система на принципах рыночной экономики, предусматривается поэтапное введение свободного ценообразования. На этапе перехода к рыночным отношениям предусматривается специальная система социальных гарантий и защиты различных социальных групп населения.
С учетом изменения цен: · определяется минимальный потребительский бюджет, минимальный уровень заработной платы; · проводится реформа оплаты труда, стимулирующая заинтересованность работника; · вводятся компенсации и пособия; · индексация доходов; · повышаются процентные ставки по вкладам населения; · создаются специализированные рабочие места для инвалидов и пенсионеров. Формируются республиканские фонды занятости, пенсионный фонд и фонд социальной защиты. В условиях начала экономического кризиса в РСФСР и некоторых других республиках СССР в 1990г. Верховным Советом и правительством БССР была разработана «Государственная программа Белорусской ССР по стабилизации экономики и социальной защите населения», утвержденная 5 июля 1991 г. В программе указано, что стратегическим направлением остается формирование социально ориентированной рыночной экономики на основе республиканской программы перехода к рынку. В Программе определена цель построения социально ориентированной рыночной экономики, глубокая структурная перестройка народнохозяйственного комплекса и приоритетное развитие сельского хозяйства, производства продовольствия, товаров народного потребления, наукоемких производств и экспортного потенциала. Задачей является создание принципиально нового народнохозяйственного комплекса, в полной мере гарантирующего экономический и политический суверенитет Белоруссии. В условиях суверенной Республики Беларусь продолжается построение модели социально ориентированной рыночной экономики. В октябре 1996г. на Всебелорусском собрании народных представителей были приняты «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы». Стратегической целью социально-экономических преобразований является повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Стратегической цели удовлетворяет модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан. В процессе формирования новой экономической модели предусматривается: · обеспечить либерализацию экономической деятельности, свободу предпринимательства, конкурентную среду, реструктуризацию и коммерциализацию государственных предприятий; · создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем привлечения инвестиций;
· преобразовать систему распределительных отношений, создать систему сильной социальной защиты; · преобразовать систему государственного регулирования с переводом на экономические методы управления; · сформировать сильную финансовую денежно-кредитную систему; · обеспечить экономическую безопасность страны. 3 апреля 2000г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.». Стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики. В настоящее время в основе рыночных преобразований в республике находятся «Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основные направления совершенствования предусматривают: · формирование национальной инновационной системы; · создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; · развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; · расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем. Следовательно, белорусская модель социально-экономического развития является социально ориентированной рыночной экономикой. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой. Белорусская экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции. Белорусская модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, государственное регулирование обязательно. В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, направленной на повышение эффективности производства. Главной задачей является привлечение в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов. Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в лекции, прочитанной в Белорусском государственном экономическом университете 29 ноября 2002 г., белорусская модель развития: Во-первых, не позволила в нашей стране сформироваться олигархическим кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках. Во-вторых, не допустила к власти криминальные элементы. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира. В-третьих, наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей. В-четвертых, белорусская модель развития не привела к разрыву экономических связей с партнерами, развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко раскрыл основные принципы социальной справедливости, которых придерживается в своей деятельности белорусское правительство: старшее поколение должно иметь обеспеченную старость; люди в трудоспособном возрасте – работу, соответствующую уровню их образования и квалификации, с адекватной оплатой труда; молодежь – равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессий и специальностей в соответствии с их способностями и склонностями, а также потребностями народного хозяйства.
Структурно-логическая схема 4. Этапы реализации экономической модели Республики Беларусь
В «Основных положениях национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», принятых в июне 2004 г., определенна необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны. Переход страны к устойчивому развитию определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, национальными ресурсами, экономическим потенциалом и возможностью его наращивания. Доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ. Республика Беларусь имеет благоприятные факторы и условия для перехода к устойчивому развитию: · выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; · развитую систему транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; · значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов); · высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; · значительный научно-технический потенциал; · многоотраслевой промышленный комплекс; · достаточно мощную строительную базу; · комплексность развития внутриреспубликанских регионов; · многовекторные внешнеэкономические связи. Республика Беларусь к 1996 г. преодолела спад производства и достигла в последующие годы положительные сдвиги в социально-экономическом развитии, что нашло отражение в темпах прироста макроэкономических показателей. По индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ. В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определены стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели – как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН в конкретных условиях Беларуси. Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основные факторы устойчивого развития: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы. Главные приоритеты устойчивого развития: «высокий интеллект – инновации – благосостояние». Важнейшие задачи обеспечения устойчивого развития: < переход на инновационный путь развития; < реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики; < снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния. В результате реализации модели социально ориентированной рыночной экономики в 1995 г. в суверенной Беларуси был остановлен спад производства, вызванный внешними и внутренними причинами, в 1996 г. достигнут прирост 3,6 % валового внутреннего продукта к уровню 1995 г. Среднегодовые темпы роста ВВП с 1996 по 2014 г. составили 106,3 %. Валовой внутренний продукт в 2014 г. превысил объем национального продукта, созданного в БССР в 1990 г., в 1,97 раза и был больше в 2,24 раза, чем ВВП Республики Беларусь, произведенного в 2000 г. Рост объема национального производства привел к улучшению использования рабочей силы. Переход к рыночным отношениям вызвал появление безработных и рост уровня безработицы в условиях кризисных явлений в республике. Стабилизация экономики, наращивание темпов роста валового внутреннего продукта позволили в настоящее время снизить количество безработных до 0,5 % от экономически активного населения.
Валовой внутренний продукт и занятость рабочей силы в Республике Беларусь Таблица 1.4.1.
Вопросы и задания к теоретическому материалу темы
Вопросы к теоретическому материалу 1. Что понимается под натуральным производством? 2. Что понимается под товарным производством? 3. В чем состоит сущность рынка? 4. Какова сущность механизма конкурентной рыночной экономики? 5. Каковы модели рыночных структур в условиях конкуренции? 6. Как складывается система равновесия цен и производства в рыночной экономике? 7. Как решаются основные экономические проблемы общества в условиях рыночной системы хозяйства? 8. Какие модели характерны для современной смешанной экономики? 9. Почему необходимо воздействие государства на процесс производства и потребления в смешанной экономике? 10. В чем состоит главная цель экономической политики государства в Республике Беларусь?
Задания к теоретическому материалу 1. Объясните, какие условия вызывают существование товарного производства. 2. Докажите, что в условиях товарного производства на основе развития частной собственности и общественного разделения труда происходит формирование рынка. 3. Проанализируйте, как осуществляется взаимодействие покупателей и производителей товаров в условиях рыночного механизма. 4. Раскройте решение трех основных проблем в условиях рыночной экономики. 5. Объясните цель и функции государства в смешанной экономике. 6. Выскажите Ваше мнение по вопросу: «Что является общим и каковы различия в американской и западноевропейской моделях смешанной экономики?» 7. Проанализируйте основные особенности экономической модели социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
Материалы к семинарскому занятию
Проблемы, выносимые на семинарское занятие 1. Рынок и его функции. 2. Структура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. 3. Классификация рынков и рыночная инфраструктура. 4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель. 5. Особенности экономической модели Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|